Аист на крыше - мир на земле.... |
Пожалуй, нет другой такой птицы на свете, весеннего прилёта которой люди ждали бы с таким нетерпением и с такой радостью, как аиста.
СЧАСТЛИВОЕ СЕМЕЙСТВО
Аисты часто селятся в степях вблизи рек и озер, а гнезда вьют на деревьях или крышах домов. До сего дня бытует предание, что в доме, на крыше которого совьёт гнездо аист, будет царить счастье. Если же разорить гнездо или убить птицу, то случится беда. Недаром в степных селах на шестах подвешивают колеса, шины, бороны, чтобы белокрылым смекалистым птицам удобнее было мастерить там из лозняка просторные гнезда.
Осенью, в сентябре – октябре, статные белокрылые красавцы снимаются с родных мест и стаями улетают в далёкую жаркую Африку к берегам полноводной реки Нил.
Белый аист
— исключительно позитивный символ у большинства народов Европы, Азии, Америки и Австралии, эмблема солнца, мира и добра. Аист, прилетающий из теплых краев в конце марта или в начале апреля, вполне естественно ассоциируется с весной и началом новой жизни. Поскольку большая горделивая птица совершенно не боится человека и вьет гнезда на крышах домов или на верхушках близко расположенных деревьев, ежегодно возвращаясь на старое, обжитое место, люди привыкли рассматривать ее как ангела-хранителя домашнего очага, как мирный символ постоянства и благополучия. Питаясь лягушками, змеями, ящерицами, мышами, червями и прочими, с точки зрения человека, мерзкими гадами, аист уничтожает всевозможную нечисть, и потому окружен ореолом бескомпромиссного борца со злом. В странах Востока долгожитель аист — одна из эмблем долголетия и спокойной старости.
В античной мифологии аист, атрибут Геры (Юноны) и Гермеса (Меркурия), получил статус священной солярной птицы. В армянских мифах два аиста — арагила — символизируют солнце.
Во многих традициях прослеживается явная параллель между аистами и людьми. В одном древнем предании происхождение аистов объясняется следующим образом. Однажды Бог вручил человеку большой мешок и повелел утопить его в море. Прежде чем выполнить божественное повеление, любопытный сын Евы развязал мешок, чтобы взглянуть на его содержимое, и остолбенел от ужаса. Из мешка выползли змеи, черви, жабы, ящерицы и прочие омерзительные твари, мгновенно заполонившие землю. Тогда то разгневанное божество и превратило ослушника в аиста, обязав его очищать землю от скверны до конца дней своих.
Другое поверье повествует о далекой сказочной стране, где аисты живут в своем прежнем, человеческом обличье. Там они проводят все осенние и зимние месяцы, но с приближением весны оборачиваются птицами и летят выводить птенцов в страны, населенные людьми.
В Древнем Египте, Греции и Риме аист считался символом благочестия и сыновней почтительности. Эта символика родилась из не лишенных основания легенд, прославляющих трогательную заботу аистов о больных и пожилых сородичах. Дети-аисты, говорится в бестиариях, всегда помогают своим обессилевшим от старости родителям, кормят их, чистят им перья, согревают теплом собственного тела и даже переносят по воздуху, поддерживая под крылья, совсем как взрослые сыновья, почтительно поддерживающие под руки немощного старика отца. Римляне, видевшие в таком поведении аистов образец исполнения сыновнего долга, даже называли обязанность заботиться о престарелых родителях «законом аиста»
Столь похвальное поведение благородных птиц, являющихся к тому же нашими мифическим родственниками, вызывало у людей адекватную положительную реакцию. Аистов никогда не преследовали, напротив, всячески старались привлечь поближе к жилью, устраивая для них гнезда на крышах собственных домов, а в случае гибели птицы ее хоронили как человека.
С аистами связано множество народных поверий. Самое распространенное из них гласит о том, что аист приносит в дом младенца. В древности никому и в голову не пришло бы воспринимать это буквально. Просто дело в том, что весенний прилет аистов напоминал о скором появлении птенцов, поэтому хозяин дома, где гнездились эти божественные птицы, по аналогии тоже лелеял надежду на появление потомства.
"Аист принес".
Как дух-покровитель семьи, аист, сидящий на крыше, символизировал защиту и покровительство, гарантируя дому благополучие и процветание, но если птица навсегда покидала гнездо, это предвещало разорение и запустение хозяйства, а те дома, вблизи которых аисты почему-либо упорно не желали селиться, считались отмеченными знаком проклятия.
В христианской религии аист наделен множеством самых замечательных значений. Неутомимого истребителя болотной нечисти принимали за эталон чистоты и целомудрия, почитали как божественное орудие против ереси и духовной скверны. Отцы церкви приписывали аисту благоразумие, благочестие и набожность. Последнее значение родилось благодаря одной интересной особенности его поведения. Аист имеет обыкновение время от времени задирать вверх свой длинный клюв, издавая при этом негромкие звуки, так что верующему, наблюдающему за божьей птицей со стороны, вполне может показаться, будто его пернатый собрат по вере возносит к небу горячие молитвы.
Весеннее появление благочестивой и набожной птицы православные христиане приурочили к одному из важнейших церковных праздников — Благовещению, поэтому накануне этого дня в деревнях выпекали особые хлебцы с отпечатком птичьей лапы. Помимо всего прочего, в некоторых странах Восточной Европы аист являлся эмблемой паломничества, поскольку там бытовало мнение о том, что крылатый праведник, совершая ежегодные перелеты, регулярно посещает Святую землю с благочестивыми намерениями.
Набожность аиста отмечали и приверженцы даосизма, только в этой восточной религии восхвалялись другие привычки божественного создания, а более всего — его способность долгое время неподвижно стоять на одной ноге, являя благочестивый образ созерцания и медитации. У даосов аист сделался эмблемой бессмертия.
В изобразительном искусстве аист, попирающий ногами змею, был одним из ярких символов победы над злом. В мифологических сценах пара аистов в качестве божественных ездовых птиц увлекает колесницу Гермеса (Меркурия).
Прилетают аисты весной:
Гнёзда вьют на деревенских крышах…
Дом, отмеченный такой красой,
В небесах незримо счастьем дышит –
Скоро с аистятами в домах
Народятся чада – Божьи души!
Будет среди них и схимонах,
Что ни разу слово не нарушит:
Всю положит жизнь, служа Тому,
Кто создал весь Мир, Любовь даруя…
А в другом – вновь срубленном – дому
Народится тот, кто - всех рисуя –
Станет живописцем с мировым
Именем, звучащим, словно песня…
В третий дом придёт весёлый мим,
А в чётвёртый – и того чудесней -
Сказочник весёлый прилетит
И напишет много добрых сказок;
В пятом - будет доктор Айболит;
А в шестом – актёр: любитель масок.
В дом седьмой нагрянет вдруг поэт;
А в восьмом - поселится певица;
В дом девятый прилетит эстет,
Что культурой сможет поделиться.
А в десятом - будет адвокат;
В дом одиннадцать влетит бухгалтер;
Дом двенадцать - в нём пробежкам рад
Будет будущий известный стартер…
Сколь домов вместит земля – не счесть:
В каждом будет радость от рожденья
Новой жизни - лишь с рожденьем здесь
Суждено пройти любви ученье!
Copyright: Ольга Тимофеенко, 2009
Свидетельство о публикации №1911037524
Аист в геральдике — счастье и забота, предзнаменование добра.
Очиститель от скверны, сохранение домашнего очага, обычаев, постоянства.
Аист символизирует защиту населенного пункта или региона.
Аист иногда использовался в эмблематике восточноевропейских стран и в восточных землях Германии как эмблема бдительности.
http://bogislavyan.ru/tag/ptitsa/
Серия сообщений "Животные, птицы":
Часть 1 - Портреты"Мяу-Муррр"
Часть 2 - открытки художника Альфреда Майнзера (Alfred Mainzer)
...
Часть 36 - Птицы. Художник Пловецкая Татьяна Анатольевна...
Часть 37 - Птицы-Божии созданья! Художник Франк Гонсалес (Frank Gonzales)...
Часть 38 - Аист на крыше - мир на земле....
Рубрики: | Фотохудожники, художники и их работы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |