ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЭРМИТАЖА. Финский художник Альберт Эдельфельт (1854–1905)
Альберт Эдельфельт — финский живописец, график шведского происхождения. Писал картины на исторические и бытовые сюжеты, портреты, пейзажи. Работал в монументальной живописи. Использовал технику пастели и акварели.
Альберт Эдельфельт родился в Финляндии вблизи Порво.
![Эдельфельт, Альберт - Вид на Порво с горы Нясинмяги.jpg Эдельфельт, Альберт - Вид на Порво с горы Нясинмяги.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/144337373.448/0_18052c_a641478c_XXL.jpg)
Эдельфельт, Альберт - Вид на Порво с горы Нясинмяги
Его отец был архитектором. Первые уроки живописи мальчик получил в школе Финского художественного общества в Хельсинки. Решив посвятить себя живописи, он поступает в Академию художеств в Антверпене, но через год переезжает в Париж, где берёт уроки у Л. Жерома. Представитель реалистического направления. Испытал влияние импрессионизма. Автор исторических полотен, картин из народной жизни, пейзажей, портретов, отмеченных свободой и выразительностью художественной формы, тонкой передачей свето-воздушной среды, праздничной яркостью колорита. Уже в двадцатитрёхлетнем возрасте Эдельфельт стал наиболее заметной фигурой финской живописи и возглавил борьбу молодого поколения художников за реализм и работу с натуры
![Эдельфельт, Альберт - В детской.jpg Эдельфельт, Альберт - В детской.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/896349/144337373.448/0_18052b_79fdb457_XXL.jpg)
Эдельфельт, Альберт - В детской
Картина "В детской" (1885) была куплена Александром III для Гатчинского дворца.
Благодаря популярности и авторитету А. Эдельфельта, искусство Финляндии получило признание в России. В Петербурге Эдельфельт познакомился с молодыми деятелями нового русского искусства Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа: "Мы буквально висели на Эдельфельте, в наших глазах его голова была окружена ореолом парижского признания", - писал позже Бенуа.
Близость финских и русских художников ознаменовалась несколькими совместными выставками. Крупнейшая из них была в 1898 году в музее при училище барона Штиглица. Там были представлены работы в то время молодых художников: Серова, Репина, Врубеля - из российских; и М. Энкеля, Галлен-Каллела, Ярнефельда - с финской стороны. Выставка возбудила большой интерес к финской культуре и самой Финляндии среди русской публики.
![Эдельфельт, Альберт - Добрые друзья. Портрет сестры художника Берты Эдельфельт.jpg Эдельфельт, Альберт - Добрые друзья. Портрет сестры художника Берты Эдельфельт.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/964814/144337373.448/0_18052d_b788031a_XXL.jpg)
Эдельфельт, Альберт - Добрые друзья. Портрет сестры художника Берты Эдельфельт
![Эдельфельт, Альберт - Портрет М.В. Дьяковской-Гейрот.jpg Эдельфельт, Альберт - Портрет М.В. Дьяковской-Гейрот.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/9229/144337373.449/0_180530_4d3c7190_XXL.jpg)
Эдельфельт, Альберт - Портрет М.В. Дьяковской-Гейрот
Русский критик В.В. Стасов писал: "Лучше всех их финляндцев, конечно, Эдельфельт, а у него замечательнее всего картина "Прачки" (1889), полная здорового, свежего реализма и жизни". Эта картина осталась в России, а с 1930 г она - в Эрмитаже.
![Эдельфельт, Альберт - Прачки.jpg Эдельфельт, Альберт - Прачки.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/892702/144337373.449/0_180531_226202c2_XXL.jpg)
Эдельфельт, Альберт - Прачки
*****