Комплекс сооружений с внутренними дворами в центре Мюнхена, историческая резиденция герцогов, курфюрстов и королей Баварии из династии Виттельсбахов. Пространный дворец считается самым крупным из внутригородских дворцов в Германии и на сегодняшний день - одним из самых значительных музеев искусства Европы. Комплекс включает в себя здания от Средневековья до XIX века. В них нашли отражение все художественные стили и пристрастия этих лет - ренессанс, барокко, рококо, классицизм. На протяжении веков Резиденция постоянно перестраивалась и расширялась. Нет ни одного столетия, в котором в Резиденции не проводилось бы каких-либо строительных работ Википедия
Резиденция Виттельсбахов была впервые открыта для посетителей в 1920 году. Апартаменты, церемониальные залы и дворцовые комнаты, принадлежавшие правителям Баварии, предоставляют уникальную возможность ознакомиться с множеством разных архитектурных стилей в одном месте. Резиденция демонстрирует, как жили Виттельсбахи в прошлом и как они использовали искусство и архитектуру для выражения своей власти. За многие столетия династия собрала огромные коллекции скульптуры, живописи, фарфора, серебра, мебели и драгоценностей.В наше время Резиденция включает 130 комнат и залов, которые построены вокруг 10 дворов.
Двор Королевских покоев (Königsbauhof) был построен в начале XIX века для короля Людвига I в соответствии с проектом архитектора Лео фон Кленце как двор, примыкающий к помещениям Королевких покоев. Ранее на этом месте находился дворцовый сад.
В 1944 дворцовый комплекс сильно пострадал от бомбардировок авиацией США. Из 23 000 квадратных метров полностью нетронутыми остались лишь 50. Большинство ценностей и предметов искусства были эвакуированы в безопасное место и поэтому уцелели. Сразу после окончания Второй Мировой войны начались работы по восстановлению Резиденции из руин.Только в 1958 году первая часть Музея Резиденции, Театр Кювилье и Сокровищница открылись для посещения. Восстановление остальных залов и комнат закончили в 1979 году.
Королевские покои (Königsbau) — комнаты для проживания королей Баварии. Когда курфюрст Максимилиан Йозеф IV стал первым королём Баварии (1806 год), в Резиденции не было покоев, соответствующих новому высокому титулу. Поэтому он начал перестройку некоторых помещений, но только его сын, король Людвиг I, после восхождения на трон построил новое здание — Кёнигсбау (Королевские покои). Увлечение Людвига Италией и Возрождением определило стиль здания и, в особенности, его фасада, который был спроектирован архитектором Лео фон Кленце по образцам Палаццо Питти и Палаццо Ручеллаи во Флоренции. Первый камень в фундамент Кёнигсбау был заложен в 1826 году, а последние работы были завершены в 1835.
Здесь экспонируются фарфоровые изделия имари (японский фарфор, отличающийся особой красотой). В начале XVIII века он был настолько популярен в Европе, что китайские ремесленники начали копировать и экспортировать его в больших количествах. В Европе качественный фарфор начали производить в 1708 году в Мейсене (Германия), и с тех пор интерес к китайскому и японскому фарфору угас.
Галерея Предков (Ahnengalerie) — художественная галерея, в которой находятся портреты 121 представителя династии Виттельсбахов, а также Карла Великого, от которого Виттельсбахи выводили свою генеалогию. Портреты искусно вставлены в позолоченные резные панели, а само помещение дополнительно украшено изящным стукко (художественная штукатурка).
Создавая эту галерею в 1726 году, Карл Альбрехт не только воздвигнул памятник предыдущим поколениям, но и привлёк внимание к широте династических связей дома Виттельсбахов. Фактор важности своей династии он использовал в качестве обоснования претензий на императорский трон. После длительной политической борьбы и тонких интриг ему удалось добиться осуществления своих замыслов — в 1742 году Карл Альбрехт был коронован во Франкфурте-на-Майне как император Священной Римской империи под именем Карл VII.
Кабинет фарфора (Porzellankabinett) — экспозиция изящного фарфора из Мейсена, Севра, Нимфенбурга и Франкенталя. Помещение было создано Карлом Альбрехтом и предназначалось для хранения родовых сокровищ Виттельсбахов, которые выполняли ту же функцию, что и Галерея Предков. То есть, служили напоминанием о величии династии и обоснованию претензий на императорский трон. Драгоценные сосуды, ювелирные украшения, короны и инсигнии (знаки монаршей власти) отражались в зеркалах, создавая впечатление бесконечного великолепия. В XVIII веке большие зеркала являлись одним из самых дорогих предметов роскоши.
Со временем, сокровища Виттельсбахов существенно увеличились и помещение стало для них слишком маленьким. Поэтому здесь поместили коллекцию фарфора. Зеркала многократно и причудливо отражают комнату и саму коллекцию, зрительно искажая и увеличивая комнату.
Антиквариум (Antiquarium) — старейший и один из самых роскошных залов Резиденции. Длина зала составляет 66 метров, что делает его самым большим ренессансным залом к северу от Альп. Построен в 1568-1571 годах герцогом Альбрехтом IV для своей коллекции античных скульптур. Именно поэтому зал получил название «Антиквариум». В конце XVI века герцог Вильгельм V и его сын Максимилиан I превратили помещение в Банкетный зал. Они опустили пол, возвели помост с балюстрадой и установили камин.
Росписи на потолке и стенах Антиквариума датируются периодом его перестройки в Банкетный зал. Шестнадцать художественных росписей вдоль вершины свода аллегорически изображают Славу и Добродетель в виде сидящих женских фигур.
Своды над окнами и наличники окон украшены росписями городов, площадей, рынков и дворцов Баварского герцогства того времени. Они окружены гротеском — причудливым орнаментом, заимствованным из архитектуры античности. Бюсты и другие скульптуры, представленные в Антиквариуме, включают как подлинные работы периода классической античности, так и ренессансные копии. Многие из них составляли коллекцию Альбрехта V, остальные были добавлены в XVII-XVIII веках.
Сегодня наиболее важное украшение Каменных комнат — серия из десяти гобеленов, изображающих героические деяния Отто Виттельсбаха, первого баварского герцога из рода Виттельсбахов. Гобелены были созданы в 1604-1611 годах по заказу герцога Максимилиана I голландским мастером Гансом ван дер Бистом по эскизам придворного художника Петера Кандида. Максимилиану I принадлежало более 300 гобеленов, но в дворцовых инвентарных книгах серия гобеленов про деяния Отто Виттельсбаха всегда значилась первой из-за своей особой материальной, художественной и исторической ценности.
Стены Трирских комнат не имели постоянных украшений. Только когда в Резиденцию приезжали гости, расставлялась мебель, а стены завешивались дорогими гобеленами. Сегодня в комнатах выставляются разнообразные произведения искусства и ремесёл, главным образом, гобелены и мебель XVII века.
Двор с фонтаном (Brunnenhof) — восьмиугольный двор с фронтонами, построенный во время правления герцога Максимилиана V. Использовался для проведения турниров и для въезда карет в Резиденцию. Двор получил своё название от фонтана, установленного в 1614 году в честь Оттона I Рыжего, первого баварского герцога из рода Виттельсбахов. Фонтан символически изображает четыре главные реки Баварии и украшен четырьмя фигурами античных богов, установленных вокруг бронзовой статуи герцога.
фото NadeZdaLa