Цитата сообщения Alexandra-Victoria
Художники Crane: Walter Crane "Превратить художников в ремесленников, а ремесленников — в художников"
Работы из частных коллекций и музеев в стиле Pre-Raphaelite.
Отец Thomas Crane (British, 1808–1859) здесь
![](https://b.radikal.ru/b11/1808/30/d158f5be1396.jpg)
1865 Безжалостная красавица (La Belle Dame sans Merci)
Мл. сын Walter Crane (British, 1845-1915)
Уолтер Крейн/Walter Crane (15 августа 1845, Ливерпуль — 14 марта 1915, Лондон) — английский живописец, иллюстратор и дизайнер.
![](https://a.radikal.ru/a04/1808/27/77d7b19d1f3d.jpg)
Walter Crane by George Frederic Watts
Родился 15 августа 1845 года в Ливерпуле в семье живописца и миниатюриста Томаса Крейна. Вскоре семья Крейнов перебралась в Девоншир, а в 1857 году переехала в Лондон. Первым учителем Крейна был его отец. После смерти Томаса Крейна в 1859 году Уолтер стал учеником гравёра Уильяма Джеймса Линтона. Тот оценил высокое исполнительское качество работ юноши и помог ему получить первые заказы. Участник чартистского движения, Линтон познакомил Крейна с политическим и религиозным деятелем Дж. Р.Уайзом, чьи радикальные взгляды в значительной степени повлияли на мировоззрение художника и его увлечение социалистическими идеями. Уайз первым познакомил Крейна с поэзией Шелли, которая, по словам самого художника, «сделала его бунтарем», а также с трудами Джона Рескина, в те годы активного идеолога движения прерафаэлитов.
![](https://a.radikal.ru/a06/1808/70/7c5c2a7a0d84.jpg)
Виолет и Лили, дочери Эдмунда Рутледжа (Violet and Lily, the daughters of Edmund Routledge)
В 1862 году Крейн дебютировал на выставке в Королевской Академии своей картиной «Леди Шалотт». Вскоре он стал одним из лидеров группы молодых художников, объединенных восхищением творчеством Берн-Джонса и Симеона Соломона. Критики презрительно окрестили их «группой поэтов без школы грамматики», намекая на незрелость их стиля.
![](https://a.radikal.ru/a27/1808/99/c3498694ea68.jpg)
Их работы регулярно отклонялись жюри выставок Королевской Академии, и молодые художники экспонировали свои полотна в более либеральной Галерее Дадли. В течение 1870-х годов Крейн также активно участвовал в выставках Общества акварелистов, а с 1877 года показывал свои работы в Галерее Гросвенор и в Новой Галерее.
![](https://d.radikal.ru/d39/1808/17/00c74783a427.jpg)
Зачарованная лодка
В 1871 году художник женился и осенью того же года отправился в свадебное путешествие по Италии. По дороге в Рим он побывал в Вероне и Венеции, изучая полотна Мантеньи, Карпаччо и Беллини, а также во Флоренции, где пришел в восхищение от картин Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», представленных в Галерее Уфицци, тогда еще не самых почетных местах. (Позднее он выразил свой восторг, написав свое «Возрождение Венеры», пожалуй, самую «итальянскую» из его картин, показанную на первой выставке в Галерее Гросвенор и купленную художником Джорджем Фредериком Уоттсом.)
![](https://a.radikal.ru/a25/1808/31/576b92b554cf.jpg)
1883 Весна (La Primavera)
![](https://b.radikal.ru/b05/1808/d5/4efba64dc444.jpg)
1877 Возрождение Венеры (The Renaissance of Venus) Частное собрание
![](https://a.radikal.ru/a31/1808/bf/476086d7051d.jpg)
1877 Возрождение Венеры (The Renaissance of Venus) Лондон, музей Тейт
В Риме Крейн приступил к работе над одной из самых сложных и символичных своих работ — «Смерть Года» (1872). Картина навеяна одноименной поэмой Шелли, написанной в 1821 году и изданной посмертно. На картине изображены аллегорические фигуры месяцев, сопровождающих катафалк с телом мертвого года. Во главе процессии идут две фигуры — Время в образе священника, читающего поминальную молитву, и Любовь, крылатая фигура с кадилом в руке. «Смерть года» определила интерес художника к мистической символике, что сближает его искания с творчеством Эдварда Берн-Джонса, перед талантом которого Крейн преклонялся.
![](https://b.radikal.ru/b19/1808/32/e3889e06c506.jpg)
1909 Суд Париса
В 1871 году Крейн познакомился с Берн-Джонсом и Уильямом Моррисом. Последний также придерживался социалистических взглядов и на долгие годы стал близким другом художника, а его книга «Искусство и социализм» оказала на мировоззрение Крейна огромное влияние. Вместе с Моррисом он принял активное участие в движении за возрождение традиционных искусств и забытых ремесел и тем самым внес значительный вклад в развитие декоративного искусства.
![](https://a.radikal.ru/a21/1808/43/78f98e9caad4.jpg)
Кони Нептуна (Neptune's Horses)
![](https://c.radikal.ru/c33/1808/92/fe401fd21aeb.jpg)
Кони Нептуна (Neptune's Horses)
Крейн выполнял рисунки для обоев, разрабатывал эскизы гобеленов, витражей и керамической плитки, занимался дизайном интерьера. В оформлении интерьера он стремился достичь гармонии целого, начиная от основных линий ансамбля и кончая простейшими бытовыми предметами, опираясь при этом на исследования в области линии и цвета. В 1888 году художник стал одним из организаторов и первым президентом «Общества искусств и ремесел», цель которого он видел в том, чтобы «превратить художников в ремесленников, а ремесленников — в художников». В задачи общества входила организация выставок произведений прикладного искусства с целью их популяризации. Среди членов общества были также Уильям Моррис, Эдвард Берн-Джонс, Хейвуд Самнер, Филип Уэбб, Эдвард-Онслоу Форд и другие художники.
![](https://b.radikal.ru/b42/1808/4f/1e1fd17d5643.jpg)
1863_Руфь и Вооз (Ruth and Boaz)
В 1895 году Крейн был избран почетным членом Мюнхенской Академии. В течение многих лет художник исполнял обязанности директора Манчестерской Школы искусств; в 1897—1898 годах он также непродолжительное время возглавлял Королевский художественный колледж, однако невозможность совмещать службу и творчество вынудила его оставить этот пост. Уолтер Крейн был также литературно одаренным человеком и блестящим теоретиком искусства. Свои эстетические взгляды он изложил в работах «Задачи декоративного искусства» (1892), «Декоративная книжная иллюстрация» (1896), «Основы рисунка» (1898), «Линии и формы» (1900) и другие. В 1907 году увидела свет книга воспоминаний художника.
![](https://c.radikal.ru/c36/1808/94/1ea60d8e8fd8.jpg)
Пандора
В политике Крейн придерживался левых взглядов. Исповедуя марксизм, художник, вместе с тем, отвергал идею достижения социализма революционным путем, считая, что смена общественных формаций должна произойти через образование и просвещение рабочих масс. Он был членом Независимой лейбористской партии, принимал активное участие в издании партийной литературы. Активная жизненная позиция удивительным образом сочеталась в нем с кротостью характера, деликатным, почти нежным отношением к близким людям, что отмечают в своих воспоминаниях многие его современники.
![](https://d.radikal.ru/d38/1808/28/a34cbd4c4499.jpg)
1870 (ок) Триптих Европа, Азия Африка (Europe, Asia, Africa) Частное собрание
В декабре 1914 году на Крейна обрушилось несчастье: его жена Мэри погибла под колесами поезда. Художник был глубоко потрясен смертью любимой женщины, с которой прожил 44 года. Не пережив утраты, он умер три месяца спустя, 14 марта 1915 года, в Хоршемской больнице.
![](https://b.radikal.ru/b06/1808/69/d28bd47d8646.jpg)
жена художника Мэри
Многие работы художника были проданы на аукционах, в том числе картина ниже 'The Roll of Fate' приобретена на Christie's London 'Victorian and Traditionalist Pictures' в 2009 за $681,105.
![](https://d.radikal.ru/d21/1808/20/8e0687be1fad.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a07/1808/a6/b003e8ae010b.jpg)
1882 Свиток судьбы (The Roll of Fate)
![](https://b.radikal.ru/b22/1808/07/84ad2453765a.jpg)
"Lilies"
![](https://c.radikal.ru/c35/1808/5b/929616219a99.jpg)
A Masque for the Four Seasons
![](https://a.radikal.ru/a03/1808/73/389a657f7bf1.jpg)
Мост жизни
![](https://a.radikal.ru/a28/1808/aa/1d26977ff602.jpg)
Diana and Endymion
![](https://b.radikal.ru/b21/1808/c0/00a248d65619.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a40/1808/ae/f038f125d694.jpg)
1891 Четыре времени суток (Four times of the day)
![](https://a.radikal.ru/a29/1808/5b/fe5ac8173aef.jpg)
Лилии Мадонны в саду
![](https://b.radikal.ru/b04/1808/ef/9fb4c39fa192.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a18/1808/c4/1f8b6c070704.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c25/1808/2c/91597f4df527.jpg)
1885 Лаура за чтением
![](https://c.radikal.ru/c01/1808/ea/d8e3d7a4c785.jpg)
LOHENGRIN
![](https://a.radikal.ru/a43/1808/0b/fd561c63831a.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d33/1808/ce/919867d6f781.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b03/1808/3f/356ed13e9ba1.jpg)
Пришествие Весны
![](https://d.radikal.ru/d13/1808/97/d5a1540b9bce.jpg)
The Fate of Persephone
![](https://d.radikal.ru/d33/1808/d9/ae9160e62728.jpg)
The Swan Maidens
![](https://b.radikal.ru/b22/1808/d0/f100f94d8fef.jpg)
Winter
Крейн был весьма разносторонним художником и преуспел во многих областях искусства, однако наиболее ощутимый вклад он внес в английскую книжную графику. В начале 1860-х годов художник познакомился с издателем Эдмундом Эвансом, пионером недорогой цветной печати. Вместе они начали массовое производство детских книг на дешевой бумаге, а потому доступных даже людям с малым достатком. Изысканное художественное оформление, великолепное знание детской психологии и невысокая цена продукции тандема Эванс-Крейн вскоре сделали первого богатым, а второго широко известным. В 1870-х годах Крейн выполнил целый ряд детских книжек-тетрадок для лондонского издательства «Джордж Роутлидж и сыновья», которые еще более упрочили его успех и сделали одим из самых популярных художников книги. Крейн выполнил более 50 богато иллюстрированных книг для детей.
![](https://c.radikal.ru/c21/1808/06/0d7866c86328.jpg)
Мыльные пузыри
Графический стиль Крейна явился отражением его интереса к искусству Ренессанса, что проявилось в первую очередь в изображении костюмов и интерьеров. Он также испытал значительное влияние японской гравюры с ее линеарностью и локальным цветовым решением, что, по мнению художника, абсолютно соответствовало особенностям детского восприятия.
![](https://d.radikal.ru/d24/1808/b1/14db8b487446.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b13/1808/17/06d677bfd321.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c19/1808/e5/30e1b75a914e.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b26/1808/af/f3fdec344769.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a25/1808/5e/cdf54abb11d4.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d21/1808/11/1004603986a8.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d36/1808/14/0c414331a39d.jpg)
1894 Иллюстрации к Виндзорским насмешницам
![](https://c.radikal.ru/c17/1808/23/2947579cf7da.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c03/1808/dd/c3e1c46dbada.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b02/1808/ac/00263d4e6f65.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c23/1808/5c/8182e5dc8e52.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d32/1808/05/0b1e7bfa8162.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b38/1808/14/0f9bb69e9a12.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d24/1808/50/d885e27de936.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a38/1808/40/3eefaa0ff891.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c19/1808/6e/378ca837245d.jpg)
1899 Искушение Евы
![](https://b.radikal.ru/b15/1808/09/3298fc04d588.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a03/1808/2a/b28718e23666.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d18/1808/ad/902b133a0bbb.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a28/1808/fb/646b563dd015.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b11/1808/d3/f1ab9a863c8a.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b43/1808/2e/859993588b1a.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c35/1808/5e/902734c5b50f.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a35/1808/6a/25f8ee7ca297.jpg)
1890 (ок)_Зеркало Венеры (The Mirror of Venus)
![](https://c.radikal.ru/c42/1808/ab/468d3e9571d8.jpg)
1862 "Леди Шалотт" Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства
![](https://d.radikal.ru/d33/1808/4d/995fec64a2ba.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a30/1808/44/ddbbbfef96e3.jpg)
Женщина, сидящая на диване (Woman Seated on a Sofa) Нью-Йорк, музей Метрополитен
![](https://d.radikal.ru/d04/1808/39/bbfc9268b8d5.jpg)
Итальянский сельский дом (Italian Farmhouse) Нью-Йорк, музей Метрополитен
![](https://c.radikal.ru/c19/1808/28/8cea6135e5ac.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c42/1808/4d/613ad7ab4f64.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c08/1808/66/7a158e921495.jpg)
Снеговик
![](https://a.radikal.ru/a39/1808/61/89688e327971.jpg)
Famous Angel
![](https://c.radikal.ru/c32/1808/37/638d3096b2c0.jpg)
Famous Angel
![](https://c.radikal.ru/c09/1808/98/aec3ac29d96a.jpg)
Beautiful
![](https://a.radikal.ru/a30/1808/e0/ef385301beeb.jpg)
1900 (ок) Чувство вкуса