Казань была основана как пограничная крепость на севере Волжской Булгарии. В XIII—XIV веках Казань переживает рост, становится важным торговым и политическим центром в составе Золотой Орды. Росту города способствует и удачное географическое положение на пересечении крупных торговых путей, соединяющих Восток и Запад. Первое письменное упоминание о городе встречается в Рогожском летописце: «В лето 6899 (1391 г.)…Того же лета новгородци Новагорода Великаго да и устьюжане гражане и прочии к тому совокупившеся выидоша в насаедах и в ушкуех рекою Вяткою на низ и взяша Жукотин, и пограбиша весь, и Казань, и пакы выидоша на Волгу и пограбиша все всех, и тако поидоша прочь». В этой летописи Казань уже названа центром одного из султанатов, наряду с Болгаром, Джукетау и Керменчуком. В тот же период началась чеканка собственных монет с указанием места чеканки — «Булгар аль-Джадид», то есть Новый Булгар.
Мечеть Кул Шариф (тат. Колшәриф мәчете, Qolşərif məçete) — одна из главных мусульманских мечетей республики Татарстан и Казани (2005); расположена на территории Казанского кремля. Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Названа в честь ее последнего имама сеида Кул-Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.
Мечеть Кул Шариф (тат. Колшәриф мәчете, Qolşərif məçete)
Одной из основных достопримечательностей города Болгар считается гигантский Коран, самый большой из когда-либо напечатанных Книга была изготовлена в 2011 году в итальянской типографии ACR Group. Ее размеры – 150 на 200 сантиметров. В нем 632 страницы, каждая из которых изготовлена из высококачественной шотландской бумаги. Во избежание разрушения с течением веков, бумага специальным образом армирована. По словам Минтимера Шаймиева, материалы, из которых изготавливались страницы священной книги, не имеют аналогов в мире. В оформлении обложки книги использовались полудрагоценные камни, сусальное золото и серебро, малахит. Вес гигантского Корана составил более 800 килограмм. Уникальные технологии использовались не только при создании страниц книги, но и переплета. Коран создавался для постоянного чтения, потому переплет, оформленный драгоценными камнями, необходимо было сделать подвижным. По словам директора типографии, подобной технологии в мире еще не существовало, она была разработана специально для этой книги. Коран в Белой мечети, самый большой в мире печатный коран, Болгар В том же году изделие итальянских мастеров вошло в Книгу рекордов Гиннеса, как самое большое издание священной книги мусульман. В мае 2012 года в Болгаре состоялось открытие Памятного знака, приуроченного к юбилейной годовщине принятия ислама как основной государственной религии. Памятный знак установлен в Болгарском историко-архитектурном заповеднике, включенном в список ЮНЕСКО. Сюда, в основной зал, был перенесен из Казани гигантский Коран, до того хранившийся в главной мечети «Кул Шариф». Для того, чтобы поднять его и перенести в грузовик, потребовалось 16 человек. Коран в Белой мечети, самый большой в мире печатный коран, Болгар Еще до того, как книга была доставлена в страну, Министерство культуры РФ уже признало ее культурной ценностью. Этому немало поспособствовали ее уникальность и высочайший уровень исполнения. Долгое время Коран хранился в специальной защитной капсуле. В июле 2014 года создатели книги выступили с обращением о снятии капсулы и создании оптимального микроклимата.
Вечерние виды Казанского кремля. Казань, Республика Татарстан,
Спасская башня. Построена во 2 пол. XVI века псковскими зодчими Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. С внутренней, северной стороны крепости к Спасской башне примыкала надвратная Спасская церковь, которая к настоящему моменту стала одним целым с башней. Её типично псковский по архитектурным элементам фасад обращен на главную улицу кремля. В конце XVII века вместо 3 яруса башня была надстроена двумя кирпичными 8-гранными ярусами с кирпичным же шатром, получив свой нынешний, привычный казанцам облик. До 1917 г. башню венчал двуглавый герб Российского государства, в верхнем ярусе в XVIII веке были установлены часы «со звоном» и ещё ранее перенесен из небольшой звонницы (ныне утраченной, находившейся на прясле стены по левую сторону башни) большой набатный колокол. Перед башней до середины XIX века был ров с каменным мостом.
С 2004 г. проездную арку первого яруса башни Сююмбике украшают ворота «День и Ночь» , выполненные по эскизу архитектора Р. М. Забирова. Название ворот «День и Ночь» объясняет тот факт, что ось проезда башни направлена на восход Солнца в день зимнего солнцестояния. Расположение знаков зодиака также подчинено законам природы: день ассоциируется с бодрствующей природой, весенними и летними знаками, а ночь – со спящей природой, с осенними и зимними знаками зодиака. При сотворении эскиза автор ворот вдохновлялся такими аналогами, как Золотые ворота в Теремном дворце и решетка, ограждающая лобное место перед храмом Василия Блаженного (Москва) . Кочета (петли) и решетчатое заполнение арки подлинные. С их помощью удалось определить размер и наметить стиль художественного оформления ворот. Основной мотив украшения восточных и западноевропейских ворот XVIII в. – это спираль с зооморфными изображениями на ней. Спираль решена в виде растительного орнамента, в том числе тюльпанов. Зооморфный орнамент представлен мифологическими животными восточных легенд. Птица Сирин в сказках разных народов встречается как птица, переносящая героя в сказочную страну. Лебедь символизирует спасённую царицу Сююмбике. В одной из легенд Сююмбике, сбросившись с башни, не разби-вается, а превращается в Лебедя и улетает. Сокол, терзающий Лань – это аллегория власти (ворота башни располагаются недалеко от бывшего Ханского двора) . Перевёрнутая Уточка с кусочком глины в клюве навевает легенду о сотворении мира. Арка и ворота башни Сююмбике в наше время являются декоративными, в XVIII в. они были проездными. Через них въезжали на территорию комплекса Оберкомендантского дома, поэтому ворота обладают секирным замком, типичным для того времени. Стукала ворот стилизованы в виде Льва – оберега, отпугивающего злых духов.
Мечеть аль-Марджани́ (Первая соборная, Эфенди, Юнусовская, тат. əl Mərcani məçete, әл Мәрҗани́ мәчете́) — мечеть в Старо-Татарской слободе города Казани. Расположена между улицей Каюма Насыри и берегом озера Нижний (Ближний) Кабан. Мечеть явилась историческим знаковым воплощением начала общества многоконфессиональной веротерпимости в России, провозглашённой императрицей Екатериной II в конце XVIII века, более чем два века была самой крупной и главной в Казани соборной мечетью-джами и остаётся историческим центром татаро-мусульманской духовности в Татарстане. Мечеть построена в 1766—1770 годах на средства прихожан по личному разрешению Екатерины II, полученному во время её приезда в Казань. На строительство мечети 62 человека собрали 5000 рублей[1]. Это была первая каменная мечеть, построенная в Казани после её взятия Иваном Грозным в 1552 году. Здание построено в традициях татарской средневековой архитектуры мечетей с минаретом на крыше и стилевых формах провинциального барокко. Двухэтажная двухзальная мечеть имеет трёхъярусный минарет. В оформлении фасадов и интерьеров архитектурный декор «петербургского» барокко сочетается с орнаментальными мотивами татарского декоративного искусства. Архитектором предположительно был В. И. Кафтырев.
Дом Ушаковой был построен в 1908 году известным на то время в Казани Карлом Мюфке по заказу купца и промышленника Петра Ушакова. Дом стал подарком на свадьбу сестре Ушаковой Зинаиде. Архитектору удалось объединить четыре отдельно стоящих здания, создав настоящий шедевр архитектуры. Архитектура дома сочетает в себе стили барокко и ампир. Внутренние помещения отделаны с особой роскошью, особенно знаменит зал «Грот» с аквариумом. Дом Ушаковой в Казани является почти точной копией особняка Ушаковых в Москве.Денег на дом купец Ушковов не пожалел, а архитектор Карл Аюдвигович Мюфке весьма постарался. Двухэтажное здание с вычурными балкончиками было пышно декорировано лепными украшениями. Вскоре после постройки дом перешел во владение племяннику богатого купца-фабриканта Алексея Константиновича Ушакова, который взял да и подарил его своей будущей жене - дочери профессора Казанского Императорского университета Зинаиде Высоцкой. Над центральным входом в особняк появился вензель "ЗУ" - Зинаида Ушакова, который можно увидеть и сегодня. В октябре 1917 года дом у хозяев отобрали. С 1919 года в здании размещается Национальная библиотека Республики Татарстан, чья коллекция включает почти 4 миллиона единиц хранения.
Высота собора 52 м. Освящен в 1726 году.Петропавловский собор Казани расположен на ул М.Джалиля, 21, до революции 1917 года улица по собору называлась Петропавловской. Петропавловский собор - самая высокая церковь Казани (52 метра) и возможно всего Поволжья.Одноименная деревянная церковь стояла на этом месте с 1565 года. История нового собора связана с именем Петра I. 27 - 30 мая 1722 г., направляясь в персидский поход, Казань посетил Петр I.30 мая в Казани Петр I отпраздновал свое 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшему ему в собственность убыточные казенные суконные мануфактуры, Иван Афанасьевич Михляев решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла, небывалой для Казани и всего Поволжья высоты и роскоши.4 года местными силами строили церковь, за основу взяли обычный план посадского храма, каких много строили в Казани и по всей России, но не учли, что традиционная схема храма не предполагает огромной высоты, в итоге ночью свод храма обрушился.
Узнав об этом, царь прислал строителей из Москвы (предполагают, что вместе с московскими мастерами прибыли и флорентийские зодчие) и уже в 1726 году митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр (Холмский) [1] торжественно освятил новый храм.Собор сильно повреждался пожарами в 1742, 1749, 1815, 1842 годах, а в 1774-м был разграблен пугачевцами. Особенно сильно он пострадал после пожара 1815 года.После очередного пожара в 1824 году собору снова потребовалась реставрация, которая была проведена на средства старосты - купца Василия Николаевича Унженина, потомки которого благодетельствовали и благоукрашали храм в течение всего 19 столетия.Однако реставрация коснулась только интерьеров, фасады же собора сильно обветшали, покрылись многочисленными трещинами, в особенности северный придел, стены которого треснув "отошли" от основного храма, собор мог превратиться в руины.Протоиерей Гавриил Федорович Мелановский, настоятель Петропавловского собора в то время, во всем себя ограничивал, собирая средства на восстановление фасадов собора. Предчувствуя свою скорую кончину, о. Гавриил пожертвовал на возобновление Петропавловского собора 18000 рублей личных сбережений.В 1889-90 гг. гражданский архитектор Михаил Николаевич Литвинов (впоследствии смотритель здания Храма Христа Спасителя в Москве) подготовил проект реставрации по чертежам, сделанным еще в 1815 году казанским губернским архитектором А.К. Шмидтом, автором проекта Спасского храма-памятника на Казанке.
Главные работы заключались в подведении под стены собора и колокольни нового фундамента. Были исправлены все трещины в стенах с заменой ветхих кирпичей в них на новые.В 1890 году были вызолочены кресты и, с разрешения Московского археологического общества, окрашена в два цвета, зеленой и кубовой краской, шахматным образом кровля. Стена с 3 сторон открытой галереи украшена изразцами. Локальный фон фасада собора окрашен золотистой охрой, белокаменные резные украшения и лепнина - целой гаммой цветов и оттенков. Была также восстановлена вся лепнина на внешних фасадах и возобновлены все 87 икон на фасаде и 4 на колокольне, которые существовали изначально. В1939 году собор закрыли, маятник Фуко так и не установили, в храме разместили Партархив. Усыпальница храмоздателя собора купца Михляева была разграблена.В конце 1980-х, совместными усилиями епархии и казанской интеллигенции, удалось добиться возвращения собора Церкви.
Вскоре после строительства собора, к северо-востоку от него возвели 49-метровую ( 21 сажень и 1 аршин без креста, с крестом 22 сажени и 2 аршина) 6-ярусную колокольню. Во 2-м ярусе, в нишах юго-восточной и северо-западной углов четверика, стояли скульптурные изображения Евангелистов. Многоцветный барочный декор колокольни не уступал собору: под каждым из 8-ми окон «фонаря» колокольни в квадратном углублении расположены синие, с желтыми и белыми цветами изразцы в форме звездочки, над каждым окном колокольни, во всех ее ярусах - белокаменные кокошники. В 1888 - 1890 гг. в предпоследнем ярусе установили часы работы Петра Ионовича Климова. До революции на колокольне было 10 колоколов соборной церкви святых апостолов Петра и Павла. Дореволюционные колокола были разрушены, недавно на колокольне был водружен новый 3-х тонный колокол ярославского литья, такой же, какой был до революции.
Дворец земледельцев - здание в историческом центре Казани, Вахитовском районе города Казани. Расположен на Дворцовой площади вблизи северной стены Казанского Кремля и набережной Казанки. Штаб-квартира Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Главного управления ветеринарии, ГУП «РАЦИН» и ряда подведомственных организаций. Название «Дворец земледельцев» на русском и татарском языках выведено металлическими буквами на главном фасаде здания. Центральный элемент — дерево 20-метровой высоты — выполнен из бронзы. Это дерево символизирует плодородие и процветание, а зелёная подсветка листву. Дворец земледельцев стал одной из наиболее известных современных достопримечательностей города. Эклектичный, монументальный и роскошный экстерьер здания, имеющего два симметричных крыла с порталами и центральную часть с порталом и классическим куполом, включает разнообразные малые архитектурные формы. Формой корпуса и заимствованиями архитектурных элементов ампира и классицизма здание в определённой степени напоминает императорский дворец Хофбург в Вене. Дворец имеет насыщенную архитектурную подсветку в тёмное время суток. Здание расположено у подножия 15-метрового холма. Перед дворцом разбита площадь, на которой также параллельно береговой линии реки Казанка расположены здания элитного жилого комплекса Дворцовая набережная столь же богатых архитектурных форм по проектам той же компании. В левой половине здания базируется Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ, в правой — подведомственные организации. Здание сооружено на месте снесенной ветхой застройки начала Федосеевской улицы Проект дворца был выполнен компанией «Антика-плюс». Работы по строительству начались весной 2008 года, закончились — в 2010 году. Стоимость возведения здания составила 2,2 млрд рублей. Строительство здания, после его завершения в 2010 г., вызвало протест со стороны Управления по Приволжскому федеральному округу бывшей Росохранкультуры, заявившего, что такое здание вблизи охранной зоны объекта всемирного наследия — Казанского Кремля — «нарушает законодательство в сфере охраны культурного наследия и диссонирует с культурно-исторической средой». По поводу столь примечательного, эклектичного, роскошного и дорогостоящего здания существуют разные мнения и оценки — от восторженных до резко критикующих, от фигурирования в премиях за лучшие новые городские объекты, до номинации в "антипремии".
Тоже улица Петербургская. Вся сделана в стиле самого Петербурга к 1000-летию Казани.
Улица, подаренная на 1000 летие Казани от Петербурга
Пешеходная зона в Казани по улицам Баумана и Петербургской. Вид с колокольни Богоявленского собора. Казань, Татарстан.
Мечеть названа по имени имама Шигабутдина Марджани, служившего в ней в 1850—1889 годах. Долгое время называлась Юнусовской (тат. Юнысов мәчете) по династии купцов Юнусовых, живших в махалле и тративших деньги на содержание мечети. До этого называлась Эфенди (тат. Әфәнде — Господская).
В советское время была единственной действующей мечетью в Казани. Мечеть и её территория неоднократно реставрировались и благоустраивались, в том числе особенно тщательно перед празднованием Тысячелетия Казани.
Мечеть имеет золочёные наконечники с полумесяцами минарета и малых архитектурных элементов, белую окраску стен, крыши зелёного цвета, хорошую ночную архитектурную подсветку. Первый этаж — служебный. В молельных залах второго этажа своды и стены украшены лепниной голубого, зелёного, золотистого цвета и позолоченными орнаментами растительной темы.
В мечети хранится надмогильный камень Мухаммад-гали бека эпохи Казанского ханства.
Дракон-зилант, символ города Казани, охраняющий семейные узы. "Казан"-дворец бракосочетания в Казани, Татарстан. Центр семьи в Казани. Здесь оформляют свои семейные отношения молодые жители Казани, вечер, ноябрь 2017, Татарстан.
Новый дворец бракосочетания, центр семьи «Казан», стал главной достопримечательностью Казани и ему даже присвоили звание символа обновленной столицы Татарстана. Интерьер каждого из торжественных залов центра семьи Казан выполнен в разных стилях и затрагивает различные эпохи
Одна из достопримечательностей Казани Государственный театр кукол "Экият", 2008-2012. Самый крупный театр кукол в России. Казань, республика Татарстан, осень 2017,
Храм всех религий, 1992-2013, возводился архитектором, скульптором и целителем Ильдаром Хановым, а после его смерти, братом и сестрой. Должен был содержать залы 16 мировых религий, в том числе и исчезнувших. Всего построено 12 залов, работает картинная галерея. Поселок Старое Аракчино, Казань, Республика Татарстан.
Декоры отдельных частей вселенского храма. Поселок Старое Аракчино, Казань, Республика Татарстан.
Сфинксы у стен и ворот храма Всех религий. Международный культурный центр духовного единения. Поселок Старое Аракчино. Казань, Республика Татарстан, осень 2017.
Статуя Будды у храма Всех Религий, Казань (поселок Старое Аракчино), республика Татарстан.
Парная скульптурная группа сфинксов у главных ворот храма Всех Религий, Казань (поселок Старое Аракчино),
Фрагменты храма Всех религий. Казань (поселок Старое Аракчино), Татарстан, осень 2017,
Купола и минареты различных конфессий на Вселенском храме в Казани (поселок Старое Аракчино),
Национальный музей Республики Татарстан занимает здание бывшего казанского Гостиного двора, являющееся памятником архитектуры и истории федерального значения. Его архитектурный облик начал формироваться еще в начале XIX века, впоследствии здание неоднократно реконструировалось, а современный его вид сложился после реставрации 1990-х годов. В состав музейного комплекса входят: экспозиционно-выставочный зал, зал для временных выставок и фондохранилище.
Благовещенский собор Казанского Кремля – самый удаленный образец псковской архитектурной школы и самый древний из сохранившихся памятников истории и архитектуры в ансамбле Кремля и города. Крестовокупольный, с пятью главами, покоящимися на шести столпах и тремя алтарным апсидами собор изначально воссоздавал планировку и облик Успенского собора Московского кремля, подчеркивая новый статус Казанского царства. В подклете собора нашли упокоение многие казанские архипастыри, таким образом, Благовещенский собор для Казанского края имел то же значение, что и Ризоположенский собор для Московского кремля.
Храм Воздвижения Святого Креста — католический храм в Казани. Административно принадлежит деканату Башкирия-Оренбуржье-Татарстан Епархии Святого Климента с центром в Саратове. Храм построен в стиле классицизма. Строительство началось в 2005 году, месса освящения краеугольного камня состоялась 11 сентября 2005 года. Строительство шло три года, 29 августа 2008 года состоялось торжественное освящение церкви Воздвижения Святого Креста. Мессу освящения возглавил Декан коллегии кардиналов Анджело Содано, ему сослужили епископ Клеменс Пиккель, нунций Антонио Меннини и несколько других епископов и священников. Освящение церкви Воздвижения состоялось ровно через 150 лет после освящения первой казанской католической церкви.За основу проекта был принят фасад исторического храма Воздвижения. Автор проекта постарался максимально приблизить архитектуру нового храма к старому. В плане церковь имеет форму креста с размерами в осях 43,5 х 21,8 м. Главный вход храма ориентирован на угол улиц Островского и Айдинова. Площадь здания — 1812 м². Главный фасад украшен выступающим четырёхколонным портиком, по бокам от него находятся две двухъярусные четырёхугольные колокольни. Внутренняя отделка выполнена с использованием белого гранита. Из него же сделаны алтарь, амвон и купель для крещения. В пресвитерии размещён деревянный крест высотой 4 метра и шириной 3 метра. По бокам от него находятся картины религиозной тематики и статуи Девы Марии и Христа Спасителя, выполненные польскими мастерами. В храме установлен орган итальянского производства.
Дом Ушковой представляет собой двухэтажное оштукатуренное кирпичное здание, имеющее в плане форму незамкнутого каре с несколькими небольшими плоскими ризалитами на фасадах. Внутренняя планировка дома построена по анфиладной системе и отвечает назначению помещений: на верхнем этаже располагались жилые парадные комнаты; на нижнем этаже располагались торговые залы, отделённые коридорами от подсобных помещений. Входы в торговые помещения размещались на уличных фасадах. Парадный вход в дом находится почти в центре главного фасада. Архитектурная композиция, декоративное убранство фасадов и интерьера, несмотря на разнохарактерность стилей, отличаются высоким мастерством. Два одинаковых по высоте объёма сопрягаются под прямым углом, где на кронштейне помещён круглый эркер, увенчанный куполом, прорезанным люкарнами. Нижний этаж, стоящий на невысоком цоколе, прорезан глубоким горизонтальным рустом и обработан «под шубу»; почти квадратные витрины окна обрамлены профилированной тягой и завершены ажурными металлическими сандриками. Между этажами проходит антаблемент с узкими горизонтальными филенками во фризе. Верхняя часть фасадов декорирована лепным орнаментом с элементами барокко. Для подчеркивания наиболее важных композиционных частей здания в орнамент включены изображения орлов, драконов. Окна верхнего этажа частично прямоугольные и частично с лучковыми перемычками, обрамлены наличниками. Обработка прямоугольных окон очень пышна: перевитые гирлянды и пилястры, несущие полукруглые фронтоны с картушами. Окна с лучковыми перемычками украшены более скромными сандриками с лепниной. Металлические решетки балконов стилистически подчинены основному декору фасада. Венчающий карниз украшен модульонами. Над ризалитами размещаются аттики. Согласно вкусам конца XIX — начала XX веков каждое помещение отделано в своём стиле (неоготика, бонапартистский ампир, рококо, псевдовосточная стилистика). Мебель в комнатах была подобрана соответственно стилям. Полы почти во всех помещениях из наборного паркета. Находящийся на втором этаже парадный зал выполнен в стиле ампир: потолки покрыты богатым орнаментом, включающим военную атрибутику (щиты, мечи, орлы, изображения Горгоны, крылатых львов и коней и вензели «N» («Наполеон»). Десюдепорты лакированных дверей украшены горельефами орлов. Оригинальный витраж Стены бывшей столовой обшиты панелями из морёного дуба, а потолок обработан в виде кессонов, в готических мотивах. В помещении бывшей гостиной, отделанной под рококо, сохранился камин из тёмного мрамора, в ампирных формах. Главным украшением мавританского зала являются двери, покрытые арабской вязью. Жемчужиной особняка считается «сад-грот» — зал верхнего этажа, напоминающий пещеру: с потолка свисают сталактиты, в расщелинах стен, облицовка которых выполнена из природного ракушечника, пробиваются вьющиеся растения. В огромном аквариуме сохранились раковины, камни, фонтанчик в виде диковинной рыбы. Интерьер парадной лестницы исполнен в «китайских» мотивах (в духе «Шинуазри») с живописными витражами-картинами, расписанными стенами-панно, обрамлёнными деревом, с имитацией под бамбук, с драконами в ограждении лестницы и на двери. Кроме того, сохранились витражи на лестнице работы мастерской Шарля Шампиньоля, знаменитого французского мастера
Колокольней Богоявленской церкви, или просто «башней Богоявления», любуется вся Казань: верующие и неверующие, православные и мусульмане. Именно ее едва ли не в первую очередь – наравне с башней Сююмбеки, - запоминают все приезжающие в город гости. Она стала одним из символов Казани и самым главным украшением улицы Баумана (бывшей Большой Проломной). Она – высочайшая из всех старинных построек города: 63 м. Для сравнения: башня Сююмбеки – 59, Петропавловский собор – 52, а Спасская башня – 47 м. В городе и на Волге нет больше ни одной колокольни такой высоты. И уж тем более, нет равных ей по богатству кирпичного «узорочья». Это тот редкий случай, когда колокольня стала гораздо более знаменитой, чем сама церковь. Богоявленский собор Казани, который почти втрое старше, чем знаменитая колокольня при нем, в советское время – без куполов, - был вообще малозаметен. Он спрятался во дворе, приземистый, с заплесневелыми и даже обомшелыми белокаменными стенами. Между тем, храм этот действительно очень значим для Казани. 200 лет он числился обычном приходским храмом города и только в XX веке получил статус собора. Но по размерам он всегда был - соборного типа. Мало того, сейчас, после возрождения, он – самый большой по площади, самый вместительный храм Казани. Замечательный памятник архитектуры – в стиле пятикупольных соборов XV – XVI веков, был возведен в 1741 году на средства купца И.А. Михляева и второго благотворителя купца С.А. Чернова. Трапезная, что увеличивала объем храма сразу вдвое, пристроена в 1756 году. Тогда же был сооружен большой теплый придел (с севера), снесенный до основания в советское время, и шатровая колокольня, снесенная в 1909 г из-за ветхости. Эта колокольня была чудом зодчества, лучшим произведением шатрового стиля в Казани. Вообще до революции Богоявленский храм был очень нарядным. Кирпичные аркатурные пояса охватывали все шесть барабанов, все три апсиды алтаря, тянулись на десятки метров под всей кровлей огромного здания. Часть наружных стен была расписана изображениями святых. Жарко горели золотом пять куполов на востоке и один – на западе, над трапезной. Кресты сверкали в небе украшениями из «снежинок» и «звездочек». Белокаменный храм весь утопал в зелени и был окружен массивной оградой в стиле классицизма, а у ворот ограды стояла нарядная часовенка.Постройка к юго-востоку от храма огромной колокольни, которую мы сейчас в первую очередь видим – это одно из важнейших событий в жизни православной Казани конца XIX века. В 1895 – 1897 гг. ее всего за два года возвел архитектор Михаил Михайлов на средства купца Ивана Кривоносова, чуть-чуть не дожившего до этого (он умер в 1892 г). По богатству кирпичного декора она намного превзошла не только сам собор, но и все, что до и после возводилось в Казани. Михайлов сотворил настоящую чудо-колокольню, где глаз наблюдателя способен просто заблудиться на несколько минут в чаще объемных узоров. Кажется, будто вся краснокирпичная колокольня только из них и состоит – снизу доверху! Сейчас, в искусной подсветке прожекторов, вспыхивающих, как только стемнеет, она выглядит поистине сказочно. На первом этаже колокольни всегда располагались торговые лавки. В 1901 г, во время сильнейшей грозы, в колокольню ударила молния. Молнией сделало дыру в стене внушительную – на полторы четверти в глубину [ок. 30 см] и на аршин [71 см] в ширину. Обломками камней и целыми кирпичами засыпало лестницы и пол 2-го яруса, изломало две колонны; обломки кирпичей были даже выброшены на улицу Проломную». А ровно через год после этого происшествия в упомянутом втором ярусе освятили небольшую церковь во имя апостола Андрея Первозванного. Сейчас там разместили камерную хоровую капеллу им. Ф.И. Шаляпина. Сам Федор Иванович Шаляпин был крещен как раз в Богоявленском храме в 1873 году. Поистине расцвет храма, его «золотой век», пришелся на рубеж XIX – XX веков, на предреволюционные десятилетия… Грянула революция. Благовещенский собор кремля и многие приходские храмы были закрыты. Тогда почти на 20 лет (1920 – 1939 гг.) кафедральным стал Богоявленский храм. Именно с тех лет он и носит статус собора, что не забыли и при его возрождении в наши дни. Действительно, размещение в самом центре города и огромные размеры рано или поздно должны были превратить эту приходскую церковь в собор. С 1939 года закрытый, обезглавленный и опустошенный храм использовался разными организациями то как склад, то как спортзал. Борьба за возвращение храма началась еще в позднюю перестройку и продолжалась особенно долго – всю первую половину 1990-х годов. В 1996 храм был возвращен. Реставрация идет долго и, можно сказать, не закончена и поныне, хотя над собором уже давно сверкают восстановленные купола.
Ротонда, символизирующая Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Улица Баумана — одна из самых старых улиц Казани. В 1552 году, во время штурма Казанского Кремля, обе стены, с южной и северной стороны улицы были взорваны, так появилось название — Большая Проломная. В 1930 году, улица была переименована в честь революционера Баумана. Это название сохранилось до настоящего времени.
Главный (Восточный) корпус Пушечного двора Казанского кремля был построен в первой половине 18 века. Перестраивался в 1836 году и в начале 20 века. Сразу после постройки в здании находился литейный завод, а также арсенал. Во время археологических раскопок в здании была обнаружена литейная, в которой отливали пушки. Позже здание передали Юнкерскому училищу для проживания офицерского состава. В первой половине 20-го века здание служило столовой казанского военного гарнизона. Реставрация здания проведена в 1997 – 2004 гг.
Головной музей занимает здание бывшего Гостиного двора, являющееся памятником истории и культуры федерального значения. Облик здания формировался на протяжении XIX столетия и окончательно сложился к концу века. С 1800 по 1815 гг. оно строилось по проекту архитектора Ф. Емельянова. Ценность здания — в уникальных конструкциях сводчатых перекрытий. В связи с открытием музея в 1895 году была реконструирована северо-западная часть здания (архитектор И. Колмаков). Занимая целый квартал, массивное здание Гостиного двора тогда в народе и получило название «бегемот». Здесь в декабре 1987 года, когда случился пожар, находилось кроме музея еще более 20 различных учреждений, которые были вскоре выселены. В настоящее время корпус здания, находящийся по улице Кремлевской и площади 1 Мая, восстановлен в прежнем двухэтажном виде. Музей теперь занимает практически всю историческую часть комплекса Гостиного двора.
Фонтан в форме казана. Дракон по легенде является покровителем Казанского края. Диаметр чаши - 36 метров, высота выброса струй 17 метров.
Свияжск - небольшой остров-село на берегу Свияги в 30 километрах от Казани. Что же влечет поток туристов на этот чудо остров? Попробуем разобраться. Но вначале немного истории. Свияжск ведет свою историю со времени Ивана Грозного. Дело в том, что царь не единожды пытался взять Казань, но одолеть такой укрепленный город без опорного лагеря невозможно. Поэтому и было решено возвести на высоком холме на берегу Свияги город-крепость. Но как это сделать под носом у татарских ханов? Дело было поручено Ивану Григорьевичу Выродкову (первый известный русский военный инженер). И он нашел поистине гениальное решение. Крепость была срублена под городом Мышкин, пронумерована, сплавлена, и уже готовой собрана на Лысой горе. По тем временам это был грандиозный проект, ведь Свияжская крепость превосходила по своим размерам даже Московский кремль! Срубили крепость в 1551 году, а уже в 1552 году пала Казань. Вот так и появился на берегу Щуки, Свияги и Волги этот небольшой городок. Время шло, он рос, развивался, богател, на его территории появились церкви и монастыри. Но затем пришло другое время, и остров превратился в один из лагерей ГУЛАГа. А 29 декабря 1955 года часть города ушла под воду. Произошло это в связи с пуском Куйбышевской ГРЭС. Дорогу с сушей затопило, и город превратился в остров. Так и жили его жители на острове до 2008 года, когда была проложена дамба с автодорогой, и Свияжск опять «сросся» с большой землёй. В 2010 году на острове началась реализация программы "Возрождение", в будущем его планируется превратить в музей-заповедник федерального значения.
Иоанно-Предтеченский монастырь в Свияжске. Татарстан, осень 2017.
Собор иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость, 1898-1906, Иоанно-Предтеченский женский монастырь, Свияжск, Зеленодольский р-н, Республика Татарстан, осень 2017.
Церковь Константина и Елены, 1-я половина XVIII века в Свияжске, Зеленодольский р-н, Республика Татарстан, осень 2017.
Успенский Богородицкий монастырь на острове Свияжск, Зеленодольский р-н, Республика Татарстан.
Церковь Константина и Елены в Свияжске. Зеленодольский р-н,
Улица Баумана — одна из самых старых улиц Казани. В 1552 году, во время штурма Казанского Кремля, обе стены, с южной и северной стороны улицы были взорваны, так появилось название — Большая Проломная. В 1930 году, улица была переименована в честь революционера Баумана. Это название сохранилось до настоящего времени.
Музей Булгарской культуры в Болгаре. Вид с набережной реки Волга.
Памятный знак, здание возведенное в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году. Болгар,
Восточный мавзолей в древнем городище булгар, Болгар, Республика Татарстан,
Соборная Белая мечеть в Болгаре. Историко-архитектурный музей древних булгар, Республика Татарстан,
Церковь Авраамия Болгарского, 1988-1989, возведена в Болгаре на основе сруба церкви 1895 года, перенесенного из села Порфировка. Болгар, Спасский р-н, Республика Татарстан
Головной убор (корона), конец XIV-начало XV вв. Семфиропольский клад (Крым), золото, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг (копия). Экспонат музея истории древней Булгарии. Болгар, Татарстан.
Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви. Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии. Такие иконы восходят к первообразу, хранившемуся во Влахернском храме в Константинополе. Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.
Фото ivanchuk1 , Фото roykan