Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе) ослепляет своей пышностью и великолепием. Его лазоревые фасады протянулись на 300 метров. В 1718-1724 годах под руководством архитектора И. Браунштейна в Царском селе начали возводить скромный двухэтажный дворец, вошедший в историю под названием "каменных палат" Екатерины I. После многочисленных перестроек в 1752 году по приказу Елизаветы Петровны началась коренная переделка дворца под руководством Ф. Б. Растрелли - известного специалиста в стиле барокко.
Работа потребовала огромных средств и сил. Архитектор поднял галереи до уровня корпусов, повысив при этом среднюю часть. С необыкновенным богатством и пышностью были декорированы фасады. Деревянная балюстрада над карнизом, вазы, статуи и другие украшения были покрыты червонным золотом, на что ушло около 100 кг этого благородный металла. Сегодня экспозиция Екатерининского дворца открыта в большинстве залов. Наибольший интерес для туристов представляет восстановленная к 2003 году знаменитая янтарная комната дворца.
Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Надпись об этом сохранилась на медной доске, обнаруженной в алтаре дворцового храма при восстановлении его интерьера после пожара 1820 г. 30 июля 1756 г. церковь была освящена, что считается днём рождения Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца. Церковь Воскресения Христова является не только памятником архитектуры, представляя собой образец барочного решения православного храма, но и памятником духовной культуры, связанным со многими значимыми для России и семьи Романовых событиями. Здесь в течение двух веков проходили торжественные богослужения во время пребывания императорского Двора в Царском Селе. В настоящее время храм находится в состоянии консервации.
В 1780-х годах архитектор Дж. Кваренги построил в Екатерининском парке «Концертный зал», охарактеризованный им как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служит панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале. На нем изображена статуя богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом. Интерьеры павильона решены в соответствии с канонами классического стиля. Стены большого зала облицованы искусственным мрамором, украшены пилястрами коринфского ордера, скульптурными медальонами и живописными панно. К 300-летию Царского Села была проведена масштабная реставрация и обновленный павильон вновь был открыт для посетителей.
Екатерининский парк (вместе с Александровским) входит в состав Царскосельского дворцово-паркового ансамбля и признан ярчайшим памятником мирового садово-паркового искусства 18-20 вв. На его территории находится около 100 различных скульптур, павильонов, мостов, памятников и различных сооружений. Пейзажная часть Екатерининского парка начинается за Камероновой галереей. Главной чертой любого пейзажного парка служит его сходство с естественным пейзажным ландшафтом. Работы по его планировке начались в 1760-х годах под руководством династии Нееловых, а позднее - Д. Буша. При создании Английского пейзажного парка были высажены тысячи различных деревьев и кустарников, выкопаны каналы и пруды, был изменен рельеф местности - возникли насыпные холмы. Все водоемы Екатерининского парка - искусственные. Естественных рек и озер в этом районе не было.
Садик у галереи со стороны Екатерининского дворца называется Фрейлинским, так как первый этаж Камероновой галереи состоял из среднего коридора с небольшими комнатами фрейлин по обеим сторонам. Проектировал его Ч.Камерон. А создал сад Джорж Буш, сын прославленного царскосельского садовника Иоганна Буша. Садик представлял прекрасный' уголок, благоухающий цветами. Здесь высажены деревья и цветущие кустарники: сирень, жасмин, барбарис, спирея и множество многолетних и однолетних, отличающихся красочностью цветов. Садик расположен вдоль Камероновой галереи, у боковою фасада Агатовых комнат. Садик невелик, очень поэтичен, в нем всегда высаживали много искусно подобранных душистых цветов. В отличие от Висячего сада он предназначался для уединенных прогулок.
Садик у Камероновой галереи со стороны Екатерининского дворца называется Фрейлинским, так как первый этаж галереи состоял из среднего коридора с небольшими комнатами фрейлин по обеим сторонам. Создал Фрейлинский сад Джорж Буш, сын прославленного царскосельского садовника Иоганна Буша. Садик представляет собой прекрасный' уголок, благоухающий цветами. Здесь высажены деревья и цветущие кустарники: сирень, жасмин, барбарис, спирея и множество многолетних и однолетних цветов. Садик расположен вдоль Камероновой галереи, у боковою фасада Агатовых комнат.
На постаментах балюстрады Гранитной террасы в 1850-х годах установили гальванопластические копии античных скульптур — «Венеры Медицейской», «Фавна с козленком», «Апоксиомена» и других. Эта коллекция была составлена из произведений литейной мастерской императорской Академии художеств, выполненных из меди способом гальванопластики, изобретенным в 1838 году русским физиком Б. Якоби. Скульптуры сохранились и в настоящее время стоят на своих исторических местах.
Рябчик императорский зацветает после схода снега, одновременно с ранними нарциссами, тюльпанами и гиацинтами. Ярко-оранжевые или лимонно-жёлтые цветки рябчиков на длинных цветоносах замечательно сочетаются с любыми весенними цветами. Рябчик императорский - луковичное растение. В высоту, в зависимости от сорта, может достигать до 1,5 м. Единственный побег мощный, прямой и жёсткий. Листья широколанцетные. Верхние листья отдельным пучком, который называют короной, расположены на самом верху побега, выше соцветия.
Островок Большого пруда Екатерининского парка.
Растение названо по имени персонажа древнегреческих мифов. Гиацинт — юноша необычайной красоты, был возлюбленным Аполлона. Когда Аполлон обучал его метанию диска, также влюбленный в него бог ветра (в разных версиях мифа Зефир или Борей) из ревности направил брошенный Аполлоном диск в голову Гиацинта. Юноша умер, и тогда Аполлон из его крови сотворил цветок.
Единственный родник на территории Екатерининского парка был преобразован в фонтан по проекту Бетанкура и украшен бронзовой статуей девушки, созданной скульптором П.П. Соколовым в 1816 году. Эта скульптура была специально выполнена для Екатерининского парка и нередко упоминалась как "Царскосельская статуя". Фигура была отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств. Пьедесталом служит гранитный камень. Над разбитым кувшином грустит легкая, грациозная дева в античной одежде. В её руках черепок - символ несбывшихся надежд. Пушкин воспел фонтан "Девушка с кувшином" в стихотворении "Царскосельская статуя". Сюжет композиции позаимствован у французского баснописца 17 века Ж. Лафонтена - молодая крестьянская девушка, Перетта, отправилась на базар продавать молоко, но замечталась о возможном богатстве. Представив себя богатой, она подпрыгнула от радости и уронила кувшин с молоком. Кувшин разбился, молоко разлилось по земле, а девушка в печали присела у обочины дороги.
В 1771 г. перед южным фасадом дворца был устроен Большой луг длиной более 200 метров с дорожками по сторонам. В 1856 году прилегающую к дворцу часть луга часть пейзажного парка огородили невысокой чугунной решеткой с тремя воротами, по проекту А.Ф. Видова, с литыми позолоченными бронзовыми украшениями. И наконец, в 1865 году архитектор А. Ф. Видов распланировал здесь по распоряжению Александра II Собственный садик, предназначенный для членов царской семьи и ближайшего к ней круга лиц.
Розы необычной, редкой окраски. Высажены в Екатерининском парке.
Летом в Екатерининском парке. Вид с Камероновой галереи на Фрейлинский садик, Зеркальный пруд и Верхнюю ванну.
Мода украшать парки постройками коснулась и Царскосельского парка. Грот был обязательным украшением парков Западной Европы 18 века и говорил о хорошем вкусе владельца. Его назначение было не только давать прохладу, но и приводить в восторг и изумлять посетителей.
Чесменская колонна воздвигнута в 1774–1778 годах по проекту А. Ринальди в честь морских побед русского оружия в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов.
В обработке фасада павильона кухня-руина архитектор Кваренги использовал подлинные фрагменты античных сооружений: обломки колонн, капители, карниз и фриз с высеченными гирляндами. Вход в павильон оформлен в виде полуциркульной ниши. На фасаде в нишах, расположенных в верхней части стен, установлены шесть гипсовых барельефов, отлитых по моделям скульптора К. Альбани. Еще до установки на места они были намеренно повреждены, чтобы создалось впечатление глубокой древности.
Павильон "Китайская Скрипучая беседка" сооружен в 1778-1786 г.г. по проекту Юрия Матвеевича Фельтена и стал частью большого комплекса парковых сооружений, выполненных в стиле "шинуазри" в Екатерининском и Александровском парках Царского села (ныне - г. Пушкин). В плане павильон состоит из центрального овального купольного зала, стены которого декорироваы искусственным мрамором, и двух примыкающих к нему почти квадратных объёмов. Скрипучая беседка имеет 2 входа - с западной и восточной стороны, решенных в виде прямоугольных выступов, оформленных открытыми полуциркульными арками. Двери павильона декорированы орнаментальной резьбой и росписью. Кровлю украшают фигуры драконов. Венчает павильон флюгер в виде китайского знамени, который при вращении издаёт громкий скрип: этим объясняется название беседки - Скрипучая.
Рядом с Китайской деревней проходит Подкапризовая дорога — западная граница между Екатерининским и Александровским парками. Свое название дорога получила благодаря двум сооружениям — Большому и Малому капризам. Оба они представляют собой искусственно образованные насыпи с арочными пролетами над дорогой. Согласно одному из старинных преданий, земляные арки-переходы были окрещены Большим и Малым капризами потому, что императрица Екатерина II, утверждая сметы на дорогостоящие строительные работы, долго колебалась, а, подписав, сказала: «Быть так, это мой каприз». У Большого каприза помещалась в XVIII веке гауптвахта со шлагбаумом. Здесь находился въезд в резиденцию, к Большому Царскосельскому дворцу, и отсюда же выезжали на главные тракты Царского Села. На вершине Большого каприза устроена Китайская беседка: восемь колонн розового мрамора поддерживают эффектно изогнутую «китайскую» кровлю.
Все водоемы Екатерининского парка - искусственные. Естественных рек и озер в этом районе не было. При создании Английского пейзажного парка были высажены тысячи различных деревьев и кустарников, выкопаны каналы и пруды, сооружены мосты, был изменен рельеф местности - возникли насыпные холмы.
Павильон "Верхняя ванна" находится перед восточным фасадом Екатерининского дворца на берегу Зеркального пруда. Его название связано с расположением (на верхней террасе парка). Он был построен в 1779 году архитектором В. Нееловым. Здание выполнено в стиле раннего классицизма. В 1811 году павильон был перестроен Бетанкуром. Художественное оформление наружных фасадов Верхней ванны достаточно скромны, но внутренняя отделка отличалась нарядностью и изысканностью. Так, например, стены зала для отдыха были сверху до низу расписаны художником декоратором А.И. Бельским с использованием мотивов росписи Золотого дома Нерона в Древнем Риме. Центральный плафон передает сюжеты мифа о Фаэтоне, сыне бога Солнца. До середины 19 века Верхняя ванна служила баней для императорской семьи ("Мыльня их высочеств"). В шести помещениях находились раздевальня, восьмигранный зал для отдыха, бассейн, парильня, котельная и сени. В годы Великой Отечественной войны Верхняя ванна была разрушена, но к 1953 году она была отреставрирована, включая внутреннюю отделку. Сегодня в павильоне проводятся временные выставки.
К 1794 году с южной стороны Екатерининского дворца был создан целый комплекс сооружений в модном тогда античном стиле по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, висячий сад и пандус. Камеронова галерея служила местом для прогулок, застекленная часть галереи защищала от непогоды. Сразу бросается в глаза контраст между тяжеловесным цокольным этажом и легкой колоннадой. Вдоль колоннады из 44 ионических колонн стоят бюсты античных богов, выдающихся деятелей различных эпох - философов, полководцев, политиков, ученых - кумиров Екатерины II. Всего 69 бюстов, среди которых есть изображение великого деятеля российской науки М.В. Ломоносова. В цокольном этаже размещались небольшие комнаты придворных дам и фрейлин. В настоящее время там проводятся временные выставки.
Копия скульптуры А. Кановы начала ХХ века, установленная в 1930 году.
Осень в Царском селе.
В 1850-1852 годах по распоряжению императора Николая I, на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда, велось строительство нового сооружения — Турецкой бани. Автором проекта, задуманного как своеобразный памятник русско-турецкой войны 1828-1829 годов, был архитектор И. Монигетти. По времени создания Турецкая баня - последний из павильонов, появившийся на территории Екатерининского парка. По замыслу архитектора композиция Турецкой бани воспроизводит мечеть. Купол декорирован рельефными орнаментами, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придает зданию особую живописность. Плоскости белых стен расчленены профилированными тягами. Внутренние помещения выполнены в "мавританском" стиле. В оформлении интерьеров были использованы вывезенные во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов из Румелии (европейская часть владений Османской империи с центром в Софии) беломраморные детали внутренней отделки бани турецкой султанши. Вход в сени, и далее в раздевальню, открывает богато орнаментированный портал. В раздевальне нижняя часть стен была облицована цветной мозаикой, верхняя — украшена лепкой и орнаментальной живописью. В нише из олонецкого мрамора был устроен каскадный фонтан. Мыльня освещалась верхним светом; в ее стены были вделаны две чаши с кранами для теплой и холодной воды. Высокая и широкая арка связывала помещение мыльни с центральным купольным залом, отделанным с наибольшей роскошью. Его главное украшение составлял бассейн из белого мрамора с расписным и позолоченным фонтаном. Здесь находились мраморные доски с высеченными на них стихотворными текстами, привезенные из Турции. Во время Великой Отечественной войны здание Турецкой бани пострадало от прямых попаданий снарядов. В 1953 году фасады павильона были восстановлены.
К флигелю Большого Царскосельского дворца, в первом этаже которого в 1790-х годах жил последний фаворит императрицы Екатерины II П. А. Зубов, примыкает комплекс зданий, созданный в 1780–1794 годах архитектором Ч. Камероном. Эти здания обозначили границу регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка.
На берегу Зеркального пруда расположен павильон «Верхняя ванна», или, как его называли в XVIII веке, «Мыльня их высочеств», построенный в 1777–1779 годах архитекторами В. И. и И. В. Нееловыми. Верхняя ванна исполнена в стиле раннего классицизма. Хотя фасады павильона почти лишены декоративного убранства, он производит впечатление благодаря пропорциональному соотношению основного объема и обращенного в сторону пруда трехгранного ризалита. Стены ризалита в нижней части прорезаны полуциркульными окнами и широким дверным проемом, а вверху — круглыми окнами. Венчает здание парапет с балюстрадой. Особенно хорош вид на Верхнюю ванну, открывающийся с центральной аллеи Старого сада. Фасад павильона, отчетливо вырисовываясь на фоне зелени, замыкает перспективу пруда, в зеркальной глади которого отражаются его светло-желтые стены. В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.
На постаментах балюстрады в 1850-х годах установили гальванопластические копии античных скульптур — «Венеры Медицейской», «Фавна с козленком», «Апоксиомена» и других. Эта коллекция была составлена из произведений литейной мастерской императорской Академии художеств, выполненных из меди способом гальванопластики, изобретенным в 1838 году русским физиком Б. Якоби. Скульптуры сохранились и в настоящее время стоят на своих исторических местах.
Ноябрь. Поздняя осень... но в парке, как всегда, красиво. Деревья, лишенные листьев, дают возможность насладиться красотой парковых павильонов. В 1780-х годах архитектор Д. Кваренги построил в Екатерининском парке Концертный зал, охарактеризованный им как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служит панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале. На нем изображена статуя богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом. Здание отличается строгостью и лаконизмом архитектурных форм. Его фасад, обращенный к пруду, оформлен четырехколонным портиком; с противоположной стороны фасад решен в виде ротонды из десяти колонн, перекрытой невысоким куполом. Стены ротонды украшают пять барельефов на мифологические сюжеты, выполненные скульптором М. И. Козловским. Концертный зал по праву считается одним из шедевров русской садово-парковой архитектуры последней трети XVIII века.
Благодарю за чудесную фотопрогулку Alevtina