По Святым местам... |
Псковский Кремль... на закате.
Прогулка по Пскову.
Свято-Троицкий кафедральный собор — православный храм, входящий в состав архитектурного ансамбля Псковского крома и являющийся главным его строением. Активное формирование города Пскова началось в начале X века на пересечении двух рек Псковы и Великой. Место строительства храма, который должен был стать центром поселения, выбрала урождённая здесь великая княгиня Ольга, посетив псковскую землю в 957 году. Как гласит летопись, когда она стояла на берегу реки, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место — именно поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице. Изначальный Троицкий собор был деревянным и сгорел в результате пожара. В 1138 году по распоряжению Всеволода-Гавриила его возобновили в камне, предположительно смоленскими строителями, — в те времена местная школа зодчества еще не сложилась. В 1242 году перед началом Ледового побоища в этом соборе вместе с псковичами молился о победе над псами-рыцарями князь Александр Ярославич Невский — в субботу 5 апреля на Чудском озере он сразился с немецкими захватчиками, «овы изби, овы извязав, поведе босы по леду». Здесь молился брат Александра Невского, в будущем Великий князь владимирский Ярослав Ярославич. Литовский князь Довмонт принял в соборе Святое крещение с именем Тимофей, здесь он не раз молился перед битвами о даровании победы псковскому воинству, сюда же приходил, чтобы совершить благодарственный молебен после очередного сражения.
Башни Крома
По краям персей располагались две башни. На западном конце стены возвышалась Смердья башня, на противоположном - Великая башня (Лубянская башня). Под ними находились ворота, через которые можно было попасть в крепость; назывались они, соответственно, Смердьими воротами и Великими воротами. Перед воротами через Греблю, заполненную водой, строители перекинули мосты. По всей вероятности, Смердьи ворота были сооружены раньше, чем Великие, но со временем именно Великие ворота стали играть роль главного въезда в Кром. Их называли еще Темными, возможно, потому, что с внутренней стороны кремля к персям и Великим воротам тесно примыкал захаб. Он являлся дополнительным укреплением ворот и создавал серьезную преграду для пытавшегося ворваться внутрь неприятеля. Две высокие стены захаба напоминали глубокое ущелье, да еще имели поворот, заканчивавшийся воротами. Таким образом, ворвавшийся через первые ворота враг оказывался в ловушке. Ведь ему надо было штурмовать еще одни ворота, будучи стиснутым нешироким захабом, под обстрелом с двух сторон! Впрочем, название Темные ворота могло быть связано еще и с тем, что в стенках захаба устраивались погреба — темницы. В XVII веке в башне над Великими воротами были установлены часы, отчего башню стали именовать еще Часовой. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что в Кроме существовал второй захаб — у Смердьих ворот. Сама Смердья башня была в XIX веке разрушена и перестроена. На месте мощной круглой башни тогда соорудили не слишком большую граненую башенку, получившую название Довмонтовой
Собор Святого Петра и Павла.
Собор был построен в формах русского зодчества XVI—XVII веков. Рассчитан на 800 человек. Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров. Стены, облицованные темно-красным и светло-жёлтым кирпичом и поливными изразцами, украшены колонками из песчаника и изразцами. Апсиды оформлены глухими колончатыми аркатурами.
На фасадах были помещены иконы святых — покровителей членов императорской фамилии.
Свято- Боголюбский монастырь.
На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый". Предание связывает его основание и выбор места с покровительством Богородицы. 18 июня 1155 г. князь Андрей Юрьевич Боголюбский проезжал здесь, двигаясь из Киева в Суздаль, свою вотчину. Князь вез с собой чудотворный образ Божьей Матери византийского письма, названный впоследствии Владимирским. Вдруг кони встали, отказываясь двинуться с места. И так продолжалось дотемна, покуда князь не приказал раскинуть шатер для ночлега. И ночью усердно молился перед чудотворной иконой, и так сильна и горяча была его молитва, что Божья Матерь сама явилась ему. На этом месте князь основал замок и повелел написать явленный ему образ Богоматери. Икона Боголюбской Богоматери стала местной святыней.
Вечерняя панорама Псковского Крома.
Псков - один из самых прославленных древних русских городов. Это город, который неоднократно спасал Русь от нашествия врагов. Среди древних крепостей российского Северо-Запада Псков, как и Новгород, находится на особом положении. Если прочие крепости, такие как Корела, Изборск, Ладога, Копорье, Орешек и другие, либо никогда не были самостоятельными политическими центрами, либо были таковыми в раннее средневековье, но позже потеряли независимость, то Псков и Новгород лишились политической независимости только на рубеже XV - XVI веков, будучи крупными городами. До того они позволяли себе тягаться как с Ливонским орденом, или Великой Литвой, так и с Москвой. То есть если прочие крепости Новгородской и Псковской земель были в первую очередь крепостями, а уже потом городами, то сами Новгород и Псков - это крупные города, обнесенные рядами крепостных стен.
У стен монастыря.
Москва. Ансамбль Новодевичьего монастыря. Новодевичий монастырь (Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь) — православный женский монастырь Русской Церкви в Москве. Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году.
Псков. Вечер.
Вечерний Псков.
Прогулка по Пскову.
Москва. Ансамбль Новодевичьего монастыря. Новодевичий монастырь (Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь) — православный женский монастырь Русской Церкви в Москве. Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году.
Храм Святого Николая.
Покров на Нерли.
Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества. Ее называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне.
Псковско Печерский монастырь.
Псково-Печерский монастырь расположен в 50 км к западу от Пскова. В конце XIV в. местные жители обнаружили здесь «богом зданную пещеру», которую стали считать святым местом и весьма почитать. В 1470 г. здесь поселился священник Иона и обустроил пещеру в качестве церкви Успения Пресвятой Богородицы. В 1473 г. пещерный храм был освящен, этот год и считается годом основания монастыря. Сам Иона и его жена были первыми монахами. Рассвет монастыря начинается в первой половине XVI в., тогда возводятся храмы и жилые здания, монахи ведут миссионерскую деятельность. Согласно монастырским летописям в 1583 г. здесь проживало 100 монахов и 300 послушников. На протяжении долгих веков Псково-Печерский монастырь славился как один из богатейших на Руси и являлся крупным землевладельцем. В обители располагалась богатейшая библиотека, где хранились древнейшие рукописи.
Успенский пещерный храм Псково-Пещерского монастыря.
Город Печоры появился изначально как пещерный монастырь. Это отразилось в названии города и монастыря. Позже он приобрел статус поселения при крепости. С 1782 года это уже был уездный город.
Расположен город в 52 км к западу от Пскова, а также в 3 км от ж. д. станции Печоры-Псковские (пограничная на границе с Эстонией).
Возник город как обитель отшельников, живших в пещерах, которые сами и выкапывали. В 1473 году здесь был основан православный Печорский монастырь. 15 августа этого года была освящена первая пещерная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Псков. Кремль. Троицкий Собор
Троицкий собор Псковского кремля — главный храм Пскова и псковской земли. Ныне существующий Троицкий собор — уже четвертый на этом месте. Первый храм, по преданию, был сооружен по повелению святой равноапостольной княгини Ольги в середине X века. Родом псковитянка, Ольга одной из первых на Руси приняла крещение. Тогда «прииде блаженная Ольга близ реки, глаголемыя Пскова, и ста на устии той реки… И внезапно преславное видение виде светлыми лучами осиеваемо место оное, пророчествуя, глаголаше: на месте сем будет храм Пресвятыя Троицы и град велик зело и славен будет…».
Собор простоял до 1137 г., когда святой благоверный князь Всеволод (Гавриил) заложил на месте прежнего деревянного новый каменный собор, оконченный в 1138 г. Облик этого храма можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком соборе (князь писан в рост, держащим на ладони храм, который он подарил Богу и псковичам).
Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года, сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Некоторые ученые считают его автором мастера Кирилла, воплотившего в псковском градостроении идею соборной церкви как образа и подобия вышнего Иерусалима, небесного дома Святой Троицы.
Новодевичий женский монастырь.
Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольск
Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.
Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1524-1525гг. и закончен к престольному празднику (28 июля).
Рубрики: | Религия: монастыри, соборы, храмы, мечети, святые |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |