Музей - усадьба Абрамцево. Времена года |
Усадьба Абрамцево — одна из самых известных подмосковных усадеб.
Мастерская построена в 1873 г. по проекту архитектора Виктора Александровича Гартмана (1834–1873) на месте разобранного аксаковского флигеля, к юго-востоку от усадебного дома. Одноэтажное деревянное здание состоит из жилой пристройки с низкой, почти плоской крышей, и скульптурной мастерской, перекрытой двускатной кровлей. С западной стороны расположено крыльцо, ведущее в сени, откуда направо – вход в две небольшие комнаты, и прямо – в мастерскую. В мастерской хорошо продуманное естественное освещение. В северной и южной стенах – обычные прямоугольные окна, в верхней части восточной стены – широкое окно во всю стену, под которым находится застекленная дверь на балкон с лестницей, ведущей в парк. Потолка в мастерской нет, поэтому дополнительное освещение дают слуховое окно и окна-люкарны в кровле. Крыльцо, кровля, наличники окон и карнизы постройки щедро украшены пропильной резьбой. Мастерская – единственное сохранившееся до нашего времени деревянное произведение Гартмана – яркий образец «русского» или, вернее, псевдорусского стиля, одного из направлений архитектурной эклектики, характерной для второй половины XIX столетия. В этом направлении работали И. С. Богомолов, В. А. Гартман, Р. И. Кузьмин, И. П. Ропет и другие известные архитекторы, но отношение к их творчеству всегда было неоднозначным. Историк искусства и художественный критик В. В. Стасов писал, что это «самая важная, самая талантливая, самая разнообразная, самая поразительная и самая изящная из всех наших архитектур. Здесь настоящим новым русским духом веет несравненно более, чем во всем остальном, что делали наши архитекторы… Тут пошли в ход уже настоящие русские архитектурные мотивы, народные, доселе существующие, созидаемые самим русским народом в его избах, его посуде, утвари, в сотнях предметов его домашнего обихода…». Архитекторы «русского стиля» действительно использовали мотивы народного творчества, но соединяли их в своих произведениях механически, без учета функционального предназначения. Так, Гартман украсил здание мастерской резным орнаментом, заимствованным из народных вышивок. С. И. Мамонтов в «Летописи сельца Абрамцева» отзывался о мастерской сдержанно: «Постройка вышла не совсем удачна, потому что Гартман, не сделав никаких чертежей, ни разу не смог приехать на стройку, а все дело поручил своему десятнику Громову, который ездил из Москвы и строил домик по словесным указаниям Гартмана…». В. М. Васнецов в письме к В. В. Стасову высказывался более прямолинейно: «Скажу, впрочем, откровенно: архитектура Гартмана и Ропета меня не удовлетворяла». При Мамонтовых в мастерской работали М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, С. И. Мамонтов, увлекавшийся скульптурой, а в жилых комнатах в летнее время останавливались В. А. Серов и И. С. Остроухов. В 1920-х гг. здесь жила семья художника П. П. Кончаловского. Информация с сайта http://www.abramtsevo.net/guidway/manufactory.html
«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло, – вспоминала участница Мамонтовского художественного кружка Н. В. Поленова. – В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов». Первоначальный проект церкви создал В. Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице (XII в.) под Новгородом. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырехскатную кровлю. Вход-портал в главном, западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны располагались три Апсиды. В северном фасаде художник предусмотрел два окна: тройное и небольшое полуовальное. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы. Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление. Особую сложность представляло решение южного фасада, так как он просматривался от усадебного дома сквозь аллею парка и имел не меньшее значение, чем западный. Поленов оставил проект этого фасада незавершенным. Работу над проектом церкви продолжил В. М. Васнецов. «Я был увлечен Кремлем и московскими церквами, впоследствии – ярославскими и ростовскими», – признавался он позднее в письме к В. В. Стасову. Васнецов изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. Северный фасад, разработанный Поленовым, он перенес на место южного. Тем самым художник добился большего освещения интерьера храма и придал южному фасаду парадный вид. Васнецов внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными. Васнецовский храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению – небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка. В конце мая 1881 г. начались строительные работы. Васнецов вспоминал: «Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши худо-жественные помощницы – Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…» К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и другие города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух – об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д. Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану. Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е). В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями. В иконостасе – «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников. Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе (1885–1896) в Киеве. На северной стене – рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной – икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой. Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881–1882 по-старославянски. В 1892 г. в церкви поставил печь М. А. Врубель. Оформление документов на храм заняло все лето 1881 г. Осенью, когда церковь уже была построена, состоялась ее официальная закладка, а летом следующего года – обряд освящения во имя Спаса Нерукотворного. В отличие от построек эклектичного «русского стиля», абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна, получившего развитие в беседке «Избушка на курьих ножках» (1883) и оформлении спектакля «Снегурочка» (1880-е), выполненных Васнецовым. В 1891 г., после смерти сына Мамонтовых – Андрея, ризницу церкви, где он был похоронен, перестроили в часовню (1891–1892) по проекту Васнецова. По сравнению с церковью, часовня, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит более изысканное и нарядное впечатление. Позднее у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918). В настоящее время в церкви проходят богослужения по памятным для Абрамцева датам. Информация с сайта http://abramtsevo.net/guidway/charch.html
Собрание изобразительного искусства XX в. было открыто для посетителей в 1971 г. в бывшем лечебном корпусе санатория – здании в псевдоклассическом стиле, построенном в 1938 г. напротив усадебного дома. В настоящее время в здании проводятся тематические выставки; постоянная экспозиция находится в стадии реорганизации и готовится к новому открытию. Отдел «Русские художники XX века в Абрамцеве» собирает и изучает произведения художников ХХ и XXI веков, работавших в Абрамцеве и творчески связанных с ним. Это работы участников объединения «Бубновый валет» (П. П. Кончаловского, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, А. А. Осмеркина, В. В. Рождественского, Р. Р. Фалька), а также Н. И. Андронова, А. В. Васнецова, И. Э. Грабаря, Е. А. Малеиной, Д. А. Шмаринова, Н. А. Удальцовой, скульпторов В. И. Мухиной и Б. Д. Королева. Многие из этих мастеров жили и работали в Поселке художников, основанном в 1930-х гг. поблизости от усадьбы, на противоположном берегу реки Вори. Информация с сайта http://abramtsevo.net/guidway/exposition.html
Церковь Спаса Нерукотворного
Когда-то здесь собирались выдающиеся служители русского искусства: поэты, художники, музыканты, актеры и певцы. И всех их вдохновляла здешняя природа: высокие сосны, холмы и реки. Впервые Абрамцево, а точнее, пустошь Обрамкова, упоминается в письменных источниках 17 в. С середины 18 в. здесь была устроена барская усадьба рода Головиных.Усадьба Абрамцево принадлежала в разное время писателю Аксакову, написавшему "Аленький цветочек", а затем Савве Мамонтову. Большой господский дом был окружен регулярным садом, который по трем искусственным террасам спускался к реке Воря.
В 1843 г. усадьбу приобрел русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Именно с этого момента можно отсчитывать начало ее «особенной истории». Здесь писатель создал свои лучшие произведения: "Воспоминания", «Семейная хроника», а также знаменитую сказку «Аленький цветочек».
Музей-усадьба "Абрамцево" Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево" образован решением Наркомпроса в 1920 г., первоначально назывался музей-усадьба "Абрамцево". Первое упоминание об Абрамцеве (пустоши Обрамкова) относится к XYIв. В XYIII веке на пустоши Обрамкова была устроена барская усадьба с господским домом и регулярным садом. Расцвет Абрамцево начинается с 1843г., когда усадьбу приобретает известный писатель и театральный критик С.Т.Аксаков, талант которого особенно ярко раскрылся в абрамцевский период его жизни. Нам он известен по сказке «Аленький цветочек», которую он написал для своей единственной, от 10 детей, внучки Оленьки. Гостеприимный дом Аксаковых был средоточием духовной жизни России середины XIXв. В Абрамцеве гостили Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, М.С.Щепкин, неоднократно приезжали А.С.Хомяков, М.П.Погодин, Н.М.Загоскин, Тютчев и др. В 1870 году усадьбу приобретает С.И.Мамонтов - промышленник и меценат, большой знаток и ценитель искусства. Здесь, в Абрамцеве он создает творческое объединение, вошедшее в историю русского искусства под названием Абрамцевский художественный кружок. В течение многих лет в имении Мамонтова отдыхали и творили талантливые художники, музыканты, актеры: И.Е.Репин, В.Д.Поленов, М.М.Антакольский, В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, М.А.Врубель, В.А.Серов, Ф.И.Шаляпин, Н.И.Забела. Здесь создавались выдающиеся живописные полотна: «Пруд в Абрамцево» Поленова, «Аленушка», «Три богатыря» и прочие работы Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, большинство картин Врубеля, то есть большое количество полотен, которые сейчас мы можем наблюдать в Третьяковке и других музеях, и сооружения по оригинальным архитектурным проектам, возрождалось старорусское гончарное и столярное производство, ставились новаторские спектакли.
Музей народного искусства появился в Абрамцево еще при Мамонтовых — украшенные затейливыми орнаментами предметы народного быта бережно собирались хозяевами усадьбы.
Старинный ледник, построен по всем правилам и традициям русского строительства подобного типа. Редкий сохранившийся образец хозяйственной архитектуры XIX века. Построен С.И.Мамонтовым и использовался, как продуктовая кладовая. Замороженные продукты хранились в специальном подвале ("желудке"), леднике.
Большой дом. Здесь бывали, а иногда и подолгу жили и работали знаменитые художники: Репин, братья Васнецовы, Суриков, Левитан, Поленов, братья Коровины, Остроухое, Серов, Нестеров, Врубель, скульптор Антокольский, а также актеры и певцы: Шаляпин, Станиславский, Ермолова, Федотова и др. В усадьбе, которую художники считали своей дачей, были созданы исключительно благоприятные условия для творчества. И. Е. Репин написал здесь "Крестный ход", "Проводы новобранца", портрет С. И. Мамонтова. В. М. Васнецов создал "Три царевны", "Богатыри", "Каменный век" и другие шедевры. М. В. Нестеров задумал картину "Видение отроку Варфоломею". В столовой абрамцевского дома В. А. Серов написал в 1887 г. знаменитую "Девочку с персиками". Художники, гостившие и работавшие в Абрамцеве, составили кружок, впоследствии названный "Мамонтовский художественный кружок". Купанье в Воре, охота, пикники чередовались с упорным трудом и творческими поисками. В конце лета в зале устраивались спектакли, для которых В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Врубель писали декорации. С 1918 здесь организован государственный историко-художественный и литературный музей - заповедник. Экспозиция музея включает материалы о жизни семьи Аксаковых, Гоголя, Тургенева, произведения художников, связанных с абрамцевским кружком, эскизы декораций и костюмов для домашних спектаклей в Абрамцеве и для Московской частной русской оперы, а также работы советских художников - А. М. Герасимова, Р. Р. Фалька, И. И. Машкова, П. П. Кончаловского, А. В. Лентулова, И. Э. Грабаря и др.
Музей народного искусства появился в Абрамцево еще при Мамонтовых — украшенные затейливыми орнаментами предметы народного быта (например, доски для стирки) бережно собирались хозяевами усадьбы.
Церковь Спаса Нерукотворного в музее-усадьбе "Абрамцево".
Сергиевская игрушка.
Кухня. _________ Абрамцево, пожалуй, - самая уютная и непринужденная из виденных мной усадеб. Здесь полностью сохранилась атмосфера творчества и созидания, веками накапливаемая лучшими представителями русской аристократии, любившими приезжать сюда в поисках вдохновения и уединения. Кажется, что еще вчера, сидя напротив окна столовой, Валентин Серов писал портрет 12-летней Веры Мамонтовой (это та самая "Девочка с персиками"), а где-то у пруда, возможно, остались забытые наброски "Аленушки", созданные рукой Виктора Васнецова. Да-да, эти, равно как и другие выдающиеся произведения многих художников и писателей, были созданы именно здесь, в Абрамцево.
В интерьере кухни усадьбы. Музей народного искусства в Абрамцево.
Интерьер в кухне.
Музей народного искусства появился в Абрамцево еще при Мамонтовых — украшенные затейливыми орнаментами предметы народного быта (например, доски для стирки) бережно собирались хозяевами усадьбы.
Интерьер кухни.
Буфет в кухне.
Музей народного искусства в Абрамцево.
Скамья Врубеля в Абрамцево — это произведение искусства, охраняемое государством. Она находится в живописном парке усадьбы Абрамцево рядом с домиком-мастерской, где творили такие художники, как Васнецов, Врубель, Кончаловский, Поленов, Серов. Здесь, между кухней и мастерской, ведет дорожка, по обочинам которой красуются цветы и располагается шедевр в стиле майолики. А.Врубель создал скамью строгой формы и полностью украсил ее изразцами ручной работы. Скамья защищена от непогоды и вандализма, поэтому на ней сидеть нельзя. Считается, что данная скамья или, как ее еще называют, диван — это лучшая работа Врубеля в области керамики.
Изразцовая печь. Музей-усадьба "Абрамцево".
Внутреннее убранство церкви выполнено по эскизам Поленова: иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Иконостас сделан двухъярусным, как было принято в древности на Руси и долго сохранялось на Русском Севере. Здесь можно увидеть и традиционные иконы, собранные членами Абрамцевского кружка, и авторские работы: «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова, «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой и др. Васнецов также расписал клиросы изображениями цветов и бабочек, а также выложил мозаичный пол, который первоначально был залит цементом и резко выделялся на фоне белоснежных стен храма.
Теремок построен в псевдорусском стиле в 1877–1878 гг. по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (настоящие имя и фамилия Иван Николаевич Петров, 1844–1908). Прежде, при Аксакове, здесь располагалась баня, и новая постройка первое время использовалась в этом же качестве. Потом — как помещение для гостей. Сейчас в этом здании размещаются изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской, изготовленные по эскизам Елены Дмитриевны Поленовой и других художников. И здесь вновь хочется рассказать о той роли, которую сыграла Елизавета Григорьевна Мамонтова в становлении столярной мастерской. Елена Дмитриевна Поленова, сестра художника Н.В.Поленова, талантливая художница, педагог, малоизвестная, увы, широкой публике, писала следующее: «Ей (Е.Г.Мамонтовой, — М.А.) хотелось не только нести просвещение в среду подрастающего поколения, но и поднять его материальное благосостояние, а также и нравственный уровень. Она считала, что на молодежь деморализующее действует отхожий промысел. В деревне же, лишенной рабочих рук, хозяйство падает, вместе с чем развивается бедность. Основывая столярную мастерскую, Елизавета Григорьевна надеялась дать возможность крестьянам не помещать своих детей в ученье в город, не отрывать их от семьи, а, напротив, воспитывать местных мастеров-кустарей».
В 1891 году, после смерти Андрея, сына С.И.Мамонтова, по проекту Васнецова ризница была перестроена в часовню. У стен церкви погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918).
Флигель "Теремок".
tatyana.122 И Marinik59 И SL
Рубрики: | Мои мечты о дальних странах, фотопутешествия/Парки и сады. Музеи и сокровища мира |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |