Символ свободы латышского народа, воздвигнутый, в основном, за счет пожертвований, торжественное открытие которого состоялось 18 ноября 1935 года – именно в этот день в 1918 году была провозглашена независимая Латвийская Республика. Памятник выполнен из светло-серого финского гранита и итальянского травертина (известковый туф), а бронзовый образ Свободы (скульптор К.Зале, архитектор Э. Шталбергс) отлит в Швеции. Три позолоченные звезды выковали мастерами по металлу Я. Зибенс и А. Найка. В центральной части памятника под группой Мать Латвия высечены слова Карлиса Скалбе Отечеству и свободе. 42-метровый памятник увенчан бронзовой статуей Свободы. В руках она держит три звезды, символизирующие исторически - культурные области Латвии - Курземе, Латгале и Видземе. Этот аллегорический образ олицетворяет собой единство государства. В скульптурах и лепке памятника высечена история Латвии. Подножие памятника украшают барельефы - Свобода, Мать Латвия, Лачплесис, Разрывающие цепи, Вайделотис, Труд, Стражи отечества, Праздник песни и др.
Это астрономические часы изготовил рижский мастер Матис. Старые часы погибли 29 июня 1941 года вместе со зданием. Современные часы изготовлены в Баварии (Германия). Часы восстанавливались по старым фотографиям, ибо никаких других материалов о часах не сохранилось. Зато цвет циферблата такой же, как был в старые времена – голубой с золотом. Шестерни новых часов двигаются при помощи электрического механизма. Установлены в августе 1999 года. Часы отсчитывают не только часы и минуты, но показывают знаки зодиака, недели, дни и месяцы.
Памятник А.С. Пушкину.Этот памятник был доставлен в Латвию из России установлен в 2009г., скульптор Александр Тартынов
Театр Оперы и балета Фонтан "Нимфа"
Рижский Домский собор был основан 25 июля 1211 года. Строительство первоначального здания завершилось в 1270 году, а свой нынешний облик собор обрел в конце XIX века. Сегодня в Рижском Домском соборе наряду с богослужениями проводятся концерты с участием известных музыкантов.
Витражи в готических оконных проемах Домского собора установлены в конце 19 века,выполнены на высоком профессиональном уровне, удачно подобраны гаммы тонов и техника, они отлично вписываются в интерьер Домского собора, став его неотъемлемой составной частью
Орган Рижского Домского собора Главной достопримечательностью Домского собора является его орган, установленный в 1883-1884 годах. Орган был изготовлен фирмой «E.F.Walcker & Co» из города Людвигсбург. Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века около280 лет. Впечатляющий орган высотой в три этажа включает в себя 6 718 труб (по другим источникам 6 768), металлических и деревянных. Размер труб также отличается – самая большая длиной в 10 м, а меньшая - только 13 мм. Орган имеет четыре клавиатуры для рук и одну — для ног. На пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. Трубы органа изготовлены из сосны, ели, клена, дуба, бука, грушевого дерева, а также из металла – сплава олова и свинца в различных пропорциях.Воздух подается при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2,5 × 6 м. Орган украшен очень изящной резьбой по дереву в виде фантастических животных, ангелов и цветочных гирлянд. Орган Рижского Домского собора неоднократно перестраивали, ремонтировали и реставрировали. В 1981-1984 годах голландская фирма «Flentrop Orgelbouw Zaandam» полностью реконструировала и реставрировала инструмент, восстановив первоначальное расположение органа Домского собора на двух балконах. Звуки органа, мощным потоком льющиеся под стрельчатыми сводами великолепного по своей акустике зала, как нельзя лучше гармонируют с обликом старинного здания, строгого и величавого.
Югендстиль - стиль декоративно-прикладного и изобразительного искусства, архитектуры и моды в Европе и Америке, который существовал в конце 19 века и в начале 20. Стиль появился в противоположность эклектизму и был попыткой сделать более эстетичной пространственную, а также предметную среду человека. Подчеркивается полная творческая свобода, экспрессивная, выразительная фантазия с желанием, чтобы все элементы постройки были созданы как художественная ценность. Характерные для югендстиля признаки – гибкие линии, геометрические орнаменты, гамма из светлых тонов, животные и растительные мотивы, образы женщин. Это был первый стиль, который начал согласовывать внешний облик здания с его пространственной структурой. В Латвии югендстиль берет своё начало около 1900 года. В архитектуре Риги он плотно был связан с национальным романтизмом, который, в свою очередь, сильно повлиял на национальный романтизм Финляндии. В начале 20 века приблизительно 40% из многоэтажной застройки Риги – были постройками в стиле югендстиль. Югендстиль в Риге имел всевозможные вариации – декоративный, национального романтизма и перпендикулярный.
Церковь Скорбящей Богоматери — церковь католического прихода, расположенная на территории Замковой площади, формирующая её архитектурный ансамбль; является примечательным компонентом территории окружения Рижского замка.
Текст песни «Листья желтые над городом кружатся» был написан на латышском языке в 1968 году, специально под музыку Раймонда Паулса. Но по-настоящему знаменитой эта песня стала тогда, когда Игорь Шаферан переложил латышские стихи Яниса Петерса на русский язык. С тех пор ее исполняло множество дуэтов, а сама песня по сей день является хитом и любима многими. Не прожить нам в мире этом, Не прожить нам в мире этом, Без потерь, без потерь. Не уйдет, казалось, лето, Не уйдет, казалось, лето, А теперь, а теперь. Припев: Листья жёлтые над городом кружатся, С тихим шорохом нам под ноги ложатся. И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья жёлтые, скажите, что вам снится.
Невероятно, но еще в XVI столетии на месте нынешней площади Ливов протекала судоходная река Рига, по которой из сел доставляли в столицу зерно. Позже она была названа рекой Ридзене или Ридзиня. Сейчас здесь круглые сутки стучат по брусчатке каблуки многочисленных рижан и гостей города, а о прошлом напоминают цветочные клумбы. Площадь Ливов расположена между ул. Зиргу, Мейстару и Калькю. Своим рождением она "обязана" Второй мировой войне, после которой пришлось снести несколько разрушенных зданий. В 1950 году на этом месте появилась площадь, названная "Сквером у филармонии". Начиная с 1941 года в находящемся здесь здании Большой гильдии располагался концертный зал Латвийской филармонии. Музыка тут продолжает звучать и по сей день. На площади расположены также здание Малой гильдии и Кошкин дом, а также Рижский русский театр. В летний сезон на площади открыто кафе, а волны, образуемые цветочными клумбами, напоминают о когда-то протекавшей здесь речке, имя которой продолжает жить в названии столицы. Зимой на площади Ливов работает каток. Площадь никогда не спит – даже по ночам здесь пульсирует пестрая молодежная жизнь.
Скульптура установлена на берегу городского канала, на стороне Райня бульвара (Raiņa bulvāris) в 1970 году. Скульптор Парсла Залькална. Скульптура была создана по мотивам композиции декоративной фрески Матисса "Танец".
Часы были построены в 1924 году с практической целью - позволить рижанам не опаздывать на работу. В 1936 году часы разукрасили логотипом и названием крупнейшего на тот момент производителя сладостей "Лайма". После Второй Мировой войны часы долгое время использовались, как стенд политической информации. В 1999 году часам "Лайма" провели полную реконструкцию, восстановив тот вид, который был в 30-е годы. Сегодня часы "Лайма" является одним из популярных мест встреч горожан и гостей города. Рядом находится Колоннадный киоск
Бастионная горка является уникальной своими узкими тропинками, вьющимися на нескольких уровнях, аллеями деревьев, своим садом камней, водным каскадом и расположенным рядом городским каналом; в этом месте можно насладиться одной из самых замечательных прогулок в центре Риги. Рядом находится памятник Свободы, с одной стороны горку окаймляет канал, а с другой – бульвар З.А. Мейеровица. История Бастионной горки связана с распоряжением Александра II о сносе фортификационных валов в 1857 году. После проекта И.Д. Фельско и О. Дитце оборонительный ров был переформирован в городской канал. Через год между бульваром Бастея и городским каналом был насыпан искусственный холм, который сегодня известен как Бастионная горка. Озеленение Бастионной горки начали по эскизам любекского инженера А. Вендта. Первая постройка на Бастионной горке была возведена в 1860 году. Это был деревянный павильон. С 80-х годов 19-го века о создании зелёной зоны заботился главный городской садовник и ландшафтный архитектор Г.Ф.Ф. Куфальдт. В 1892-ом году через канал у Бастионной горки по проекту инженера А. Агте построили пешеходный каменный мостик. По дороге к мостику с обеих сторон были посажены растения, которые образовывали пирамидальные дубы, дополненные самшитами и рододендронами. На Бастионной горке был устроен ручеёк, оснащённый искусственным водным каскадом (в 1898-ом году), в 1887-ом году на месте деревянного павильона было построено каменное здание кафе, которое, к сожалению, в 40-х годах 20-го столетия было снесено. В 1893 году по проекту архитектора Генриха Шеля у подножия Бастионной горки построили домик для лебедей в японском стиле; сегодня состояние этого домика, к сожалению, не самое лучшее. Новые изменения и дополнения Бастионная горка претерпела в 20 - 30-х годах 20-го века, когда зелёные посадки были реконструированы ландшафтным архитектором А. Зейдаксом. На Бастионной горке в это время был открыт памятник Р. Блауманису, созданный скульптором Т. Залькалном (в 1929-м году). Большая реконструкция состоялась во времена Советской Латвии. В 1951-ом году, в связи с подготовкой к 750-летию Риги, на Бастионной горке по проекту Я. Гинтера были сооружены опорные стены из раковистого доломита. В стены были включены фрагменты разрушенных во время войны исторических зданий Старой Риги и другие декоративные элементы, добавившие пейзажам Бастионной горки дух романтизма и старины. В 1963-ем году на юго-восточном склоне Бастионной горки по идее архитектора К. Барона создали альпинарий – сад камней. В свою очередь, на краю горки снова построили павильон по проекту О. Остенберга и создали небольшой бассейн. К сожалению, пару лет спустя павильон был снесён и бассейн засыпан, потому что их сочли нерентабельными. В 70-х годах 20-го века завершена кладка опорной стены на склонах, чтобы таким образом предотвратить оползни. Были расширены некоторые пешеходные дорожки, острые углы которых закруглили, а также были спилены отдельные деревья, чтобы не загораживали прекрасный вид на город.
Витражи в готических оконных проемах Домского собора установлены в конце 19 века,выполнены на высоком профессиональном уровне, удачно подобраны гаммы тонов и техника, они отлично вписываются в интерьер Домского собора, став его неотъемлемой составной частью.
Садовая галерея Рижского Домского собора построенная в XIII в. является выдающимся памятником ранней готики в Прибалтике. Галерея длиной в 118 м состоит из трех частей и перекрыта 29 крестообразными сводами, с аркадой из известняковых колонн, обращенной в сторону Домского двора. Крестовую галерею неоднократно реставрировали. В нишах над аркадами помещены гербы тех родов, обществ и корпораций, которые в конце XIX в. жертвовали средства для восстановления Крестовой галереи и сада Домского собора. Последняя консервация каменных декоров галереи, а также широкое археологическое исследование Домского двора было проведено в 80–90-е годы XX в. Были получены важные свидетельства об истории строительства Домского собора, деятельности Домской школы, а также о находившемся во дворе средневековом кладбище и традициях захоронений того времени.
Красивые витражи в готических оконных проемах Домского собора установлены в конце 19 века.Витражи выполнены на высоком профессиональном уровне, удачно подобраны гаммы тонов и техника, они отлично вписываются в интерьер Домского собора, став его неотъемлемой составной частью.
Герб Братства Черноголовых , покровителем которого являлся чернокожий Св.Маврикий. Отсюда участники организации и стали называться "Черноголовыми
Главной достопримечательностью Домского собора является его орган, установленный в 1883-1884 годах. Орган был изготовлен фирмой «E.F.Walcker & Co» из города Людвигсбург. Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века около280 лет. Впечатляющий орган высотой в три этажа включает в себя 6 718 труб (по другим источникам 6 768), металлических и деревянных. Размер труб также отличается – самая большая длиной в 10 м, а меньшая - только 13 мм. Орган имеет четыре клавиатуры для рук и одну — для ног. На пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. Трубы органа изготовлены из сосны, ели, клена, дуба, бука, грушевого дерева, а также из металла – сплава олова и свинца в различных пропорциях.Воздух подается при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2,5 × 6 м. Орган украшен очень изящной резьбой по дереву в виде фантастических животных, ангелов и цветочных гирлянд. Орган Рижского Домского собора неоднократно перестраивали, ремонтировали и реставрировали. В 1981-1984 годах голландская фирма «Flentrop Orgelbouw Zaandam» полностью реконструировала и реставрировала инструмент, восстановив первоначальное расположение органа Домского собора на двух балконах. Звуки органа, мощным потоком льющиеся под стрельчатыми сводами великолепного по своей акустике зала, как нельзя лучше гармонируют с обликом старинного здания, строгого и величавого.
По легенде, за то что домовладелец по фамилии Блюмер не попал в Большую Гильдию, он ужасно разгневался. В отместку он разместил на своем доме скульптуры черных котов, которые хвостами были повернуты к дому Большой гильдии. Так же считается, что против Блюмера за оскорбление старейшины Большой Гильдии завели судебное дело, однако котов он так и не развернул. Точно никто не может сказать, когда же котов таки развернули.
Памятник Джорджу Армитстеду в парке у Оперы
Каменный мост (латыш. Akmens tilts, ранее Октябрьский мост) — один из мостов через Даугаву в Риге. Cоединяет центр Риги (правый берег, Набережная 11 Ноября) с Пардаугавой (Задвиньем). Открыт 21 июля 1957 года. Общая длина моста — 503,12 метра. Через мост осуществляется двустороннее трамвайное, троллейбусное и автомобильное движение. По обеим сторонам моста тротуары шириной 3,5 метра. Чугунные перила украшены национальным орнаментом. Часть моста со стороны правого берега была сделана подъёмной для пропуска судов в случае необходимости, однако её ни разу не поднимали.
Георг Армитстед был мэром Риги в 1901- 1912 гг.Скульптурная группа состоит из трёх фигур – мэра Риги Георга Армитстеда, его жены Цецилии Пихлау (Cecila Pyhlau) и собаки.
Рига Фонтан "Нимфа" у Национальной оперы
Начиная с 1930 года рижане могли гордиться с самым большим и современным на то время рынком. В архитектуре рынка присутствует приемы югендстиля, также есть влияние довоенного неоклассицизма. Отдельные исторические детали фасада представлены в интерпретации art-deco. Во всех зданиях торговые помещения расположены на первом этаже, но здания были построены с тем расчетом, что в них можно устроить и второй этаж. Сами павильоны представляют собой верхушку торгового айсберга — под ними оборудованы подземные хранилища и холодильные установки.
Здание Латвийской Национальной библиотеки (латыш. Gaismas pils — «Замок света») — одна из современных достопримечательностей Риги. Сооружено в 2008—2014 годах на левом берегу Даугавы, напротив исторического центра города.
Фото Swea