Храм прп. Сергия Радонежского,
г. Долгопрудный, Московская обл.
Весь день из рук не выпускав пилы,
Вдали соблазнов суетного мира,
Простой чернец, без церкви и без клира,
Молюсь в лесу, среди туманной мглы.
Заря зажгла сосновые стволы,
Запахло земляникой; стало сыро...
Звучи, звучи, вечерняя стихира
Под тихое жужжание пчелы.
Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скудный.
Вдали сияют ризой изумрудной
Луга в благоухающих цветах,
Мой храм наполнен медом и смолою.
Пречистая! склонившись к аналою,
К тебе взывает юноша-монах.
С. Соловьев. "Сергий Радонежский"
Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве. Фотография 1880-х годов
В конце XV века в Центре Москвы, вблизи Солянки, был основан Иоанно-Предтеченский женский монастырь (закрыт и разорен в годы советской власти, сейчас возвращен Церкви). В 1891 году от царской казны ему выделили загородный надел в Московском уезде Троицкой волости. 107 десятин земли, поросшей густым лесом, были расположены вблизи сел Старбеево-Гнилуши и Лихачево, в 6 верстах от станции Химки Николаевской железной дороги. Когда лес расчистили, то прежде всех других монастырских построек в 1892 году началось возведение храма по проекту гражданского инженера Султанова. Храм строился быстро, на него щедро жертвовали лица, пожелавшие остаться неизвестными.
Господь Саваоф. Роспись алтарного потолка. Здесь и далее - работы художников альфрейной мастерской "Сфера"
В июле 1893 года состоялось торжественное освящение храма во имя святого преподобного Сергия, чудотворца Радонежского. В дальнейшем были воздвигнуты и другие строения – к 1911 году, кроме храма св. Сергия Радонежского, на монастырских землях располагались дом для церковнослужителей, келии сестер, школа, больница, скотный двор и другие хозяйственные постройки.
Храм Сергия Радонежского был спроектирован в русском стиле, со звонницей, и построен из дерева, под железной крышей, на каменном фундаменте. В трех его выступах были устроены хоры, а в четвертом помещался деревянный с прекрасной резьбой иконостас, писаный сестрами Ивановского монастыря. В алтаре хранились частицы мощей святых Сергея Радонежского и Иоанна Предтечи.
Алтарь
Послушницы много потрудились над живописным убранством храма, от чего он казался необычно уютным. Дощатые полы, покрытые олифой потолки, накатные с отбивкой, а в средней части покрытые по стропилам досками и по ним - тесом по войлоку, удачно гармонировали со строгим иконостасом и паникадилом. Крышу храма украшали две главки с золочеными крестами, стены были окрашены масляной краской. Вход во храм начинался с крытой железом паперти, над которой находилась звонница на деревянных колонках с решетками, подшивным потолком и деревянными площадками с поручнями.
При монастырском владении сразу был создан приют для девочек-сирот, а с 1895 года – одноклассная церковно-приходская школа для девочек, где учились дети из приюта и окрестных деревень. Обучение в начиналось 1 сентября, а заканчивалось в первой половине мая.
Евхаристия. Фрагмент алтарной росписи
Девочек в школе обучали чтению, письму, арифметике, Закону Божию, церковному пению, а также им прививались навыки рукоделия, необходимые для крестьянского быта: прядение, вязание чулок, шитье белья и платья, вязание крючком, вышивание крестом и другие.
При школе имелась библиотека для внеклассного чтения. В ее состав входили книги преимущественно духовного, исторического и бытового содержания. Для лучшего усвоения учебного материала использовались наглядные пособия: картинки с сюжетами из Священной истории, географические карты Российской империи и всех частей света, глобус, торговые счеты.
Евхаристия. Апостолы. Фрагменты алтарной росписи
Приходящие дети могли в сырую погоду обсушиться у плиты на кухне, переночевать в школе в дождь, в сильные морозы, во время весеннего половодья, а также после всенощной. Все дети, без исключения, ежедневно обедали в монастыре, а иногда и чаевничали. Монастырь одевал и обувал всех девочек, выдавал им книги, другие учебные пособия и сумки для их ношения.
На Рождество Христово для детей устраивалась елка с праздничным угощением, пением религиозных песнопений и детских песен. 7 июня, в День Рождества Иоанна Предтечи, все воспитанницы и учащиеся отправлялись в Москву, в Ивановский монастырь. Организовывались и паломнические поездки в Троице-Сергиеву Лавру.
Воскресение Христово. Горнее место
Школа содержалась исключительно на монастырские средства. Весь расход - строительство, ремонт, отопление, освещение, покупка классных принадлежностей и учебных пособий, полное содержание живших воспитанниц и находившихся при них послушниц, а также учительниц - оплачивалось из монастырской казны.
Монастырская школа пользовалась большим авторитетом у местного населения. В ней обучались практически все желающие девочки из близлежащих селений. Некоторые из них, по ее окончанию, поступали послушницами в Ивановский монастырь, другие - учиться в епархиальные училища и гимназии, большинство же, по достижению возраста, выходили замуж, или оставались при родителях и занимались крестьянским трудом.
Орнамент алтаря
Монастырь являлся крупным территориальным объединением, находившимся в черте нынешнего города Долгопрудного. Но в годы советской власти он был закрыт и подвергся разорению. Был разрушен шатровый купол, звонница, уничтожено внутреннее убранство храма. Его фасад перестроили, прорубили дополнительные окна, изменили крыльцо, входы, установили второй этаж. С 1978 года в здании храма Преподобного Сергия размещалась Мытищинская фабрика «Знамя труда».
Орнаменты алтаря
В 1993 году храм был возвращен Церкви и богослужения в нем возобновились. Но внутреннее убранство еще не завершено, поэтому фотографий росписей, созданных мастерами «Сферы», пока мало. С января по март 2007 г. проводились работы по росписи алтаря.