Ленинские горки |
Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Горки является жемчужиной Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские».
Усадьба Горки – одна из немногих среднепоместных усадеб России с хорошо сохранившимися интерьерами зданий. Живописные окрестности, неповторимая архитектура и уникальная история усадьбы вызывает неподдельный интерес. Первый каменный дом в сельце Вышние Горки, упоминаемый в документах конца XVIII века, принадлежал Марфе Афанасьевне Спасителевой, вероятно, последней представительнице этого старинного рода. Предком Спасителевых был священник Сальватор (по-латыни - Спаситель), который прибыл в Россию в свите невесты Ивана III Софьи Палеолог. Место для архитектурного ансамбля было выбрано очень удачно: на высоком берегу речки Туровки, с широким видом на дальние луга, долину Пахры. Пологий луг спускался от дома к небольшому круглому пруду, ставшему центральным элементом парковой композиции. О том времени напоминают сохранившиеся в западной пейзажной части парка деревья - дубы, липы, вязы, которым уже более трехсот лет.
В XIX столетии усадьба Горки часто переходила из рук в руки. Каких только имен с нею не было связано: Голохвастовы и Кречетниковы, знаменитые московские богачи Дурасовы, попечитель Московского университета генерал А. А. Писарев, Лопухины. Каждый новый владелец обязательно что-нибудь менял в домах по своему вкусу.В первой трети XIX века перед Большим домом появился парадный двор, или курдонер, с двух сторон замкнутый флигелями. Был разбит сад с привычными липовыми аллеями, боскетами, нарядным зеленым партером перед восточным фасадом дома. Вероятно, в Горках работал очень талантливый архитектор, сумевший расположить этот усадебный ансамбль свободно, вольно, в полной гармонии с окружающей его природой, создав ощущение покоя и уюта.Свой современный респектабельный облик имение Горки получило в 10-х годах ХХ века, когда им владела вдова Саввы Тимофеевича Морозова Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот-Резвая. Большое состояние помогло ей восстановить и отделать дом, вернуть поместью почти все принадлежавшие ему земли. В усадебных домах появились многие блага цивилизации: паровое отопление, электричество, водопровод. Над окнами второго этажа были помещены барельефы с сюжетами из древнегреческой мифологии.Умеющая зарабатывать деньги, Зинаида Григорьевна превратила Горки в процветающую капиталистическую ферму. Во вновь отстроенной оранжерее выращивались экзотические для средней полосы фрукты и редкие цветы. Рядом с домом был разбит фруктовый сад, посажены ягодники; молочный скот и элитная пшеница получали медали на сельскохозяйственных выставках. Все это приносило владельцам немалый доход. В имении работали наемные рабочие из Прибалтики и поденщики из окрестных сел. Усадебные дома получили новые фасады, их площадь несколько расширилась за счет пристройки с северной стороны зимнего сада, а с южной - большой летней террасы. Существует предположение, что грандиозную реконструкцию этой барской усадьбы производил известный архитектор Ф. О. Шехтель. Морозова привезла в Горкичасть вещей из своего московского дома на Спиридоновке, проданного в 1909 году, и некоторые предметы - мебель и декоративно-художественные изделия из Покровского-Рубцова - имения, отданного старшему сыну Тимофею. Интерьеры горкинских комнат украсили коллекции мейсенского фарфора, многочисленные миниатюрные портреты XVIII-XIX столетий, полотна старых и современных мастеров (портреты кисти И. Макарова и В. Серова, пейзажи И. Левитана, П. Петровичева, А. Борисова), прекрасные ампирные гарнитуры (дворцовая мебель Росси, гарнитур на золотых лебедях).Превращение Горок в место постоянного отдыха В. И. Ленина оградило их на время от разорения и вывоза имущества. По воспоминаниям солдат ленинской охраны, он просил в доме ничего не менять и специально для него не переделывать, все перестановки ограничились тем, что в его комнате появились ширмы, а со стен сняли кое-какие портреты. Но в других помещениях все оставалось на своих местах. На приезжавших в Горки друзей Ленина усадебный дом производил впечатление настоящего дворца, с ампирно-нарядными залами, увешанными картинами, "в основном во вкусе 30-х годов", - вспоминал искушенный в искусстве А. В. Луначарский. После смерти вождя эта дача еще долгие годы находилась в полном распоряжении семьи его брата Дмитрия и племянников. Две комнаты были признаны мемориальными: кабинет Ленина и комната, где он умер.
Сразу привлекает внимание арка с колоннами, задумка знаменитого Ф. Шехтеля.На стене в центре картина Виноградова, остальное - картины неизвестных французских художников. А рояль здесь никогда не стоял, его принесли сюда для съемок фильма.На зеркале стоят часы, стрелки которых замерли на 18.50. Это время смерти В.И. Ленина. По распоряжению Н.К. Крупской все часы в доме остановили именно на этом времени.Если пройти из прихожей между белыми колоннами арки, то попадаешь в самую большую комнату дома - Зимний сад.
Окно находится в самом большом помещении дома - в зимнем саду. Эта боковая пристройка к дому появилась при реконструкции усадьбы в 1910-м году. Здесь, в Зимнем саду, хозяйка устраивала роскошные приёмы, балы и музыкальные вечера. Обставлен зимний сад с поистине купеческим размахом. На шторах рисунок - золотая пчела, такой же, который украшал занавес Парижской оперы.Стоящий здесь киноаппарат обязан своим появлением Ленину - любил Ильич на досуге кино посмотреть.
Столовая - одна из самых ярких и нарядных комнат дома. Гарнитур из карельской березы был гордостью хозяйки. Мебель большей частью была перевезена сюда из особняка на Спиридоновке или куплена в лучших магазинах Москвы и Петербурга.Ленин этой роскошью не пользовался, питался, когда жил в большом доме, в маленькой скромной комнатке.Сервиз на столе - кузнецовский фарфор
За этим столом работал В.И. Ленин пока позволяло здоровье.Электрических ламп еще было очень мало , и изобретательная хозяйка переделывала их, взяв за основу вазы для цветов.Здесь же в кабинете за ширмой стояла кровать Крупской
Комплект люстр был сделан, очевидно, по рисункам Шехтеля специально для этой усадьбы.Большая комната в центре второго этажа в советское время имела вид траурного зала, именно в этой комнате стоял гроб Ленина.
Комната где жил Ленин. Именно в ней, в своей кровати Ленин умер 21 января 1924 года. Скульптором Меркуровым была снята посмертная маска вождя, копию которой мы видим на столике у окна.
В 1909г. Усадьбу приобрела вдова известного русского мецената Саввы Тимофеевича Морозова Зинаида Григорьевна, к тому времени ставшая женой московского градоначальника Анатолия Анатольевича Рейнбот. При ней архитектурно-парковый ансамбль был реконструирован с стиле неоклассицизма. Работы велись при участии известных архитекторов Ф. Кольбе и Ф. Шехтеля. Реконструкция была завершена в 1914 году. К Большому дому были пристроены Зимний сад и большая веранда. Окна второго этажа украсили барельефы на темы греческой мифологии. На западном фасаде дома появился шестиколонный портик ионического ордера. Восточный фасад был оформлен колоннадой тосканского ордера. Изменилось и убранство интерьеров. Парадный двор украсили фонтан и балюстрада. К Северному и Южному флигелям были пристроены изящные портики и полуротонды. Рядом с большим домом появился теннисный корт. В пейзажном парке на склоне оврага были проложены дорожки с белокаменными лестницами, построены беседки и грот с балюстрадой, а также большой пруд с плотиной и дамбой. Во внутреннем хозяйственном дворе была сооружена водонапорная башня, проведено электричество, центральное отопление и телефон. В имении было создано образцовое фермерское хозяйство.В этом здании временно жил В.И. Ленин, пока в главном доме не сделали отопление.
В мемориальном гараже на территории усадьбы Горки Ленинские находятся дорожная коляска (прообраз электромобиля), сани для зимних прогулок и автомобиль «Роллс-Ройс»-вездеход!!!Дорожная коляска — подарок Ленину от английских рабочих, сделанный ему в 1923 году, когда в период болезни Ленина английские рабочие узнали, что ему трудно передвигаться. Этот электромобиль представляет собой самоходное кресло на резиновом ходу, с двумя задними колесами большего диаметра и двумя передними меньшего диаметра с малой колеей. Под вездеход автомобиль переделан в России под нашу погоду и дороги.Это единственный в мире Ролс Ройс на полугусеничном ходу.Переделанный для Ленина автомобиль «Роллс-Ройс» (до этого принадлежал императору Николаю II). Зимой к передним колёсам автомобиля приделали лыжи
На протяжении нескольких столетий Горки были имением рода Спасителевых. В последней четверти XVIII века в селении Вышних Горках М. А. Спасителевой был сооружён в кирпиче жилой комплекс и разбит регулярный сад. При переходе владения к Дурасовым на рубеже XVIII—XIX веков застройка усадьбы была полностью обновлена. Усадьба часто меняла владельцев, переходила из рук в руки, одно время принадлежала Писареву А. А., доставшись ему в качестве приданого жены. Водонапорная башня, хозяйственные постройки, беседки в парке появились в начале XX века, когда поместьем владели миллионерша Зинаида Морозова и московский градоначальник Анатолий Рейнбот, её муж. Последним жильцом Горок был В. И. Ленин.
Памятник В. И. Ленину в Кремле располагался в Московском Кремле, в Тайницком саду. Демонтирован и перенесён в Горки в 1995 году. В 1967 году в год 50-летия Октябрьской революции прошёл конкурс на лучший памятник В. И. Ленину в Московском Кремле, в котором приняло участие более 50 авторов. Лучшим было признано произведение ленинградцев скульптора В. Б. Пинчука и архитектора С. Б. Сперанского. Памятник был торжественно открыт 2 ноября 1967 года в Тайницком саду. Он был выполнен из бронзы, а постамент — из тёмно-серого гранита, добытого на Украине, площадка вокруг памятника была выложена полированными лабрадоритовыми плитами. В. Б. Пинчук на протяжении многих лет работал над образом Ленина. Известны его работы «В. И. Ленин в Разливе» (1935), «В. И. Ленин на трибуне» (1973). Поэтому ему удалось в памятнике, установленном на территории Кремля, создать исторически достоверный образ Ленина. Автор рассказывал, что хотел показать Владимира Ильича присевшим в скверике на минуту, чтобы зрителям захотелось постоять у памятника. Ленин жил и работал в Кремле более пяти лет: с марта 1918 года, когда столица была перенесена в Москву, по май 1923 года. Личная квартира и рабочий кабинет Ленина находились на третьем этаже бывшего здания Сената. С 1955 по 1994 год — музей, в котором побывало более двух миллионов человек. C 1898 по 1918 год в Тайницком саду находился памятник императору Александру II. Здесь же 1 мая 1920 года проходил Всероссийский субботник, в котором участвовал Ленин и лично организовал снос памятника великому князю Сергею Александровичу. В 1995 году памятник Ленину был демонтирован, скульптура перенесена в «Парк искусств» на Крымской набережной, а затем в Ленинские Горки, где находится и по сей день. За памятником находится дача, построенная в Горках ещё до того, как усадьбу купила Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот.
За южным флигелем был построен хозяйственный двор с конюшней, каретным сараем и водонапорной башней. Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» — музей В. И. Ленина, функционирующий на базе бывшей дворянской усадьбы «Горки». Расположен в посёлке Горки Ленинские, рядом с городом Видное Московской области, примерно в 10 км от МКАД по каширскому направлению. Усадьба Горки возникла в конце XVIII века, парк и усадебный дом восходят ко времени Дурасовых (начало XIX века), хозяйственные сооружения и парковые павильоны — к предреволюционным годам, когда поместьем владели миллионерша Зинаида Морозова и московский градоначальник Анатолий Рейнбот, её муж. Ленин стал бывать в Горках осенью 1918 года, после совершённого на него покушения. Обычно он приезжал сюда в нерабочие дни (например, в отпуск), с зимы 1921-22 гг. стал проводить здесь основную часть времени. С 15 мая 1923 тяжело больной «вождь пролетариата» жил в Горках постоянно, здесь же он и скончался. После смерти Ленина усадьбу занимала до 1949 года семья его брата Дмитрия Ильича. Музей-заповедник распахнул свои двери к 25-й годовщине смерти Ленина, в январе 1949 года. Территория усадьбы реконструирована в 1961—1962 архитекторами В. И. Долгановым и Г. А. Механошиной.
Фото Наташенька ***** Фото Серебряков Валерий
Рубрики: | Россия. Города. Культура |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |