Добрая старость |
Добрая старость
Природа человеческая противится мысли о том, что старость может быть доброй. Все знают жестокую истину: старость нельзя одолеть. Вспоминаются слова Шекспира о старости:
Второе детство, явное беспамятство,
Ни зренья, ни зубов, ни вкуса, - ничего…
Потертые, смешные панталоны…
Но в Библии мы замечаем большое внимание Бога к старым людям, к старости в целом, ощущается огромное уважение и сострадание к пожилым людям: «В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы… умер в доброй старости, насыщенный жизнью…». (Екклесиаст, 12; 1 Пар. 29:28)
Думать о старости люди начинают, как правило, тогда, когда она уже приходит. Почему-то философы древности призывали размышлять о смерти еще тогда, когда ты здоров и силен, когда старость далеко и волноваться не о чем.… И перед всяким, пытающимся разобраться в этой проблеме встает ряд вопросов.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАРЕЮТ?
Над проблемой старения человечество бьется уже не одно столетие. До сих пор ученые не могут найти удовлетворительного ответа, они только констатируют: жизнь организма со временем расстраивается, наступает деградация, называемая старением, а затем драматический финал – смерть. Год за годом люди науки пытаются разобраться в этой проблеме, но единственный результат пока – множество теорий старения, объясняющих ее наступление самыми разными причинами. Как правило, все эти теории исходят из предположения о той или иной недостаточности саморегуляция. Другими словами, организм просто не успевает корректировать «неполадки», они накапливаются, организм изнашивается, то есть стареет.
Верующим людям, читающим Библию легче понять этот момент. «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет». Русский перевод дает несколько иной смысловой оттенок этого текста: «ДА НЕ СУДИТ ДУХ МОЙ ЧЕЛОВЕКА ДОЛГО, ТАК КАК ОН ВСЕГО-НАВСЕГО ПЛОТЬ. ПУСТЬ БУДУТ ДНИ ЕГО СТО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ». Библия утверждает наличие своеобразного, Богом установленного ограничителя в естестве человека. Грешный человек должен умереть, потому что библейский закон «возмездие за грех – смерть» действует над каждым существом, рожденным на запятнанной грехом Земле. Бог ограничивает человека, поставляет предел жизни, чтобы «инфекция греха» получила меньше времени-пространства для распространения.
НАГРАДА ОТ БОГА
Как пот, остывает горячего лета усталость.
Ах, добрая осень, такую бы добрую старость:
Чтоб вовсе она не казалось досрочной, случайной
И все завершилось, как нынешний год урожайный;
Чтоб малые только ее возвышали недуги.
И шла бы она под уклон безо всякой натуги.
(А. Т. Твардовский)
Молодым следует помнить, что пожилые люди – это не какая-то другая раса или низшая группа, которую не следует принимать в расчет. Старость неизбежна, но она не должна восприниматься, как что-то ужасное, позорное…
Библия показывает нам удивительный образ красивой или «доброй» старости: благополучная старость является наградой, а не безоговорочным правом. Ее можно достичь, только подходя к старению с чистым и открытым разумом. Ты можешь рассчитывать на «добрую старость», если ты готовишься к ней и жизнь свою проводишь в соответствии с принципами Жизни, открытыми в Библии. Когда человек, «насыщенный днями», т.е. проживший насыщенную жизнь, приходит к старости, она может быть плодотворной и счастливой, несмотря на некоторые изменения в физических и интеллектуальных способностях.
Итак, Библия показывает место стариков, как место почётное, требующее уважения со стороны молодых. Старики, по замыслу Бога, должны были пасти и судить народ Божий, решать спорные вопросы, а молодые – слушаться, уважать и почитать старших по возрасту.
Младшие должны оказывать старшим почтение и слушаться их. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (1 Пет. 5:5). Это божественное установление, данное изначально всем людям.
Уже в Законе Моисея сказано: «Пред лицом седых вставай и почти лицо старца» [Лев. 19:32]. Евреи смотрели на долголетие как на особое благоволение Бога. Богом было обещано Израилю:«увидишь сыновей у сыновей твоих» [Пс. 127:6]. Люди потому желали долголетия и старости, что по слову Божьему«Венец славы – седина» [Притч. 16:31]. Опыт, накопленный стариками, давал им право занимать любую, подчас очень высокую должность. Так старец становился старейшиной. Семьдесят таких старейшин помогали Моисею в пустыне при исходе евреев из Египта. Синедрион также состоял из 70-ти стариков.
Уважение и почитание людей, убеленных сединою, свойственно всем народам. Примеры тому есть и в истории Египта, и в истории Индии, и в истории Китая. Убедительный пример дает нам история Древней Греции, особенно Спарта. Тут даже этимология приходит на помощь аналитику, занимающемуся социальными и культурными проблемами античности. По-гречески старик – geron. Это же слово означает старейшину – члена Верховного Совета. Такой Совет назывался gerussia. Это был высший государственный орган в Спарте, который состоял из 30-и геронтов. Младшему из них не должно было быть меньше 60-ти лет. От слова «geron» образовано также gerussios – принадлежащий старейшинам.
Видимо, в представлении древних греков поэту обязательно была свойственна мудрость, а мудрость – это достояние старости, так же, как и дар пророчества. Вспомним ветхозаветных пророков. Тут уместно заметить, что и древние римляне считали поэта рупором богов и видели в нем пророка. Разве не показательно, что в латинском языке слово «vates» означает и «поэт» и «пророк».
Гомер - греческий поэт
Что же касается слова «старчество», то оно, вобрав в себя первоначально ту семантику, постепенно переиначило свое значение и заметно удалилось от семантического корня. Как уже было выше сказано, это слово более позднего происхождения и связано с христианством. Когда в 1 веке н.э. возникла христианская церковь, то во главе каждой церковной общины стоял (presbjuteros) – пресвитер. Это слово ведет свое происхождение от (presbos) – совет старейшин. Однако затем в христианстве слово «старец» потеряло физическое содержание долголетия и стало означать просто человека, прежде всего монаха, многоопытного в служении Богу. Старец, по монастырскому понятию, это тот человек, который может наставить на путь истинный и тех, кто много старше его, что было совершенно недопустимо в прежние времена, когда именно долголетие определяло многоопытность и мудрость человека.
Мудрая старость, избегая крайностей, стремясь минимизировать конфликты, лучше, чем молодость и зрелость способна учесть опыт прошлого.
Чем опаснее проблема, тем нужнее учет предыстории, корней древности.
Характерный пример: молодая и вполне зрелая объективная Наука пренебрегала тысячелетиями опытом религиозных систем. Это пренебрежение содействовало углублению глобального кризиса Культуры.
Во времена упадка в народе Израиля не было старших, занимающих подобающее место и способных потому осуществить суд. Об этом пророчески говорит Исайя (Ис. 3:1—5) Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою,
храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца,
пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.
И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними.
И в народе один будет угнетаем другим, и каждый--ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.
Об этом плачет Иеремия [Плач Иеремии 5:14] Старцы уже не сидят у ворот; юноши не поют.
Такое состояние народа было свидетельством наказания от Бога.
Именно в нашей стране, где неоднократно всё разрушалось до основания молодыми, передовыми и энергичными носителями «прогресса», где к старшим относились, как к представителям всего отжившего, тормозящего движение вперёд,– именно у нас молодым верующим особенно необходимо следить за собой.
Впрочем, неуважение к старшим и даже превозношение над ними – общая тенденция этого мира и на западе, и на востоке, и у нас.
Итак, Библия показывает место стариков, как место почётное, требующее уважения со стороны молодых. Старики, по замыслу Бога, должны были пасти и судить народ Божий, решать спорные вопросы, а молодые – слушаться, уважать и почитать старших по возрасту.
Серия сообщений "фото":
Часть 1 - Моя молодость
Часть 2 - Салат "Ананас"
...
Часть 98 - Приход зимы
Часть 99 - Спокойной ночи!
Часть 100 - Очень красивые новогодние обои!!!!!!!
Серия сообщений "портреты":
Часть 1 - Моя молодость
Часть 2 - Я хочу, что бы вы улыбнулись!:)
...
Часть 29 - Милые образы Татьяны Дерий
Часть 30 - Художник-реалист John Weiss
Часть 31 - Добрая старость
Серия сообщений "Библия":
Часть 1 - Моя молодость
Часть 2 - Мне сегодня улыбнулась осень:)))
...
Часть 98 - Рождество словами Самого Христа (проповедь)
Часть 99 - Почему я должен креститься (видео онлайн)Лучшая проповедь о Крещении, которую я слышала за 14 лет моей веры!!!!!!!!!!!!
Часть 100 - Благословение Божье, Хофит. Как приятно видеть, как молодая и красивая женщина прославляет Бога!!!!
Серия сообщений "проповеди":
Часть 1 - Отец Александр Мень. Жизнь и путь
Часть 2 - Осипов о Христе. Короткая и очень емкая проповедь!!!!!!!!!!
...
Часть 29 - Из дневника героя фильма "Огнеупорный". (7-й день)
Часть 30 - Притча о Слепом
Часть 31 - Добрая старость
Рубрики: | НЕИЗБЕЖНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ!!! |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |