Чем руководствуется обыкновенный человек при выборе цифрового фотоаппарата? Мнением друзей, обзорами в журналах, советами «бывалых» фотографов или консультантов в магазинах. Какие требования он предъявляет к фотоаппарату? Компактность, небольшой вес, продвинутые возможности или, наоборот, простота управления, стиль, известная марка, наличие большого дисплея «чтобы видно было»,ZOOM, «чтобы приближать» и качественные снимки. Так? Я думаю, немногие из вас при прочтении критериев выбора сразу же возмутились: «Как так? Качественные снимки – это главное, остальное должно тому способствовать!». Давайте разберемся, что все-таки важнее.
Что ценнее: фотоаппарат или фотография?
Расставляя приоритеты в этом сложном цифровом деле, я могу смело утверждать, что важнейшим моментом для нас является именно фотография, а не фотокамера. Фотокамеру, если она из разряда дешевых или средних по цене, мы со временем поменяем (потеряем, продадим, подарим…), а вот ушедшие моменты не вернешь. И то, какими они останутся на фотобумаге (в цифровой рамке, компьютере), такими будут наши воспоминания. Именно такими воспоминаниями мы сможем поделиться с близкими и друзьями. Фраза: «…А вот тут было так красиво, жаль, фотоаппарат не смог передать всю обстановку» не будет достойным оправданием перед сторонним зрителем. Вывод: фотоаппарат служит лишь средством исполнения качественных фотографий, соответственно, чем выше качество камеры, тем глубже впечатления зрителя. Так какие же фотографии будут носить гордое звание «хорошие» (или «отличные»)? Говорят, лучшая похвала фотографу - фраза: «Мне очень нравится!». Фотография должна именно нравиться зрителю. Давайте проведем зрительный эксперимент. Какая фотография вам больше нравится?
Фотография, сделанная компактным фотоаппаратом
Фотография, сделанная хорошим зеркальным фотоаппаратом
Люди, более-менее знакомые с искусством, сразу скажут, что вторая фотография ближе к правилам композиции, ближе к правильной цветовой гамме и т.д. Но в этом ли дело, если обе фотографии сделаны непрофессионалом (и даже не любителем), но на разные фотоаппараты. Причем снимки сделаны с одного и того же места и при одинаковых условиях. Разница, как я и сказал выше, только в фотокамерах. Что ж, небольшой наглядный пример служит достаточным средством мотивации для того, чтобы ваше внимание было обращено именно в сторону фотоаппаратов выше средней ценовой стоимости. Условно мы разделим фотоаппараты на две группы: компактные (бюджетные модели и модели средней стоимости) + любительские, и «ультразумы» + зеркальные фотоаппараты, объединив их на основании как цены, так и приблизительного качества. Но давайте не будем торопиться и попробуем детально разобрать, почему нам более интересен хороший фотоаппарат выше средней стоимости, а не компактный, но заявленный лучшим в своей линейке.
Разрушение мифов: умелый маркетинг или зачем нам супер-пупер-мегапиксели?
«Недорогое может быть качественным» - это не про фотоаппараты. Здесь нет компромиссов: качество всегда сопоставимо цене. Производители, пользуясь незнанием покупателей, делают ставку на человеческое «много – значит круто!». Много мегапикселей, высокое ISO, большой дисплей на компактной фотокамере… Стоимость камеры складывается не из этих фактически маркетинговых (рекламных) представлений, а из стоимости матрицы, оптики и электронной начинки. Давайте по порядку. Матрица и Мегапиксели. Мегапиксели - это размер снимка в пикселях. Казалось бы, чем больше, тем лучше. Однако стоит обратить внимание на то, что любительские и полупрофессиональные фотокамеры имеют в среднем 10 мегапикселей. И производители фотоаппаратов не видят смысла делать 14 или 20 мегапикселей. Почему? Все просто: дело не в количестве пикселей, а в качестве и размерематрицы! Матрица - это такой элемент фотокамеры, на котором живут и работают фотоэлементы, по количеству соответствующие количеству пикселей. Другими словами, если у камеры 8 мегапикселей, то это значит, что на матрице содержится 8 миллионов фотоэлементов, превращающих свет в цифровое изображение. И от того, какого качества и размера сам фотоэлемент, зависит качество получаемого изображения. Давайте рассмотрим важнейшую взаимосвязь: размер матрицы + количество мегапикселей = качество снимка. В бюджетных камерах стоят дешевые матрицы. Из которых, производитель в последствии пытается выжать максимум. Я не буду вдаваться в сложные технические подробности, просто сравните размер матриц разных фотоаппаратов.
А теперь взгляните, как на самом деле выглядят такие матрицы в размере 1:1.
Исторически сложилось, что физический размер матрицы обозначают в дюймах (например «1/2.7”», «1/2,33”»), но эта величина не имеет прямого отношения к реальному размеру матрицы, который на самом деле несколько меньше. Для сравнения матриц различных фотокамер достаточно просто знать - чем больше обозначение в дюймах, тем больше и размер самой матрицы устройства. То есть, матрица 1/2.33” лучше, чем 1/2.7”. Именно размер матрицы увеличивает стоимость камеры в разы и улучшает качество снимка в том же прогрессе. Давайте снова убедимся опытным путем. Вот два снимка. На первый взгляд, разница видна только в качестве цветопередачи. Однако стоит присмотреться поближе, может быть, даже вооружившись лупой.
Фотография, сделанная компактным фотоаппаратом
Фотография, сделанная хорошим любительским фотоаппаратом
Качество детализации у компактных фотоаппаратов низкое
Качество детализации у ультразумов и зеркальных камер заметно выше
Уровень детализации снимка очевиден. Чем это грозит? При печати фотографий они будут очень нечеткие. Разумеется, печатать в домашних условиях фотографии размером более А4 мало кто будет. Но даже на отпечатках размером 10х15 см снимок плохого качества проявит себя во всей «красе». Раскроем еще один секрет, который упорно скрывают некоторые производители. Дело в том, что «посадить» на площадку матрицы, размер которой примерно с ноготь младенца, более 4 миллионов активных фотоэлементов – очень сложно и дорого. А количество мегапикселей настолько повально увлекает покупателей, что компании вынуждены идти на некоторые ухищрения. Примером такой уловки может быть следующий шаг: на матрице размещают 4 миллиона фотоэлементов. А сам фотоаппарат заставляют «думать», что у него не 4, а 6 или 8 мегапикселей. Как это делается? Фотоаппарат «придумывает» один или два «виртуальных» пикселя между физически существующими. Например, если левый пиксель черного цвета, а правый белого, то «средний», который «выдумает» фотоаппарат, будет серого цвета. Эта уловка называется сложным и незапоминающимся словом (оно вам не нужно) – интерполяция.
Пример интерполяции: фотоаппарат «придумывает» серый пиксель как средний между двумя соседними
Вот таким хитрым способом появляется огромное количество мегапикселей, хотя качество либо остается прежним, либо вообще может потеряться… Пожалуй, стоит отклониться немного в сторону и сказать пару слов о фотокамерах в телефонах. Да, практически у всех телефонов есть камеры, но речь идет о тех, разрешение которых от 5 Мп и выше. Многие достаточно серьезно задумываются: лучше купить отдельно компактный бюджетный фотоаппарат и телефон, или сложить деньги вместе и взять телефон с пятью или даже восьмью мегапикселями? Скорее всего, функция камеры в телефоне навсегда останется под названием «чтобы была…». Сколько бы настроек ни было в камере, качество снимков останется на уровне «чем смог, тем сфотографировал».
Качество или цена?
Однако не стоит делать поспешные выводы. Придя в магазин и вооружившись знанием о том, что «чем больше матрица, тем лучше», вы можете быть деморализованы консультантом по фото-видео. В качестве доказательства того, что маленькие матрицы могут делать достойные снимки, вам покажут отпечатки размером А4 с очень неплохим качеством. И будут правы! Дело в том, что тут в борьбу за качество цифрового материала вступает вторая составляющая любой камеры – оптика. Именно поэтому, при примерно одинаковых размерах матриц, ультразумы будут на порядок лучше по качеству снимков. Как это работает? Вы наверняка замечали, что многие компании на своих фотоаппаратах (или видеокамерах) пишут названия известных брендов в качестве производителя оптики. Leica, Carl Zeiss, и другие названия призваны говорить о том, что линзы, встроенные в фотоаппарат, имеют высокое качество и даже при маленьком размере матрицы способны передать изображение на последнюю с наименьшими искажениями. Так ли это? Хотелось бы верить… К сожалению, производство качественной оптики - всегда кропотливый и дорогостоящий процесс. А маркировка оптики именами известных марок ни что иное, как использование в собственном производстве небольших наработок и технологий, которыми эти известные марки заслужили славу и почет. Одна маленькая швейцарская фирма просто не сможет обеспечить качественной оптикой хотя бы одну компанию, выпускающую сотовые телефоны. Именно по этой причине самая дорогая «деталь» в области профессиональных фотоаппаратов – оптика. Сколько бы ни стоил сам фотоаппарат, настоящий фотограф будет смотреть именно на объектив. Как говорится, соловья баснями не кормят, потому снова обратимся к практике. Есть несколько основных проблем, которые отличают некачественную оптику: различные эффекты искажения изображения, неправильная цветопередача, и «примесь» различных цветовых пятен и «обрамлений» - хроматических аберраций. Конечно, не сразу их видно, но при печати фотографий будет очень даже заметно.
Разноцветные ореолы по краям предметов – хроматические аберрации, которые говорят о низком качестве оптики
Отличие ультразумов и любительских зеркальных фотоаппаратов в этом случае очевидно: при более высоком качестве оптики они не дают таких отрицательных цветовых искажений на картинке. Даже в очень яркую погоду при съемке против света, когда чаще всего возникают аберрации, фотографии получаются на самом высоком уровне.
Плохим показателем также являются искажения изображения в виде «бочки» или «подушки». Это говорит о совсем некачественной оптике в фотоаппарате. Так называемая «подушка» возникает при использовании оптического зума и некачественных линз.
Пример искажения «подушка»: центр изображения получается вогнутым
«Бочка» возникает при фотографировании на широком угле, т.е. без приближения объекта. Такой эффект чаще всего встречается, когда вы фотографируете открытые пространства или здания: при просмотре фотографий на компьютере горизонт получается сильно изогнутым, а вертикальные линии у зданий сильно загибаются.
Пример искажения «бочка»: предмет кажется надутым
Кроме того, вместе с искривлением в виде бочки, на фотографии отчетливо видны темные углы по краям. Это недостаток оптики, при котором на матрицу не попадает достаточное количество света. Называется он виньетирование. Преимуществами камер, превосходящих средний ценовой диапазон, является и качество снимков засчет хорошей оптики и матрицы, и возможность более тонкой ручной работы, и более высокие технические показатели. Как бы многие ни пытались соблазниться на камеру «поменьше, да подешевле», в конечном итоге компактные камеры существуют исключительно как компромисс между желанием снимать и желанием снимать отличные фотографии.
Что делать, если и хочется, и колется?
Итак, давайте подведем итог: что хорошего мы видим в разных фотоаппаратах? Компактные фотоаппараты отличает только их компактность. Их удобно переносить в любых карманах. Пожалуй, это все. Что выделяет ультразумы и зеркальные фотоаппараты? Качество снимков и, как следствие, качество напечатанных фотографий. Несмотря на заявленные мегапиксели, компактные фотокамеры не могут обеспечить отличную детализацию, поэтому печатать с них фотографии размером больше, чем 10х15 см, не имеет смысла. Есть еще несколько аспектов: хорошие фотоаппараты всегда в цене, их не меняют за давностью или потому что они «уже не модные», они всегда надежны и имеют более длительный срок работы. Можно поменять три компактных фотокамеры, а можно купить за те же деньги одну зеркальную, но хорошего качества и надолго. Зеркальные фотокамеры предполагают большие художественные возможности: вы можете менять объективы, исходя из своих потребностей, делать очень большие фотографии, вместо того, чтобы платить фотостудиям большие деньги за такие снимки. Кстати, несколько коммерческих фотосессий выльются в стоимость самого фотоаппарата. И разница существенна: либо вас снимают несколько часов за деньги, и вам это еще может не понравиться в конечном итоге, либо вы полностью участвуете в этом творческом процессе, в любое удобное для вас время и в любом месте. Убедиться, что более дорогой и более продвинутый фотоаппарат снимает хорошо, достаточно легко. Но сразу появляются возражения: он очень сложный в управлении и тяжелый. Ответ на это прост: управлять ультразумом или зеркальным фотоаппаратом не сложнее микроволновки. Это только на первый взгляд кажется, что столько кнопочек и колесиков изучать придется полжизни. Первое время можно снимать полностью в автоматическом режиме. Качество фотографий от этого не будут хуже, зато вы полностью привыкнете к камере. Ручные настройки нужны для творческих потребностей или очень сложных условий съемки. К творческой фотографии вы перейдете очень быстро, т.к. снимать в автоматическом режиме рано или поздно станет просто скучно. Ну а если вы запутаетесь в каких-то настройках, вы сможете получить консультацию в любом из наших магазинов или по телефону службы технической поддержки 5-444-333. Мы с удовольствием расскажем вам, как это работает. Вес фотокамеры может испугать только в первый раз, когда вы возьмете ее в руки. На самом деле вес фотоаппарата является ничем иным, как стабилизатором. Легкий фотоаппарат в руках постоянно движется, от этого снимки получаются размытыми. Ультразумы и зеркальные камеры в руках лежат более уверенно, поэтому даже при съемке в темное время суток получить четкую фотографию без использования вспышки достаточно легко.
Вердикт ИОН
Цифровой фотоаппарат сейчас доступен каждому, и мы все чаще стоим перед выбором: что купить из огромного ассортимента? Именно в этом и заключается неправильный подход к выбору техники: нужно выбирать не фотокамеру, а качество фотографии. Проведя небольшой анализ, можно сделать один единственный вывод: качество фотографии = качество фотоаппарата. Дорогие сердцу снимки можно получить только с помощью хорошей фототехники, работа с которой не требует особых навыков и усилий.
Взято с wal.at.ua/news/razmer_imeet_znachenie/2010-02-26-10
|