Иерусалим |
Купол храма Воскресения
20 (7) мая 351 года в третьем часу утра на небе над Иерусалимом произошло явление Святого Креста...Отверзый небеса заключенная, на небеси пресветлыя лучи, на земли возсия пречистый Крест: темже сияний его действа приемше, к незаходимому наставляемся свету, и во бранех имамы его, оружие мира, непобедимую победу (кондак) "Благодати река голубеет вдали, Животворной водой серебрится. О Иерусалим, о Иерусалим — Лучезарного неба столица!..."
Расположена у подножия Елеонской горы в Кедронской долине напротив Львиных ворот Старого города и посвящена святому Стефану - первому из христиан, принявшему мученическую смерть в 35 году. Базилика была построена византийской императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия II, на предполагаемом месте мученичества архидиакона Стефана. Освящение состоялось в 460 г. Была так обширна, что в ней помещалось до 10 тыс. человек. От византийской постройки до нашего времени сохранился лишь фундамент старой базилики, обнаруженный археологами в конце XIX в. Современное здание было построено в 1930 г. на руинах византийского храма. По преданию на этом месте находились могилы Стефана, Накдимона, Гамлиэля и его сына Авивуса. Раввин Гамлиэль был учителем ап. Павла и благожелательно относился к христианам. Он согласился похоронить на принадлежавшем ему участке земли мученика Стефана, забитого камнями в Иерусалиме. Со временем сам Гамлиэль и его сын перешли в христианство и завещали похоронить себя рядом со св. Стефаном.
Гора Сион – знаковое место для всех христиан далеко за пределами Израиля. Расположенный на ней монастырь Успения Богородицы, согласно преданию, построен на месте дома Иоанна Богослова, в котором прожила свои последние годы Дева Мария. Официальное название святыни - Аббатство Дормитио. История одного из древнейших городов мира, Иерусалима, начинается именно здесь, на горе Сион. Для путника Сион предстаёт скорее не как гора, но как холм, возвышенность, расположенная в юго-западной части Иерусалима. Вершина Сиона расположена на высоте 765 метров над уровнем моря. Наряду с другими вершинами, гора Сион образует иудейскую возвышенность. Ниже слева - церковь Св. Петра Галликанту - так католики называют место на восточном склоне горы Сион в Иерусалиме, что в переводе с латыни означает "петушиный крик". По преданию, именно на этом месте ранним весенним утром апостол Петр трижды отрекся от своего учителя во время допроса Иисуса первосвященником Каиафой. Над куполом церкви установлен золотой петух в память о словах Иисуса, сказанных Петру: "прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды" Существует версия, что место, где построена церковь Галликанту, в раннехристианской традиции увязывалось с пещерой, в которой Пётр оплакивал своё отречение.
Храм Гроба Господня (Воскресения) справа вверху под двумя серебристыми куполами
Елеонская гора (по-русски - масличная) получила свое название от множества оливковых деревьев, растущих на ней. У подножия горы (слева внизу) - базилика святого Стефана.
На переднем плане мечеть Омара на месте древнего Иерусалимского храма, в глубине - вторят цвету неба купола храма Воскресения (Гроба Господня)
Справа территория и купол католического храма Плача Господня, слева - свечи куполов православного храма Марии Магдалины. Храм Плача построен в 1954 году архитектором Антонием Барлуццы на том самом месте, где, по преданию, Спаситель пролил слезы по Иерусалиму : «Иерусалим, Иерусалим, камнями посланных к тебе пророков побивающий! Столько раз хотел собрать Я чад твоих, словно птица птенцов, но ты не захотел!» (Лк. 13:34), «о, если бы знал ты в сей день свой, что служит миру твоему! Но это скрыто нынче от глаз твоих, ибо настанут дни, когда враги твои окружат и стеснят тебя повсюду, разорят тебя и побьют детей твоих в тебе, и камня на камне не оставят за то, что не узнал ты во Мне времени посещения твоего» (Лк. 19:41-44).
На вершине Елеонской горы находится место, откуда Спаситель вознесся на Небо в сороковой день после Воскресения. Это место свидетельства, что Господь всегда с нами, что Его благословение всегда пребывает в Церкви и хранит ее. Христос вознесся с простертыми в благословении руками и со словами: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). В 387 году здесь был построен большой восьмиугольный храм с открытым куполом, чтобы молящиеся могли видеть над собой небо, куда вознесся Господь. Храм этот был разрушен персами, после чего восстановлен уже в меньших размерах. В 1187 году христианский храм был превращен в мечеть и перестроен. В частности, был закрыт купол. Сейчас здесь небольшая часовня, внутри которой находится камень, на котором, по преданию, в момент Вознесения остался отпечаток стопы Спасителя. До нынешнего времени это место принадлежит мусульманам, которые даже взимают плату за вход. Христианское богослужение здесь дозволено совершать только раз в году - на праздник Вознесения Господня. "Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон" (Деян.1:9-12).
Кедронская долина расположена к востоку от Старого города, между Храмовой и Елеонской горами, многократно упоминается в Библии. Долина также известна под ветхозаветным названием — Иосафатова долина. Кедрон означает «сумрачный». Мистическую долину почитают как святое место христиане, иудеи и мусульмане. Иосафатова долина — упоминается в книге пророка Иоиля: «Я (Иегова) соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд» (Иоил.3:2,12). Название Кедронская долина происходит не от кедров, как многие ошибочно считают (кедров в долине никогда не было), а от названия ручья — Кедрон (ивр. «кедар» — темнота), протекающего в темной долине. Кедронская долина начинается у подножья горы Скопус, идет вдоль стен Старого города, огибает гору Офель, соединяется с долиной Тиропейон, и на юго-западе от Сиона с долиной Еннома, далее устремляется на юг — к лавре Саввы Освященного и Мёртвому морю. Кедронскую долину ассоциируют с Царской долиной, местом, где Авраама встретили содомский царь и Мелхиседек, пришедший благословить его (Быт. 14:17). В Кедронской долине тихо; туристов почти нет. Даже не зная ее значения в трех религиях, понимаешь, что это место необычное. На краю еврейского кладбища, почти у самого дна оврага расположено несколько примечательных гробниц, вырубленных в скалах. Первая из них, увенчанная круглой башенкой, традиционно считается гробницей Авессалома (Яд Авшалом), сына царя Давида. По легенде, этот столп Авессалом соорудил сам, то есть, еще при жизни. Правда археологи относят ее к 1 веку новой эры, что несколько позже эпохи царя Давида. Следом за столпом Авессалома расположена пещера с колоннами — гробница Бней Хезир, то есть, сыновей Хезира (по другим данным, это гробница иудейского царя Иосафата). И наконец вырубленный в скалах памятник с крышей в форме пирамиды — гробница Захарии (относительно того, какого именно Захарии, имеются противоречивые данные). Гробницы относятся к 1-2 веку до нашей эры.
Ещё одним арабским названием ворот является "Ворота Вечной жизни"...
Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование и владеет всем, что слева от лестницы; иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения. С 1814 г. Армянской апостольской церкви принадлежит левый придел храма в честь Иосифа Обручника ( по преданию, он похоронен под этим престолом).
Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская находится в непосредственной близости от Гефсиманского сада, в гробнице Божией Матери, где три дня пребывало пречистое её тело, и написана относительно недавно в начале 20 века русской монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении. По преданию, иконописице никак не удавалось написать лик Пречистой - она долго молилась и однажды утром обнаружила на иконе нерукотворные проявление черт лика Богородицы, по которым она и дописала образ...
В 11 веке храм на месте Гроба Богородицы был почти до основания разрушен мусульманами. Сегодня же во вновь отстроенном в 1161 году храме есть небольшой придел, куда мусульмане ходят, чтобы поклониться могиле Госпожи Мариам, которая почитается в исламе как одна из самых праведных женщин... Мать Иисуса мусульмане считают святой. Имя Мариам, единственное из всех женских, упоминается в Коране 34 раза. Имена других легендарных женщин — супруги Адама Евы, матери Исмаила Агари и других — сохранились в традиции, в преданиях, но в сам Коран не вошли. Уже одно это выделяет Марию из всех жен и демонстрирует, как велико почтение к ней среди мусульман. И хотя большинство ограничивается тем, что признает ее святость, есть и такие, кто действительно ставит Мариам в один ряд с великими мужами, отмеченными Богом. В её честь названа кораническая сура № 19, в которой повествуется о чудесном рождении пророка Исы и о его матери Мариам. Согласно Корану, Иса родился чудесным образом без отца по воле Аллаха. Из-за клеветы и обвинений Мариам со стороны соплеменников в распутстве и грехе Аллах проклял тех, кто оклеветал Мариам и пытался распять Ису: «За то, что они не уверовали, возвели на Марьям (Марию) великий навет и сказали: „Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса) , сына Марьям (Марии) , посланника Аллаха“» (Коран 4:156-157, сура «Женщины» , перевод Эльмира Кулиева) .
Золотые ворота (Врата милосердия или Восточные ворота) - старейшие ворота Старого города, расположены в одной из башен восточной стены. Золотые ворота состояли из двух входов, называемых "Ворота Покаяния" и "Ворота Милосердия" и уже много лет замурованы. По преданию, именно через эти ворота, обращенные в сторону Елеонской горы и Вифании, въехал Иисус Христос в город на ослике, когда постилали ему под ноги пальмовые ветви... В период Византийской империи ворота были открыты, через них вошел византийский император Ираклий после победы над персами. В XII веке крестоносцы открывали эти ворота только дважды в год: на Пасху, в память о входе Иисуса в Иерусалим, и в день памяти об императоре Ираклии. После захвата Иерусалима турками по приказу Сулеймана Великолепного, турки заложили ворота, чтобы преградить путь ожидаемому иудеями Мессии... А перед воротами арабы-мусульмане расположили кладбище, в иудаизме считающееся нечистым местом, и верховный иудейский священник не может ступать на кладбищенскую землю. Пророчество Иезекиля: "И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены" (Иезекиль 44:2). В талмудической литературе ворота были также известны как ворота Шушан, так как они направлены на восток, в сторону персидского города Шушан (и, возможно, в связи с ролью персидского царя Кира, вернувшего евреев в Иерусалим после вавилонского изгнания).
Монастырь с храмом Успения Богоматери построен в 1910 году латинским Патриархатом в Иерусалиме на вершине горы Сион за пределами стен Старого города, около Сионских ворот - на месте дома апостола Иоанна Богослова, рядом с Горницей Тайной Вечери. Аббатство на горе Сион получило свое название от латинского корня «дорм» — спальня, усыпальница, слово же «дормицион» переводится на русский как «успение». Первая византийская базилика на этом месте была построена в 415 году при иерусалимском епископе Иоанне II (386—417) и называлась Святой Сион. Она была посвящена пасхальной Тайной Вечере Иисуса Христа и Его учеников, а также схождению Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу. Этот храм был разрушен при нашествии персов в 614 году, после чего восстановлен. С VII века в северо-западном углу базилики находился камень, почитаемый как место Успения Богородицы. В 966 году храм вновь был разрушен. Крестоносцы восстановили его в начале XII века и назвали Sancta Maria in Monte Sion. Был разрушен мусульманами в 1200 году. В конце XIX века германским католикам, в лице Ордена бенедиктинцев, удалось приобрести этот участок у султана Абдул-Хамида II. В 1890 году начинается строительство. Стилевые особенности архитектуры церкви аббатства необычны. Они сочетают элементы византийского и современного мусульманского стиля, как в целом, так и в деталях. Закончились работы в 1910 году. Церковь меняет своё название на Успение Богоматери. Здесь начинает почитаться место с криптой, где установлен камень, на котором почила Богоматерь.
Главная достопримечательность католического Успенского храма – крипта, расположенная под полом храма, где на древнем одре лежит скульптура спящей Богородицы, выполненная из слоновой кости и дерева.
Ныне - воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году... В дни Святой Пятидесятницы 7 мая (ст.стиль) 351 года, в третьем часу утра на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Свидетелем был весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Явление знамения Креста началось над святой Голгофской горой, на которой был распят Господь (Мф. 27, 32 - 33; Ин. 19, 17, 41; Евр. 13, 12), и достигало горы Елеонской (Ин. 8, 1; 18, 2), отстоящей от Голгофы на расстоянии 15 стадий. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекло к себе взоры всех людей. Многие люди, оставив свои дела, выходили из домов и со страхом созерцали чудное явление. Потом многочисленные толпы жителей Иерусалима с трепетом и радостью поспешили ко святому храму Воскресения. Это произошло после кончины первого христианского благоверного императора Константина Великого, когда императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом.
Монастырская колокольня, именуемая «Русской свечей», одна из главных достопримечательностей Иерусалима, устремлена ввысь, как истинный символ Вознесения. Высота ее 64 метра и над Иерусалимом и всей Святой Землей царит православный крест... На вершине Елеонской горы, над Гробницей Божией Матери, в непосредственной близости от часовни Вознесения (от неё до Вознесенского собора 200 м) основан православный русский женский монастырь. Находится в ведении Русской Духовной Миссии РПЦЗ. В монастыре 46 насельниц. На территории монастыря находится место, где, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения, а также место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя. Монастырь занимает 5,4 га, протяженность ограды 1,5 км; со всех сторон окружён плотной арабской застройкой. Имеются два кладбища, масличная и сосновая рощи.
Элеонская или Масличная гора - возвышенность, тянущаяся с севера на юг напротив восточной стены Старого города Иерусалима, по восточную сторону Кедронской долины. Издревле была засажена маслинами, откуда и произошло название. Это знаковое место для верующих людей, а также самый большой холм в окрестностях Иерусалима, высотой 826 метров. Горный кряж отделяет Старый город от губительного соседства Иудейской пустыни. На этот холм любил взбираться Иисус. Здесь он молился, переживал о судьбе Иерусалима, беселовал с людьми и столкнулся с предательством Иуды. Гора ассоциируется и с Нагорной проповедью. Именно отсюда Христос вознесся на небеса, оставив лишь след стопы на камне... Слева вверху видна "Русская свеча", справа на склоне - православный монастырь св.Марии Магдалины, под ним - Гефсиманский сад и католическая базилика под названием "Церковь всех наций"
Гробница Богородицы находится под землёй, только фронтон с готическими арками XII в. расположен над поверхностью земли. Вход с юга. От входа вниз ведет широкая (6,5 м) каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь (34 м в длину и 6 м в ширину) имеет форму креста и в ней находится кувуклия-часовня 2 x 2 м с гробом Богородицы. В Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон (на снимке - справа внизу) была погребена апостолами Пресвятая Богородица. В 326 г. царица Елена построила над Гробницей Богородицы первую церковь. Нижняя часть церкви представляла собой пещеру в форма креста, большая часть которой была вырублена в скале. В 11 веке ее постигла та же участь, что и большинство византийских храмов Палестины. Она была почти до основания разрушена, при этом Гробница Богородицы не пострадала. В 1130 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисендой: она украсила его стены фресками. После падения крестоносцев в 1187 г. Саладин разрушил большинство сооружений верхней церкви, но не тронул нижнюю.
Благодарю за фото и описание к ним gborisova
Рубрики: | Мои мечты о дальних странах, фотопутешествия Религия: монастыри, соборы, храмы, мечети, святые |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |