Гранада. Альгамбра |
Сады Альгамбры, парковый ансамбль Испании
Крепость Альгамбра (Alhambra), Гранада, Испания
Альгамбра(каср аль-хамра — «красный замок») — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей мусульманских владений на Иберийском полуострове (Гранадский эмират), а Альгамбра их правительственной резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечеть (мечети), жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры.
Альгмбра (Alhambra, от арабского «каср аль-хамра» — «красный замок») — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра — их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку).
В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры. Внутренние дворики, переходы, фонтаны и водоёмы прекрасно сочетаются друг с другом. Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и арабская вязь образуют пышное декоративное убранство арок, сводов, изящных столбиков, стройных колонн и резных узорчатых окон. Многие считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства в Западной Европе. Свет и вода играют важную роль в общей композиции. В уголке парка, спланированном террасами, журчит вода. Она пенится в каскадах, сверкает брызгами фонтанов, резво бежит по каналам и льётся, наполняя пруды и водоёмы. Всё это — в окружении кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев, цветущих клумб на фоне покрытых вечными снегами горных вершин и ярко-голубого неба. Холм Ла-Сабика, бòльшую часть которого занимает Альгамбра, был населен еще в доримские времена. Первую крепость здесь построили арабы; она называлась Ильбира (по-испански Эльвира). В конце IX в. здесь укрывался вождь восстания в Кордовском халифате Саввар ибн Хамдун аль-Мухариби. Далее это место долго не упоминается — до XI века, когда полуразрушенное укрепление отстроил Шмуэль ха-Нагид (993—1055/1056), визирь эмира Гранады Бадиса ибн Хабуса из династии Зиридов. До воцарения Насридов Альгамбра представляла собой просто укрепленный квартал (медину). Она могла существовать автономно от города: там были дворец правителя, школы, ремесленные мастерские и т. д. В 1238 г. Гранаду захватил Мухаммед I ибн Наср, по прозвищу «аль-Ахмар» (Рыжий), отняв её у эмира Мурсии Юсуфа ибн Худа, который ранее, в свою очередь, отобрал её у ослабевших Альмохадов. Войдя в город через Ворота Эльвиры, он занял Флюгерный Замок. На приветствия жителей: «Добро пожаловать, победитель милостью Аллаха!» он отвечал: «Нет победителя, кроме Аллаха» — эти слова (Wa La Ghalib illa Allah) стали девизом основанной им династии Насридов и часто встречаются на стенах Альгамбры. Мухаммед I начал строительство дворца, которое продолжил его сын и наследник Мухаммед II (1273—1302). При Юсуфе I (1332—1354) была построена башня Комарес, при Мухаммеде V (1354—1359) — Львиный дворик. Были выделены Алькасаба как цитадель и Медина — жилое поселение с эмирским дворцом. В 1492 году Гранада была завоёвана Католическими королями, и Альгамбра стала королевской резиденцией. Первым её алькальдом (и генерал-капитаном Гранады) был назначен Иньиго Лопес де Мендоса-и-Киньонес (1440—1515), граф де Тендилья, прозванный «Великим Тендильей», внук знаменитого испанского поэта маркиза де Сантильяны. В XVI—XVII вв. на месте мечети построена церковь Санта-Мария, а рядом с дворцовым комплексом появился дворец Карла V. После воцарения Бурбонов, то есть с царствования Филиппа V (1700—1746), испанские короли практически утратили интерес к Альгамбре. В 1812 г. французская оккупационная армия, уходя, взорвала некоторые постройки Альгамбры. По приказу маршала Сульта под многие башни подложили взрывчатку и снесли их. Существует легенда, что собирались взорвать и дворцовый комплекс, но его спас капрал инвалидной команды Хосе Гарсия, бросившись на пороховой шнур; в честь его подвига у входа в Алькасабу с площади Альхибес установлена мемориальная доска. Но документальных подтверждений этого события нет. Со второй трети XIX в. Альгамбра стала привлекать европейских и американских романтиков — литераторов и художников; в частности, она произвела сильное впечатление на Вашингтона Ирвинга, жившего в 1829—1832 г. в Испании, а также на Джорджа Ноэла Гордона Байрона, Франсуа-Рене де Шатобриана, Виктора Гюго, Эдварда Бульвер-Литтона и других. Тогда же начались работы по реставрации Альгамбры, в которых особо прославились архитекторы Хосе Контрерас Осорио (руководивший работами в 1841—1843 г.), его сын Рафаэль Контрерас-и-Муньос (в 1847—1890 г.) и внук Мариано Контрерас Гранха (в 1890—1910 г.). Впрочем, по современным представлениям их реставрация была далека от научной, они исходили из распространённых в то время и весьма искажённых представлений о мавританской архитектуре, породивших даже архитектурный стиль «альгамбризм». Ближе к историческому облику Альгамбру вернул архитектор-реставратор Леопольдо Торрес Бальбас, хранитель музейного комплекса в 1923—1936 г. Алькасаба (от арабского слова “аль-касба”, означающего «крепость») — цитадель Альгамбры; именно здесь были построены первые укрепления. Площадь Водоёмов (La Plaza de los Aljibes) расположена между Алькасабой, с одной стороны, и дворцами Насридов и дворцом Карла V — с другой. Получила название от подземных цистерн, выкопанных в этом месте графом де Тендилья в 1494 г. Мешуар (Mexuar) — cамая старая часть комплекса, заметно перестроена после христианского завоевания. Название происходит от арабского слова “maswyr” — место, где собирается шура, то есть совет министров. Дворец Комарес (Palacio de Comares) был официальной резиденцией эмира. Построен в середине XIV в. при Юсуфе I и его сыне Мухаммеде V. Дворец Львов (Palacio de los Leones) — частные покои эмира. Построен в XIV в. при Мухаммеде V после его прихода к власти;
существует также версия, что Мухаммед строил его как дворец, полностью независимый от дворца Комарес. В стиле этого здания чувствуется влияние христианского искусства, видимо, объясняющееся дружбой эмира с кастильским королем Педро Жестоким. Дворец Карла V (Palacio de Carlos V) начал строиться архитектором Педро Мачука для императора рядом с дворцами Насридов в 1527 г., но в 1568 г. строительство было приостановлено на 15 лет из-за восстания морисков. Ренессансная архитектура дворца в духе итальянского маньеризма (архитектор долго жил в Италии) резко контрастирует с соседними постройками. Хенералифе — бывшая летняя резиденция эмиров, расположенная к востоку от собственно крепости и соединенная с ней несколькими дорогами. В состав комплекса входят дворец, сады и ряд второстепенных ссоружений. Дворец Хенералифе (Palacio del Generalife) построен в XIII в. и перестроен в 1319 г. Его фасад сделан намеренно простым и скромным, контрастируя с богатым интерьером в стиле дворцов Альгамбры. Самое сильное впечатление в нем производит Дворик Оросительного канала (Patio de la Acequia), через который проходил тот же канал, следы которого видны в Альгамбре; здесь он обрамлен двумя рядами водяных струй, а вдоль берегов посажены цветы, кусты и деревья. Он выводит к смотровой площадке (мирадору), открывающему прекрасный вид на город. Восточней дворца на холме расположены Верхние сады (Jardines Altos), разбитые в XIX в.; здесь обращают на себя внимание Водяная лестница (Escalera del Agua), идущая вдоль каскада в перилах, и Романтический мирадор (Mirador Romántico) 1836 г. в неоготическом стиле, контрастирующем с остальными строениями. Нижние сады (Jardines Bajos) с каналами, фонтанами и искусно подстриженными деревьями и кустами появились только в начале ХХ в.; в 1952 г. в них построили открытый театр (Teatro del Generalife) для проведения фестивалей музыки и танца. В арабский период пространство вокруг Альгамбры оставляли пустым из оборонительных соображений. Парк, называемый Альгамбрским лесом (Bosque de la Alhambra) и обрамляющий крепость с северо- и юго-запада, разбили только при испанской власти в первой половине XVII века.
Альбайсин (исп. El Albayzín, El Albaicín) — жилой район Гранады, Испания, архитектура и планировка которого унаследованы от мусульманского периода средневековой Испании. Альбайсин был добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО к уже охраняемым крепости Альгамбра и садам Хенералифе как «богатое хранилище народной архитектуры мавров, которая гармонично соединяется с традиционной архитектурой Андалусии». Альбайсин расположен к северу от реки Дарро на холме напротив Альгамбры, возвышаясь над Нижним городом и составляя средневековую часть Гранады. Название квартала, вероятно, связано с арабским “Rabad el-Bayyazin” — «квартал сокольничих» или же относится к мусульманам из города Баэса, которые заселили квартал в XIII веке. В список достопримечательностей Альбайсина входят узкие вьющиеся улочки, руины арабского банного комплекса, археологический музей Гранады, церковь святого Николая и церковь святого Сальвадора, построенная на месте разрушенной мечети. Кроме того, в Альбайсине находится несколько оригинальных маврских домов и большое число ресторанов. Археологические исследования показали, что холм, на котором расположен Альбайсин, был заселён ещё во времена Древнего Рима. В середине XVIII века правитель региона Асап бен Абдеррахман построил крепость (касба) на месте современной Плаза-де-Сан-Николас. В XI веке династией Зиридов было построено дополнительное оборонительное сооружение, вокруг которого стал расти город. В период правления династии Насридов город процветал, что отразилось в развитии Альбайсина в середине XIV века — он стал кварталом арабских и еврейских мастеров и торговцев. После завершения Реконкисты в 1492 году население Альбайсина выросло до 60 тыс. человек. Сочетание крещёных оставшихся арабов и притоком христианского населения дало новый толчок развитию квартала.
К наиболее ярким памятникам маврского периода, не только в Гранаде, но и во всей Испании, относится архитектурный ансамбль Альгамбра. Он был построен в XIV веке как резиденция маврских правителей.
Хенерали́фе — бывшая загородная резиденция эмиров династии Насридов, правивших Гранадой в XIII—XIV веках. Сады Хенералифе находятся на холме Серро-дель-Соль; вместе с расположенными немного западнее крепостью-резиденцией Альгамбра и жилым районом Альбайсин, которые образуют средневековую часть города, Хенералифе включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «бесценный пример королевских арабских резиденций средневекового периода».
Альбайсин Жилой район современной Гранады, архитектура и планировка которого унаследованы от мусульманского периода средневековой Испании. Альбайсин был добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО к уже охраняемым крепости Альгамбра и садам Хенералифе как «богатое хранилище народной архитектуры мавров, которая гармонично соединяется с традиционной архитектурой Андалусии
Podranea, Подранея (Bignoniaceae, Бигнониевые). Вьющееся, ползучее растение, вечнозеленое в жарких климатах. Пенатовые листья, с 5-11 ланцетовидными-овальными листиками, насыщенного зеленого цвета. В мае- июне, розовыми, трубчатыми цветами, с красными прожилками, в метелках по 12.
Кордовская соборная мечеть (Мескита) — римско-католический собор (в прошлом — мечеть, некогда крупнейшая в Европе). Строительство Мескиты началось приблизительно в 600 году и строилась она как вестготская церковь Викентия Сарагосского. Позже стала мечетью (первоначально «Мечеть Аль-Джама»), переделывалась, потом снова стала мечетью. Первоначальное здание не сохранилась до наших дней: в 711 году оно было разрушено. В 784 году Абд ар-Рахман I построил мечеть в почитание своей жены. Земля была выкуплена эмиром у предыдущих владельцев. Мечеть входила в часть покоев его дворца. В 1236 году Кордова была отвоёвана у мавров королём Фердинандом III Кастильским, и мечеть была повторно освящена в христианскую церковь.
Больше всего переделали Мескиту в 1523 году: по инициативе архиепископа Алонсо Маурике внутри мечети решили возвести христианский собор. Завершили это строительство только спустя примерно столетие. Население Кордовы выступило против этой затеи. По поводу строительства церкви разгорались нешуточные страсти. Городскими властями был издан указ, запрещавший его жителям работать на этой стройке. После долгих споров архиепископ Кордовы обратился к императору Карлу V, который дал свое согласие на возведение храма, хотя и пожалел об этом впоследствии. Он посетил Кордову в 1526 году и, увидев Мескиту, признался, что ни за что бы не согласился на постройку в мечети собора, если бы видел ее раньше: «Вы построили то, что можно построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире»
Больше всего переделали Мескиту в 1523 году: по инициативе архиепископа Алонсо Маурике внутри мечети решили возвести христианский собор. Завершили это строительство только спустя примерно столетие. Население Кордовы выступило против этой затеи. По поводу строительства церкви разгорались нешуточные страсти. Городскими властями был издан указ, запрещавший его жителям работать на этой стройке. После долгих споров архиепископ Кордовы обратился к императору Карлу V, который дал свое согласие на возведение храма, хотя и пожалел об этом впоследствии. Он посетил Кордову в 1526 году и, увидев Мескиту, признался, что ни за что бы не согласился на постройку в мечети собора, если бы видел ее раньше: «Вы построили то, что можно построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире»
Вид со стороны внутреннего Апельсинового дворика
Михраб - пустая ниша священного значения, которая символизирует присутствие в Мечети Пророка. Михраб - маленькое восьмиугольное помещение с встроенным цоколем из белого мрамора с прожилками, в своей верхней части украшенное рельефным суфийским письмом.
Толедо
Знаменитые сады Альгамбры в Гранаде, построенные между 1350 и 1500 гг. очень невелики по размерам. Подобно другим средневековым садам Европы, они находятся во внутренних двориках замка и составляют с ним гармоничный ансамбль. Это удивительный миниатюрный мир покоя и красоты.
Нет Рая на Земле, но есть райские уголки
Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар - крупнейшая церковь Испании в стиле барокко, один из символов Сарагосы. Первоначально на этом месте первыми христианами была установлена часовня. В 40 году Богородица явилась апостолу Иакову около колонны Пилар. Базилика считается старейшим и самым почитаемым храмом в честьДевы Марии в Испании, а сама Дева Пилар — покровительницей Сарагосы. Внутри базилики находятся фрески Гойи и Франсиско Байеу, также знаменитый алтарь работы Дамиена Формента (XVI век).
Улица Калле Альфонсо.
Стены собора хранят на себе свидетельства многолетней истории развития архитектуры в Сарагосе. Легенда гласит, что собор был построен на самом месте, где в 40 году произошло чудо явления Богоматери апостолу Иакову. В VIII в. здесь воздвигли христианский храм. После захвата города маврами собор был превращен в мечеть и был восстановлен только после освобождения города испанцами. Он впитал в себя все стили, однако готическое направление все же прослеживается в большей степени.
Благодарю за фото crim41evp , фото Docteur Brouillard и фото ya.sabia
Рубрики: | Мои мечты о дальних странах, фотопутешествия/Парки и сады. Музеи и сокровища мира |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |