Эрмитаж! |
Галерея расположена на I этаже Зимнего дворца, возведенного архитектором Ф. Б. Растрелли в 1754-1762 гг. по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Облик галереи отражает характерные черты зрелого русского барокко. В XVIII в. галерея называлась Главной - по ней от Главного вестибюля к Парадной лестнице следовали гости дворца. В XIX в. галерея стала именоваться Иорданской, как и подъезд, обращенный к Неве. В праздник Крещения по этой галерее из Большой церкви Зимнего дворца проходил крестный ход. Он направлялся к Неве, где над прорубью устанавливали так называемую Иордань - павильон для водосвятия.
Иорданская лестница Зимнего дворца – шедевр архитектуры периода елизаветинского рококо, созданный архитектором Ф. Б. Растрелли-младшим (1700-1771). Согласно традициям барочной архитектуры, дворцовая лестница включается в анфиладу парадных залов. Лестница создана по проекту Растрелли в 1758-1761 гг. Вначале лестница называлась просто Парадной, затем Иорданской, в связи с тем, что рядом на льду Невы в день Богоявления (6 января по старому стилю) устраивали прорубь и проводили водосвятный молебен в честь праздника Крещения Господня, в память о Крещении Иисуса Христа в водах р. Иордан в Палестине. Лестница, созданная Растрелли, двухмаршевая, "двусветная" — в высоту двух этажей. Она открывает невскую анфиладу залов дворца.
Парадная лестница была восстановлена после пожара в 1837 г. В.П.Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф.Б.Растрелли. Беломраморная лестница, начинаясь от Главной галереи, расходится двумя широкими маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Здесь поражает воображение эффект барочной театрализации: низкий затененный первый марш лестницы контрастирует с ее основным объемом, где пространство словно раздвигается, отражаясь в зеркалах и прорываясь в бесконечность иллюзорной росписи свода. Десять монолитных колонн сердобольского гранита поддерживают своды лестницы. Пронизанный светом, сверкающий позолотой и зеркалами интерьер занимает всю высоту здания Зимнего дворца.
Живописный плафон с изображением Олимпа (Дициано Гаспаро, XVIII в.) визуально увеличивает высоту помещения лестницы.
Площадь самого плафона около 40 кв. м.
В декоративное убранство лестницы включены скульптурные произведения, привезенные при Петре I из Италии: "Власть", "Антиной", "Диана", "Справедливость", "Могущество".
Желая добиться расположения Николая I, Демидов решил преподнести ему подарок. С этой целью он сделал заказ на изготовление ротонды лучшим европейским мастерам. Уральский магнат предполагал, что Николай I установит ротонду в качестве беседки в одном из своих дворцовых парков. Однако русский царь, узнав об этом намерении, заметил в узком кругу: «С чего он взял, что я войду в эту клетку?» Тем не менее император от подарка не отказался. Стоимость ее по тем временам превышала два миллиона рублей. Вплоть до сего дня этот экспонат — один из самых дорогих в Эрмитаже. Показанная на выставке в Париже ротонда вызвала всеобщее восхищение, однако Николай I не использовал ее по назначению, а почему-то отправил на склад дворцового инвентаря. Вплоть до 1862 года ротонда хранилась на складе, а позже Александр I подарил «малахитовую сень» (как назвали этот шедевр) Свято-Троицкому собору Александро-Невской лавры. Здесь она использовалась в качестве царского места. Во время богослужений император находился в ротонде под малиновым бархатным балдахином, украшенным двуглавым орлом. Через 90 лет (в 1952 году) советские власти передали ротонду Эрмитажу.
В центре зала - чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIX в.
Петровский (Малый тронный) зал создан в 1833 году по проекту О. Монферрана. Посвящён памяти Петра I. В отделке интерьера зала использованы вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. Трон изготовлен в Петербурге в конце XVIII века. За троном, в нише, оформленной в виде триумфальной арки, находится картина «Петр I с богиней мудрости Минервой» Джузеппе Амикони. В верхней части стен помещены полотна, изображающие знаменитые сражения Северной войны — Полтавскую баталию и битву при Лесной (П. Скотти и Б. Медичи). Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы. В зале также имеются царские короны, государственные гербы в виде двуглавых орлов
Золотая гостиная императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II.
1838-1841 гг. Архитектор А. П. Брюллов.
В Золотой гостиной в витринах пирамидальной формы, созданных по проекту Л. Кленце, экспонируются произведения глиптики (камнерезного искусства).
В 1787 году императрица Екатерина II приобрела в Париже у Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского (прозванного Эгалите) за 450000 ливров полторы тысячи гемм родовой коллекции герцогов Орлеанских – младшей ветви королевской династии Франции. Переместившись с берегов Сены на берега Невы, великолепный художественный комплекс сразу же оказался поглощенным стремительно растущим собственным собранием гемм Эрмитажа.
Рубрики: | Мои мечты о дальних странах, фотопутешествия/Туризм, путешествия,транспорт, города Россия. Города. Культура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |