Вильнюс. Литва |
Вильнюс незаслуженно обойден большим туризмом. Я считаю, что это один из красивейших городов Европы.
Костел был заложен в 1604 г, но начатое строительство не было завершено. В 1610 г. костел горел, а окончательно он был достроен в 1616 г. Костел Св. Казимира - это первый образец стиля барокко в Вильнюсе. Архитектурный план храма отражает план первого иезуитского костела в Риме: продольный и поперечный нефы образуют латинский крест, а над местом их пересечения возвышается высокий купол. Боковые нефы превращены в отдельные часовни, над которыми сооружены открытые галереи. Двубашенный фасад костела возведен в традиции литовского костёльного строительства.
Самое красивое архитектурное сооружение Вильнюса - ворота базилианского монастыря Святой Троицы, творение Иоганна Кристофа Глаубица (1761). Барокко.
В архитектуре города резко очерчены различные европейские стили архитектуры: готика, ренессанс, барокко и классицизм. Кривые улочки, тесно стоящие здания олицетворяют средневековый образ города, придавая ему интимность и уют. Необычный купол в виде черной с золотом короны - собор св. Казимира, какая была у великих князей Литовских из рода Ягеллонов, одним из самых известных представителей которого стал литовский княжич и польский королевич Казимир, впоследствии канонизированный и являющийся святым покровителем Литвы и Польши. Купол костела св. Казимира. При советской власти в 1948 году костёл был закрыт, и в течение недолгого времени использовался как винный погреб. Затем в 1965 году он был отреставрирован но не для богослужений – в 1966 году здесь открылся Музей атеизма, который просуществовал до 1988 года. 12 мая 2004 года был торжественно отмечен 400-летний юбилей Костёла святого Казимира. Сегодня костёл ежедневно открыт для посещений.
Главная улица Вильнюса, проспект Гедимина, соединяет два городских центра ― историческую часть (на южном берегу Няриса) и деловую (на северном). При благоприятной погоде поход из старого города в новый может стать приятной прогулкой — больших расстояний в Вильнюсе не водится, да и для транспорта проспект доступен не всегда ― по выходным движение перекрывается. В это время вся улица целиком превращается в площадку для прогулок, рекламных акций и уличных представлений
8 января 2011, в Вильнюсе у Национальной библиотеки им. М.Мажвидаса открыли памятник "Весть", посвященный событиям 11 марта 1990г. 8-метровая скульптура женщины стоит на колонне. В руках у нее лук, из которого она стреляет в небо золотой стрелой. Автор этой скульптуры Юозапас-Кястутис Патамсис назвал ее "Весть". Молодая красивая женщина, держащая в руках лук и стреляет, сообщая миру весть о восстановлении независимости Литвы.
Костел святой Анны - по истине шедевр поздней литовской готики. Сравнительно небольшая церковь расположена перед костелом бернардинцев и образует с ним единый арихитектурный ансамбль, являясь его доминантой. Начиная с 1819 г. среди авторов закрепилось единое суждение, что костел Св. Анны – это памятник готической архитектуры мирового значения. Первые сведения о деревянном костеле Св. Анны датируются 1394 г.
Одним из самых древних православных храмов на территории Литвы является Церковь Святого Николая, веком основания которой признается век четырнадцатый. Как и водится, изначально, строение храма было деревянным, а воздвижение каменного строения началось в году четырнадцатом века шестнадцатого. Инициатором данного мероприятия стал князь Константин Острожский. Выбранный стиль воссозданного храма – готический. Затем, после пожаров храм снова восстанавливался, однако стили архитектуры выбирались другие. Так сегодня, в церкви, наряду с готикой можно увидеть следы барокко и даже русско-византийского стиля.
Костёл Святого Франциска Ассизского явственно свидетельствует о том, что выполнен он в стиле яркой вильнюсской готики века шестнадцатого. А затем дополнялся элементами архитектуры ренессанса и барокко в веке восемнадцатом.
Орган, пострадавший во время Второй мировой войны, не действует
Церковь бернардинцев (Церковь святых Франциска и Бернарда) - один из крупнейших готических храмов в Вильнюсе. Она образует единый архитектурный ансамбль со зданием монастыря и с костелом святой Анны. Полагают, что каменный костел Св. Анны построен в 1495-1500 гг. и освящен 22 05 1501 г. Когда в 1502 г. рухнул костел Бернардинцев, монахи проводили богослужения в костеле Св. Анны, но на протяжении всего времени он оставался приходским
Костёл Святого Франциска Ассизского, или Бернардинский костел, – один из наиболее ярких представителей готики в Вильнюсе. Он был освящен в честь двух святых Франциска и Бернардина, поэтому имеет еще название костёл Святых Франциска и Бернардина. Сегодня Бернардинский костел выглядит строго и внушительно. Благодаря тому, что храм изначально строился как часть оборонительной стены, под крышей в северной части фасада до сих пор сохранились 19 бойниц-амбразур.
Пречистенский кафедральный собор – ровесник башне Гедиминаса, символа Вильнюса, – встречал свадебный кортеж дочери Великого Московского князя Иоанна III Елены, венчавшейся с Великим Литовским князем Александром. Под сводами храма тогда звучали те же песнопения и церковно-славянские тексты, которые и сегодня звучат для новобрачных.
Купол костела св. Казимира, увенчанный короной династии литовский князей Ягеллонов, - является одним из доминирующих зданий в панораме Старого города. Костел, возведенный в XVII в., - одно из ранних, образцовых зданий в стиле барокко. Костел, выстроенный по образцу римского собора Иисуса Христа (Il Gesu), возведен в честь причисления к лику святых королевича Казимира.
Костел Св. Казимира и иезуитский монастырь основаны в 1596 г. Костел был заложен в 1604 г, но начатое строительство не было завершено. В 1610 г. костел горел, а окончательно он был достроен в 1616 г. Работами руководил архитектор Йонас Франкявичюс. Костел Св. Казимира - это первый образец стиля барокко в Вильнюсе. Архитектурный план храма отражает план первого иезуитского костела в Риме
Внешние стороны альаря часто украшаются элементами накладного декора (колонками, полуколоннами или пилястрами), декоративными филенками, реже — орнаментом, крайне редко — скульптурным рельефом. Частым атрибутом декоративного убранства. являются надписи: монограммы имени Иисуса Христа IHS, . Скульптура и живопись играет особую роль в оформлении пространства вокруг алтаря — апсидной стены, дарохранительницы, пресвитерия. С оформлением алтарного пространства связаны специальные жанры, в т.ч. алтарная картина. В наст. время традиция оформления А. развивается в сторону бóльшей строгости и лаконичности, поскольку ничто не должно отвлекать молящегося от совершаемого на алтаре.
Костёл святого Казимира известен своей великолепной акустикой и проходящими в нём концертами органной музыки. В зале в 2003 году был установлен механический орган немецкой компании «Oberlinger». Орган имеет три мануала (ручных клавиатур) и педаль, снабжён компьютерной системой управления записями, что позволяет запрограммировать около 3 тысяч различных комбинаций.
На башне Замка Гедиминаса оборудована смотровая площадка, с которой открывается просто потрясающий вид на все окрестности. Руинам замка и башне постоянно угрожает обрушение, из-за размывающих Замковую гору дождевых и талых вод.
У театрального входа установлена скульптура Станислава Кузьмы «Три музы»: комедии - Талия, трагедии - Мельпомена, драмы - Каллиопе, которые являются символом и покровительницами драматического национального театра Литвы. Основан в 1940 году, открылся 6 октября 1940 года спектаклем «Надежда» (или «Гибель „Надежды“») по пьесе Г. Гейерманса. . В своём нынешнем здании, на проспекте Гедиминаса, театр располагается с 1951 года.
Жемайте родилась в поместье Буканте в Жемайтии,— литовская писательница, прозаик и драматург.Родилась в семье безземельных дворян. С 1864 служила у помещиков няней и горничной. В 1865 вышла замуж за Лауринаса Жимантаса, бывшего крепостного. Около тридцати лет вместе с мужем занималась сельским хозяйством. Начиная с первых рассказов Жемайте изображала крестьянскую жизнь, а именно, прежде всего семейные отношения. Зная не понаслышке, писательница отражала в своей прозе практически все стороны и злободневные события тогдашней литовской жизни
Церковь построена в стиле, воспроизводящим древнерусский ростово-суздальский. Церковь была освящена в мае 1913 года Вильнюсскую Константино-Михайловскую церковь не случайно называют Романовской: возведена она в честь 300-летия Царствующего Дома Романовых. У вильнюсской церкви - двойное посвящение: святому равноапостольному царю Константину и преподобному Михаилу Малеину. Предыстория этого события такова. Православные жители города задолго до юбилея Императорской фамилии вынашивали идею воздвигнуть церковь в память подвижника православия в Западном крае князя Константина Константиновича Острожского. В 1908 году в Вильне широко отмечалась 300-летняя годовщина со дня его смерти. Но храм-памятник к этому сроку из-за недостатка материальных средств построить не смогли. И теперь верным поводом для воплощения замысла представлялся "Романовский юбилей", дававший надежду на благосклонность императора и материальную помощь от государства и от патриотически настроенных меценатов. И чтобы виленская церковь была в самом деле "Романовской", было решено дать ей двойное посвящение - во имя небесных покровителей Константина Острожского и царя Михаила Романова.
Почти не осталось следа от росписи внутренних стен храма – сохранились лишь небольшие фрагменты орнамента на стене. В первозданном виде в церкви сохранился лишь резной трехъярусный иконостас, изготовленный в начале ХХ века в Москве.
Роскошная королевская резиденция верховных литовских правителей Гедиминовичей была построена в Вильнюсе у Замковой горы еще в XV веке рядом с Верхним и Нижним крепостными сооружениями и несколько столетий поражала своим гостей столицы Великого княжества Литовского. Но в неспокойные годы XVII-XIX века из-за войн и восстаний дворец был стерт с лица земли, и последние двести лет место между Замковой горой и Кафедральным собором было абсолютно пустым. Только в 2002 году в честь тысячелетнего юбилея Литвы было принято решение восстановить прекрасный архитектурный памятник, а уже в 2009-м здесь поселился Национальный музей с огромной коллекцией археологических находок, найденных во время раскопок дворца. Стройка века продолжается, и экспозиция постоянно растет, а в воссозданных исторических интерьерах дворца проходят выставки и концерты, государственные мероприятия и конференции
Говорят, что когда Наполеон, пошёл на Россию войной, и уже захватил Вильнюс … Увидел Бонопарт сей удивительный собор, и восхищённый его красотой и изяществом, воскликнул : «О-ла-ла! О, если бы я только мог, то поставил бы на свою ладонь сию жемчужину, и прямо на ладони – перенёс бы её в Париж» … Но правда – оказалась гораздо прозаичней … Сначала французы разместили там свою конюшню … а напоследок, замерзая от холода, сожгли весь великолепный деревянный иконостас
Здание сыграло многозначную роль в истории и культуре республики. На этом месте в начале XVI в. был гостиный двор для купцов. В 1902 г. по проекту местного архитектора Короедова городская управа построила здесь эклектичное здание Городского зала. С 1904 г. в нем размещалась старейшая в Вильнюсе литовская книжная лавка. 15 декабря 1918 г. здесь проходило первое заседание Вильнюсского Совета рабочих депутатов, на котором была провозглашена Советская власть в Вильнюсе. На следующий день Временное революционное рабоче-крестьянское правительство Литвы манифестом объявило об установлении власти Советов во всей Литве.
Автором проекта Городского зала с гостиницей «Γρанд Отель» (1899—1902) был архитектор Константин Короедов, воспитанник Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, занимавший в Вильне должность городского инженера. Четырёхэтажное здание с пышными, помпезными формами выстроено в эклектичном стиле (иначе историзм) из кирпича, оштукатурено, в плане в виде буквы Т.
Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Литвой были установлены 30 декабря 1992 года. В 1993 году открылось посольство Литвы в Минске, а также посольство Белоруссии в Вильнюсе. ...... О здании Посольства Республики Беларусь в Литовской Республике В конце XVIII века большой участок земли между нынешними улицами Альгирдо и Пилимо принадлежал Констанции Плятерите-Хильзенене. Он находился в так называемом Новом городе, в котором согласно плана расширения Вильнюса от 1875 года, в последние десятилетия XIX века начались проводиться строительные работы. В XIX веке землей владел Людвик Плятер. До 70-х годов XIX века данное владение по частям было продано многим собственникам. Участок под зданием в 1868 году купил горожанин Ганновера садовник Георг Фридрих Вебер. После его смерти участок перешел к его жене Шарлоте Вебер, которая вышла замуж за садовника Германа Кеппе. На всем их участке площадью 4,56 га был посажен сад, в нем сделана оранжерея, устроены фонтаны. В 1900 году Ш. Кеппе получила разрешение на строительство одноэтажного каменного дома с подвалом по ул. Кавказской (ныне ул. Миндауго). Надзор за строительными работами проводил Станислав Стыпульковский. Считают, что он и спроектировал виллу. В 1910 году участок с домом приобрел купец Адольф Киц. Его жена Иоганна-Эмма и дочь Евгения управляли виллой до 1940 года. В этот период с западного фасада здания была пристроена терраса с переходом, была выполнена реконструкция отдельных частей здания снаружи и внутри. После II Мировой войны, в связи с застройкой квартала, земельный участок значительно уменьшился, а здание размещенное на нем было передано Вильнюсскому округу Прибалтийской железной дороги. В связи с приспособлением здания под сад-ясли, были ликвидированы почти все печи ( осталась одна ), закрашена живопись интерьера, удалена часть деревянных барельефов, утрачена часть лепных изделий. На протяжении последних 6-7 лет здание было без хозяина, поэтому не действовали системы отопления, водопровода. Крыша протекала во многих местах, в результате: стены увлажнились; штукатурка, краска и лепка во многих местах пришли в непригодное состояние. Строение представляет стиль необарокко. Это одноэтажное здание с выраженным цокольным этажом, прямоугольного плана. Здание кирпичное, оштукатуренное. С западной стороны во двор трехстенным концом выступает зал, рядом оборудована терраса с открытой колоннадой. С южной стороны пристроена квадратная оранжерея. Основной ( восточный ) фасад симметричный, с выступом в средней части. Фронтон с выступом, волнистыми линиями и башенка с барочным силуэтом подчеркивают портал с пластичными формами, украшенный картушем. Башенка опоясана резными элементами. Плотно расположенные большие прямоугольные окна опоясывают наличники, вокруг окон симметричные сандрики и лепка в виде листьев. Оконные откосы украшены рустами, верх стены опоясан карнизом который поддерживают массивные кронштейны. Элементы декора основного фасада повторяются на всех фасадах. Вход северного фасада с четырьмя колонными портиками тосканского ордера. В западном (со стороны двора) фасаде доминирует выступ с небольшим фронтоном волнистых форм и террасой с переходом, колоннадой колонн тосканского ордера и железобетонной балюстрадой. Оранжерея, находящаяся со стороны южного фасада, выделяется своими высокими стенными окнами. Все помещения украшены лепкой, розетками с растительными мотивами, опоясывающим карнизом. Потолки части помещений имеют плафоны. Над дверными проемами имеются супрапорты. В одном из помещений восстановлен камин с рельефным, зеленого цвета, глазурованным кафелем и орнаментальными металлическими решетками. Особенно красочен зал с многочисленной лепкой, позолоченными колоннами коринфского ордера и пилястрами, пьедесталы которых украшает гирляндная лепка. В подвале имеется акермановое перекрытие, цилиндрический свод. В 1996 году здание было приобретено в собственность Республики Беларусь. Земельный участок площадью 4874.0 кв.м., на котором расположено здание, бесплатно сдан Посольству в аренду на 50 лет.
Цоколь храма сложен из булыжника. Стены облицованы профильным кирпичом. Особая кирпичная кладка придаёт зданию нарядность: одни ряды кирпича втоплены в стены, другие же выступают. Таким образом на стенах церкви образуются сдержанные узоры, гармонирующие с монументальностью. Фасад церкви искусно декорирован.
Здание проектировали архитектор Виктор Аникин (выпускник Ленинградского инженерно-строительного института, после Второй мировой войны работавший в Вильнюсе [1] ), а также инженер Циприёнас Стримайтис и архитектор Владимира Олейниченко. Спроектированное в 1953 году, оно возводилось на протяжении десяти лет: строительство было завершено в 1963 году. При этом первоначальный проект претерпел изменения. Здание относят к примерам «социалистического неоклассицизма ленинградского типа».
В 1903 году, в конце Георгиевского проспекта, на противоположной стороне от Кафедральной площади, из желтого кирпича в византийском стиле, была построена трехпрестольная церковь, в честь иконы Божьей Матери "Знамение". Это один из самых "молодых" православных храмов города. Благодаря своему устройству и орнаментике Знаменская церковь считается одной из самых красивых в Вильнюсе. Византийские купола церкви замыкают перспективу проспекта Гедимина
В 1830-40 гг. в Вильнюсе распространилась Хаскала – еврейское светское просветительское движение. Инициативу еврейских просветителей поддержали Вильнюсские власти, и в 1847 г. было получено разрешение на открытие синагоги. Синагога была названа «Тахарат Хакодеш» (Очищение святыни)
Переходный стиль от барокко к классицизму.В 1812 г. французы в костеле оборудовали зернохранилище, а в монастыре - больницу. В 1864 г. царскими властями костел был закрыт, сюда перевели государственный и городской архивы. Отдельно от храма, не тронутая пожарами, стояла колокольня, напоминающая своей формой башню. В колокольне было 5 колоколов. К сожалению этот памятник истории был разрушен в 1872 году. С 1919 г. до открытия костела в 1934 г. службы проходили в сохранившейся часовне. В 1949 г. костел и монастырь были национализированы, там опять расположился архив. В 1998 году костел вновь был возвращен францисканцам. В настоящее время костел реставрируется, но службы уже проходят.
Костёл Св. Екатерины – один из красивейших костёлов позднего барокко. Он принадлежал монашкам Ордена Бенедиктинцев, а монастырский ансамбль формировался с XVII по XIX век. Нынешний вид костёл Св. Екатерины приобрел в ходе реконструкции после великого пожара в Вильнюсе в 1737 году. Реконструкцию возглавлял архитектор Йонас Криступас Глаубицас. Это он спроектировал грациозные башни и замысловатые фронтоны фасада.
Костёл представляет собой здание в стиле позднего барокко с декором в стиле рококо. При реконструкции по проекту Глаубица были надстроены две красивые башни главного фасада
22 сентября 1996 году на Кафедральной площади состоялось торжественное открытие бронзового памятника основателю города Вильнюса - Великому князю Гедиминасу, основателю династии Гедиминовичей, оказавшей огромное влияние на историю страны и образовавшей из литовских и русских земель сильное процветающее государство. Гедиминас правил страной в 1316-1341 гг., он осуществил многие реформы в стране и заложил основы будущей империи.
Один из самых ярких и красивых соборов Вильнюса по праву считается Костел Святой Анны, ставший своеобразной визитной карточкой города.Первые сведения о деревянном костеле Св. Анны датируются 1394 г. Полагают, что каменный костел Св. Анны построен в 1495-1500 гг. и освящен 22 05 1501 г. Когда в 1502 г. рухнул костел Бернардинцев, монахи проводили богослужения в костеле Св. Анны, но на протяжении всего времени он оставался приходским
Фото Наталья
Рубрики: | Мои мечты о дальних странах, фотопутешествия/Туризм, путешествия,транспорт, города |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |