40 мучеников Севастийских (22 марта) |
Константин Великий
В 313 году Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Однако, как говорится. «Жалует царь, да не жалует псарь». Соправитель Константина, Ликиний, был ярым язычником и решил пойти войной на Константина, так как был возмущен его политикой по отношению к христианам. Для этого в своей части империи он решил искоренить христианство и, прежде всего, очистить от христиан свое войско, боясь измены.
Метки: 40 мучеников севастийских (22 марта) |
Воскрешение Лазаря |
Метки: воскрешение лазаря |
Вход Господень во Иерусалим |
М. Нестеров. Вход Господень во Иерусалим
Бог Господь и явися нам, составите праздник
И, веселящеся, приидите, возвеличим Христа
С ваиами и ветвьми, песньми зовуще:
"Благословен грядый во имя Господа Спаса нашего!"
Задостойник на Вход Господень во Иерусалим продолжение
Метки: вход господень во иерусалим |
Страстная Седмица. Великий Понедельник |
Майков. Христос
Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и даже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идем навстречу Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идет навстречу нам. Идет через Тайную Вечерю, через арест, через страдания, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.
А. Кураев продолжение
Метки: страстная седмица. великий понедельник |
Страстная Седмица. Великий Вторник |
Пименов. Христос
Когда во вторник утром Спаситель с учениками вновь шли в Иерусалим той же дорогой, то опять увидели засохшую смоковницу. Ученики, помня, как накануне зеленое дерево засохло по слову Иисуса, выразили удивление по поводу Его способности творить чудеса. На это Иисус сказал им, что все дело в силе веры. Если человек будет иметь веру хотя бы с горчичное зерно, - сказал Иисус, - он сможет приказать горе сдвинуться в море, и гора сдвинется. продолжение
Метки: страстная седмица. великий вторник |
Страстная Седмица. Великая Среда |
У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Омываю миром из ведёрка
Я стопы пречистые Твои.
Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слёз.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.
Ноги я Твои в подол упёрла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.
Будущее вижу так подробно,
Словно Ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.
Завтра упадёт завеса в храме,
Мы в кружок собьёмся в стороне,
И земля качнётся под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.
Перестроятся ряды конвоя,
И начнётся всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.
Брошусь на землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.
Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.
Борис Пастернак продолжение
Метки: страстная седмица. великая среда |
Страстная Седмица. Великий Четверг |
Егда славнии ученицы
На умовении Вечери просвещахуся,
Тогда Иуда злочестивый
Сребролюбием недуговав омрачашеся,
И беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает.
Виждь, имений рачителю,
Сих ради удавление употребивша:
Бежи несытыя души,
Учителю таковая дерзнувшия.
Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.
Тропарь Великого Четверга продолжение
Метки: страстная седмица. великий четверг |
Страстная Седмица. Великая Пятница |
Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.
Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.
Еще земля голым-гола,
И ей ночами не в чем
Раскачивать колокола
И вторить с воли певчим.
И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.
А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.
И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица --
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.
И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара.
И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек,
Как будто вышел человек,
И вынес, и открыл ковчег,
И все до нитки роздал.
И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтырь или Апостол.
Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.
Борис Пастернак
Днесь висит на древе, иже на водах землю повесивый;
Венцем от терния облагается, иже Ангелов Царь;
В ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки;
Заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама;
Гвоздьми пригвоздися Жених Церковный;
Копием прободеся Сын Девы.
Покланяемся Страстем Твоим, Христе,
Покажи нам и славное Твое Воскресение.
Из песнопений Великой Пятницы
Итак, осудив Иисуса на смерть, первосвященники не могли привести приговор в исполнение без утверждения представителя Рима в стране – игемона (прокуратора, претора). В то время прокуратором иудейским был Понтий Пилат. Он жил в Иерусалиме в своем доме – претории. Перед домом была устроена каменная площадка – лифостротон, на которую приводили подлежащих преторскому суду. Туда и привели Христа рано утром в пятницу.
Муканчи. Христос перед Пилатом
Пилат вышел к ним и спросил, в чем первосвященники обвиняют Христа. Те не смогли ответить ничего вразумительного, и лишь сказали, что если бы этот человек не был злодеем, то его не привели бы на суд. Пилат понял, что здесь какие-то внутренние разборки, в которые лучше не ввязываться. «Судите Его сами, по закону своему», - сказал он. «Но нам нельзя по закону никого предавать смерти без твоего одобрения. А этот человек повинен смерти, так как он развращает народ, запрещает платить подати кесарю и говорит, что Он – Царь Иудейский», - ответили первосвященники. Христос ничего не ответил на эти обвинения.
Тогда Пилат отвел Его в строну и спросил: «Ты правда Царь иудейский?» - «Ты сказал», - отвечал Христос, - «но Царство Мое не от мира сего, иначе подданные Мои вступились бы за Меня. Я родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине».
Ге. "Что есть истина?.."
«Что есть истина?..» – вздохнул Пилат и, не дожидаясь ответа, вышел к первосвященникам. Пилат понял, что перед ним невинный человек, просто чудак, полагающий, что знает истину и проповедающий ее народу. «Не вижу никакой вины в этом человеке», - сказал он первосвященникам. Первосвященники стали настаивать на смертном приговоре, говоря, что этот Галилеянин возмущает народ. Услышав, что Христос из Галилеи, Пилат обрадовался возможности отделаться от них и велел вести Его на суд к галилейскому царю Ироду, который по случаю праздника приехал в Иерусалим.
Христос перед Иродом
Царь Ирод давно желал увидеть Христа, но просто из любопытства. Ему казалось, что это просто ловкий фокусник, превращающий воду в вино, ходящий по воде и так далее. Когда Иисус оказался перед ним, Ирод стал задавать Ему всякие глупые вопросы. Иисус ничего не отвечал. Тогда Ирод и его придворные стали издеваться над Ним и высмеивать, как им казалось, жалкого дурачка. Вдоволь насмеявшись, Ирод заявил, что никаких приговоров он выносить не будет, и отослал Христа обратно к Пилату.
И снова в претории собрались первосвященники. Вокруг уже шумела толпа любопытных. Пилат, обратившись к первосвященникам, заявил: «Я при вас Его допрашивал и не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Ирод также не нашел в Нем никакой вины. Давайте я лучше накажу Его и отпущу". У иудеев был обычай отпускать на Пасху одного приговоренного к смерти. Пилат решил этим воспользоваться. К смерти тогда были приговорены за убийство разбойник Варрава и его сообщники. Пилат вышел к народу и спросил: «Кого мне отпустить на Пасху: Христа или Варраву?» Он был уверен, что народ будет просить отпустить Иисуса, так как понимал, что Он невиновен и оклеветан.
Но первосвященники и старейшины уже настроили народ против Иисуса и подучили просить освободить Варраву. Пилат снова и снова обращался к толпе, говорил, что не видит в Иисусе никакой вины, но все, словно обезумев, кричали: «Распни Его! Да будет распят!»».
Тогда Пилат отдал приказ бичевать Христа. Он подумал, что увидев Его страдания, народ сжалится над ним и удовлетворит свое желание крови.
Бугро. Бичевание Христа
Воины отвели Христа во двор и жестоко избили плетьми. Затем стали издеваться над ним: надели на него короткий плащ красного цвета (багряницу), возложили Ему на голову венец из колючих веток терна, а в правую руку дали трость вместо царского скипетра,
"Радуйся, Царь Иудейский!.."
становились перед Ним на колени, кланялись Ему и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», а потом вставали и плевали Ему в лицо и, взяв у Него трость, били по голове.
Муканчи. "Распни Его!.."
Истерзанного Христа в терновом венце и багрянице Пилат вывел к народу и сказал: «Се человек!». Этим он хотел сказать: «Пожалейте Его, Он и так достаточно наказан».
Но толпу уже было не успокоить, все кричали: «Распни, распни Его! У нас нет другого царя, кроме кесаря!» Пилат испугался, что его обвинят в нелояльности кесарю и решил предать Иисуса на казнь. Он велел принести себе воды,
Чистяков. "Се - Человек..." (Пилат умывает руки)
а затем демонстративно умыл руки перед народом и сказал: «Неповинен я в пролитии крови этого Праведника, а вся вина пусть падет на вас». Затем отпустил Варраву, а Иисуса велел распять.
Варраву отпускают
В толпе находился и Иуда. Видя страдания Иисуса, он ужаснулся того, что совершил. Его начали мучить страшные угрызения совести и отчаяние.
Раскаяние Иуды
Он решил возвратить тридцать сребреников. «Согрешил, пролил кровь неповинную», - сказал он, придя к первосвященникам.
Иуда бросает сребреники
И, бросив перед ними деньги, пошел и повесился.
Самоубийство Иуды
Страшный грех предательства Иуды был умножен грехами отчаяния и самоубийства. Если бы он покаялся перед самим Иисусом, пусть даже рискуя пострадать вместе с Ним, то был бы наверняка прощен. Первосвященники побрезговали употребить деньги Иуды в пользу Храма, а купили на них пустырь у одного горшечника, где он брал глину, и устроили там кладбище для бродяг и иноверцев.
Когда Иисуса повели на распятие, Он, по обычаю, должен был сам нести Свой Крест.
Несение Креста
Но Он был так обессилен страшными истязаниями, что упал под тяжестью креста. Тогда из толпы выхватили человека по имени Симон Киреянин и заставили его нести крест.
Множество народа шло за Ним, но там были не только враги, но и почитатели. Многие женщины плакали. Обратившись к ним, Иисус сказал: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших». Господь имел в виду страдания, которые постигнут иудейский народ за отвержение и казнь Мессии. И уже в 70 году нашей эры Иерусалим был разрушен Титом, а народ иудейский рассеян по лицу земли.
К северо-западу от Иерусалима находился холм Голгофа. Христа привели туда и распяли между двух разбойников, тоже осужденных на казнь.
Распинание Христа
Нестеренко. Распятие
Распятие – казнь мучительнейшая. Распинаемого клали на лежащий на земле крест, прибивали кисти рук и стопы ног, а затем крест поднимали и укрепляли в земле. Тело распятого беспомощно повисало на руках, грудная клетка стискивалась и он мог умереть сразу от удушья, но ноги были прибиты на специальной подставке. Это была единственная точка опоры. Руки под тяжестью тела раздирались гвоздями, все тело сводили мучительные судороги. Кроме того, казнимый страдал от жажды и беспощадного солнца. Даже римляне, желая облегчить страдания несчастных, ввели обычай давать им перед казнью напиток из вина и специальных одурманивающих веществ. Эти вещества были горькими, а вино – скисшим, поэтому Евангелист Матфей говорит, что Иисуса хотели напоить «желчью и уксусом». Но Господь решил претерпеть чашу страданий до конца в полном сознании, и от напитка отказался. Возле Креста проходили люди и смеялись над Иисусом. «Если Ты так всесилен – спаси сам себя, сниди со креста!».
Голгофа
Несмотря на невероятные страдания, Господь не стенал и не жаловался. Он молился за распинающих: «Отче! Прости им, не ведают бо, что творят».
Один из распятых рядом разбойников, озлобившись от мучений, стал хулить Господа и насмехаться над Ним. В другом же очевидно сохранились какие-то добрые чувства, и он стал усовещивать своего товарища по несчастью: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Но мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал. Очевидно, на него сильное впечатление произвела молитва Христа о распинателях. В его душе произошел благодатный перелом, и он, выражая веру в Христа как в Мессию, попросил Его: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Слова благоразумного разбойника стали с той поры для нас примером истинного глубокого покаяния, и даже вошли в богослужебное употребление: на утрени Великой пятницы поется песнопение «Разбойника благоразумного»:
Разбойника благоразумного во едином часе
Раеви сподобил еси, Господи.
И мене Древом Крестным просвети
И спаси мя.
Исповедание разбойником Христа тут же заслужило высочайшую награду, какую только можно себе представить: «Ныне же будешь со Мною в Раи», - отвечал ему Господь. У Креста стояли родные и близкие Иисуса: Его Пречистая Матерь, Мария Магдалина и еще две женщины. Иисус, обратился с Креста к Своей Матери и Апостолу Иоанну. «Жено, се сын Твой», - сказал Он Богоматери об Иоанне. «Се Мати твоя», - сказал Он затем Иоанну.
Тем временем воины у подножия Креста делили одежды распинаемых – таков был обычай. Верхний плащ Христа разорвали на четыре части, а нижний хитон был цельнотканым, поэтому о нем воины бросали жребий. Так исполнилось пророчество о Мессии из Псалма: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий».
Мучения Господа все усиливались. Из Его груди вырвалось отчаянное: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». «Жажду», - прошептал Он. Один из воинов надел на копье губку, смоченную кислым вином, и поднес к губам Иисуса. И вот наступил Его смертный час. «Свершилось», - сказал Господь. – «Отче, в руки Твои предаю дух Мой».
И, поникнув Головой, скончался. Еще когда Христос был жив на Кресте, кругом сгустилась странная тьма, как во время солнечного затмения. В момент же смерти земля содрогнулась, а в Храме сама собою разорвалась надвое завеса, закрывающая вход в Святая Святых.
Для ускорения смерти осужденных было решено перебить им голени, чтобы они задохнулись. Но когда подошли к Иисусу, увидели, что Он уже мертв. На всякий случай один из воинов ударил Его копьем в грудь; из раны истекли кровь и вода.
У Христа при жизни были и потаенные ученики. Один из них – Иосиф Аримафейский, пришел к Пилату и попросил у него тело Иисуса для погребения.
Иосиф Аримафейский
По обычаю тела должны были оставаться на крестах и делались добычей птиц, но если находились желающие совершить погребение, то тело отдавали. Иосиф устроил новую пещеру для погребения (гроб) и купил погребальную плащаницу – длинное полотно. Еще один тайный ученик Иисуса, Никодим, принес погребальные ароматы.
Снятие со Креста
Они вместе с женщинами, присутствовавшими при казни, сняли Тело Иисуса с Креста, умастили Его благовониями, обвили плащаницей и положили в пещере.
Боровиковский. Христос во Гробе
Привалив камень ко входу в гроб, они удалились. Женщины договорились между собой, что по окончании субботы, когда всякая деятельность считалась грехом, они возьмут заранее купленные ароматы и придут еще раз помазать тело. Такое второе помазание тоже входило в обряд погребения.
Тебе, Одеющагося светом яко ризою
Снем Иосиф с Древа с Никодимом,
И видев мертва, нага, непогребена,
Благосердный плач восприим, рыдая глаголаше:
Увы мне, сладчайший Иисусе,
Егоже вмале солнце на Кресте висима узревша - мраком облагашеся,
И земля страхом колебашеся,
И раздирашеся церковная завеса:
Но се ныне вижу Тя, мене ради
Волею подъемша смерть.
Како погребу Тя Боже мой,
Или какою плащаницею обвию?
Коима ли рукама прикоснуся
Нетленному Твоему телу?
Или кия песни воспою
Твоему исходу Щедре?
Величаю страсти Твоя,
Песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый:
Господи, слава Тебе.
Из песнопений на Погребение Господне
На другой день, то есть в субботу, первосвященники, пренебрегая соблюдением субботы, вновь пришли к Пилату и потребовали, чтобы он дал распоряжение об охране гроба в течение трех дней. Они сказали: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал, что воскреснет на третий день. Так вот, Его ученики могут украсть тело из гроба и сказать народу, что Он воскрес». Пилат дал им стражников и сказал, чтобы они распоряжались сами. Тогда первосвященники не только поставили стражников у пещеры, но и запечатали ее печатями Синедриона со шнурами.
Но эта затея обернулась против них: сами того не ведая, они подготовили убедительное доказательство Воскрешения Христова из мертвых, поскольку ни стража, ни печати не помогли.
Великая Пятница в Церкви - самый скорбный день в году. В этот день вспоминаются Крестные страдания и смерть Христа. Не совершается Божественная Литургия, а вместо нее читаются перед Крестом псалмы и Евангелия о Страстях Господних. Днем из алтаря выносят Плащаницу – изображение лежащего во гробе Христа. Ее кладут на специально устроенное возвышение в центре храма - "Гроб Господень".
В. Васнецов. Плащаница
Плащаница в храме
Во время службы утрени Великой Субботы (в пятницу вечером) совершается Крестный ход: с пением погребального «Святый Боже…»
Погребальный Крестный Ход с Плащаницей
Святая Плащаница обносится вокруг храма. Этот эпизод и отражен в стихотворении Пастернака, приведенном в качесте эпиграфа.
По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения. Подходя к Плащанице, прихожане отдают земной поклон и прикладываются к изображению Спасителя во Гробе. В это время хор поет соответствующие песнопения, например такое:
Аще и всегда распинаю Тя грехами моими,
Ты же, Спасе Мой, умирая, не отвращаешися от мене,
Но, преклонь главу, прощаеши мя, к Себе призывая.
Тем же, Спасе Мой, к Тебе прибегаю, аз грешный,
Со слезами вопию ти: помилуй мя,
Оставление грехов ми даруй
И помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем.
Метки: страстная седмица. великая пятница |
Страстная Седмица. Великая Суббота |
Д. ди Буоннисенья. Соществие во ад
Наступила Великая Суббота. Христос еще во гробе, но прежде Воскресения телесного Он воскрес духовно и сошел во ад для освобождения томящихся там душ некрещеных праведников, среди которых были души наших праотцев - Адама и Евы. Адские врата рухнули, когда к ним приблизился Господь. Закончилось царство смерти и безысходности, перед человечеством открылся путь в Царствие Небесное. Также Он выполнил Свое обещание, данное благоразумному разбойнику на Кресте, и ввел его в рай. Вот-вот совершится и телесное Воскресение Христово.
Фра Анжелико. Сошествие во ад
Богослужения Великой субботы начинаются, как я уже писала, накануне с утрени, когда в центре храма полагается Плащаница и начинается поклонение ей.
Плащаница в храме Христа Спасителя в Москве
Поклонение Плащанице. После земного поклона прихожане прикладываются (целуют и касаются лбом) к изображению Христа на Плащанице (к Его ногам), затем - к Евангелию, лежащему на Плащанице
В конце утрени стихирой «Приидите, ублажим…» поминается Иосиф Аримафейский и участие его в погребении Христа, а также страдания стоящей у Креста Богоматери:
Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго,
В нощи к Пилату пришедшаго
И Живота всех испросившаго:
Даждь ми Сего страннаго,
Иже не имеет где главы подклонити:
Даждь ми Сего страннаго,
Егоже ученик лукавый на смерть предаде:
Даждь ми Сего страннаго,
Егоже Мати зрящи на кресте висяща,
Рыдающи вопияше и матерски восклицаше:
Увы Мне, Чадо Мое!
Увы Мне, Свете Мой
И утроба Моя возлюбленная!
Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся:
Мое сердце оружие пройде,
Но в радость воскресения Твоего плачь преложи.
Покланяемся страстем Твоим, Христе,
И Святому Воскресению.
В саму субботу службы начинаются с раннего утра Вечерней, которая переходит в Литургию Василия Великого. В этой службе уже - ожидание Воскресения: так, вместо Аллилуария поется песнопение «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех!», во время которой священство меняет облачение на белое, а с аналоев снимают черные покровы, под которыми уже лежат белые. Когда я пела в хоре, мы, идя на эту службу, повязывали белые платочки, а на них накидывали темные. Во время пения «Воскресни, Боже» мы темные платочки скидывали и оставались в белых. То же самое делали и многие женщины, стоящие в храме, как служительницы, так и прихожанки. В храме как бы становилось светлее, так уже чувствовалось праздничное, пасхальное настроение!
К. Брюллов. Воскресни, Боже!
Как отголосок скорби Великого Поста и Страстной Седмицы звучит вместо «Херувимской» песнь «Да молчит всякая плоть человеча…», напоминающая о великой Жертве, которую принес Господь.
Да молчит всякая плоть человеча
И да стоит со страхом и трепетом,
И ничтоже земное в себе да помышляет:
Царь бо царствующих и Господь господствующих
Приходит заклатися и датися в снедь верным.
Предходят же сему лица Ангельстии
Со всяким началом и властью:
Многоочитии Херувимы и шестокрилатии Серафимы,
Лица закрывающе и вопиюще песнь:
Аллилуиа.
Вместо «Достойно есть…» поется 9-й ирмос из канона «Волною морскою» - «Не рыдай Мене, Мати…», в котором Христос, обращаясь к Богоматери говорит Ей о Своем Воскресении и прославлении.
Икона "Не рыдай Мене, Мати..."
Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе,
Его же во чреве без семене зачала еси Сына.
Восстану бо, и прославлюся
И вознесу со славою, непрестанно, яко Бог,
Верою и любовию Тя величающия.
Полностью этот канон поют уже в субботу вечером, на пасхальной Полунощнице, предваряющей начало празднования Пасхи.
В Великую субботу совершается еще одно важное событие: в Иерусалиме на Гроб Господень сходит Благодатный Священный Огонь.
Схождение Благодатного Огня
Душа замирает в торжественном ожидании Воскресения...
Метки: страстная седмица. великая суббота богослужение |
Христос воскресе! |
Пасха священная нам днесь показася,
Пасха нова, святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная,
Пасха - Христос-избавитель,
Пасха непорочная,
Пасха великая,
Пасха верных,
Пасха, двери райския нам отверзающая,
Пасха, всех освящающая верных.
Пасхальная стихира продолжение
Метки: христос воскресе! божественная стихира пасха |
Главизна нашего спасения |
Днесь спасения нашего главизна
И еже от века таинства явление:
Сын Божий, Сын Девы бывает,
И Гавриил благодать благовествует.
Темже и мы с ним Богородице возопиим:
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Тропарь Благовещения
продолжение
Метки: благодатная мария чудесное спасение богочеловек |
Неделя о Фоме |
Прошла Светлая седмица, наступило первое послепасхальное воскресенье. Оно называется по церковному календарю Антипасхой, а еще Фоминой неделей. Антипасха – это не противопоставление Светлому празднику, а как бы его зеркальное отражение, повторение его. Пасха еще раз напоминает о себе - вновь полностью поется пасхальный канон. Но Царские врата в положенное время уже закрываются. продолжение
Метки: неделя о фоме антипасха обряд артос праздник воскресения христова |
Мироносицы |
У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличались не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились.
Святитель Василий Великий
Метки: мироносицы пасха христос иоанн богослов страдание |
Введение во Храм |
4 декабря церковь отмечает двунадесятый праздник Введение во Храм Пресвятой богородицы. Родители Девы Марии, Иоаким и Анна, долго не могли иметь детей и неустанно молили Бога о даровании им ребенка. Анна дала обет – посвятить ребенка служению Богу. Вскоре у престарелых родителей родилась дочь. Когда девочке исполнилось три года, настало время исполнить обещание и отдать девочку в Иерусалимский храм, где она должна была воспитываться и служить – в этом и состояло посвящение ребенка Богу в тогдашней Иудее. Трудно было родителям расставаться с дочкой – но Богу был дан обет. Девочку торжественно повели в Иерусалимский храм. Семью сопровождали соседние девушки с зажженными свечами в руках. Когда процессия подошла к храму, оттуда вышел первосвященник, чтобы встретить ребенка. На удивление всем присутствующим, трехлетняя малышка легко взошла по крутой лестнице храма – будто взлетела. Это поразило первосвященника, он понял, что перед ним не обычный ребенок. И он сделал то, что нарушало все каноны – ввел девочку «во Святая Святых», туда, где стоял за занавесом золотой «Кивот Завета» - основная святыня израильтян. Туда разрешалось заходить только первосвященнику, да и то раз в год – на праздник Пасхи. Но первосвященник нарушил этот запрет для маленькой Марии, сделав это как бы по наитию свыше. И он не ошибся – малышка была будущей Матерью Христа – Спасителя человечества.
Кондак праздника
Пречистый Храм Спасов, многоценный Чертог и дева
Священное сокровище Славы Божия
Днесь вводится в Дом Господень,
Благодать совводящи, яже в Духе Божественнем.
Юже воспевают Ангели Божии –
Сия есть Селение Небесное.
.
В честь праздника позвольте предложить вам послушать песнопение «Царица моя Преблагая» в исполнении объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и московских духовных Академии и Семинарии под руководством Архимандрита Матфея (Мормыля). Напев Зосимовой пустыни. Многим эта молитва знакома – ее часто поет в церквах народ, ее мы читаем перед Причастием. Поскольку это молитва – перед ней идет возглас диакона «Пресвятей Богородице помолимся» и ответ хора: «Пресвятая Богородица, спаси нас».
Царице моя Преблагая, надеждо моя – Богородице,
Приятелище сирых и странных Предстательнице,
Скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице.
Зриши мою беду, зриши мою скорбь.
Помози мне, яко немощну, окорми мя, яко странна,
Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши,
Яко не имам иныя помощи, разве Тебе,
Ни иныя предстательнице, ни благия утешительнице –
Токмо Тебе, о Богомати.
Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков, аминь.
Метки: дева мария родители анна иоким святая святых |
Святая великомученица Екатерина (7 декабря) |
Караваджо. Св. Екатерина.
Святая великомученица Екатерина родилась в Александрии в 287 году. Семья ее была знатной и богатой. С детства Екатерина отличалась не только необыкновенной красотой, но и умом, превзойдя своими знаниями многих ученых. Однако девушка, несмотря на природную доброту, была также очень гордой. На предложения руки и сердца от многочисленных поклонников она отвечала, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее красотой и ученостью, а также будет кроток и добр. Мать Екатерины была потаенной христианкой. Она отвела дочь к своему духовному наставнику – сирийскому монаху, который сказал Екатерине: «Есть для тебя жених – превосходит он всех своей красотой, умом и добротой». И рассказал ей об Иисусе Христе и Его учении. Рассказ захватил Екатерину, она поклялась, что кроме этого жениха ей никто не нужен. Тогда монах крестил ее.
Пармиджанино. Мистическое обручение св. Екатерины
После этого Екатерине приснился сон, в котором она увидела Богоматерь с Богомладенцем на руках, и тот надел ей на палец прекрасное обручальное кольцо. Проснувшись, Екатерина увидела наяву это кольцо у себя на руке. С тех пор она вела добродетельную христианскую жизнь, стараясь помогать людям, а от земного замужества решительно отказалась. О ней донесли императору Максимиану, который преследовал христиан. Когда Екатерину привели к нему, она прилюдно исповедала свою христианскую веру. Императору жаль было казнить такую красивую девушку и он призвал своих ученых и философов, чтобы они в публичном диспуте переубедили ее и заставили отказаться от учения Христа. Но на диспуте девушка защищала свою веру так убедительно, что все ее оппоненты, а также царица, там присутствовавшая, склонились к принятию христианства. Тогда взбешенный Максимиан приказал казнить девушку мучительной казнью – привязать между вращающимися колесами с прикрепленными к ним острыми ножами. Казнили и царицу, обратившуюся в христианство, так как она пыталась заступиться за Екатерину.
В изображениях св. Екатерины распространено, в основном, два сюжета – ее мистическое обручение с Христом и св. Екатерина с орудием своей казни – колесом.
Святой Екатерине молятся о здравии и добродетели дочерей, об их удачном замужестве а также успехах в науках.
Метки: святая великомученица екатерина (7 декабря) |
Икона Божией Матери Знамение (10 декабря) |
Икона «Знамение» - один из самых старинных и распространенных типов изображений Божией Матери. Дева Мария изображена с поднятыми в молитве руками («Оранта» - молящаяся), на коленях ее, лицом к молящимся, изображен Богомладенец. Правая рука его сложена в благословляющем жесте. Есть множество икон «Знамение», но основной считается «Знамение»-Новгородская. Икона эта прославилась в XII веке. Великий Новгород был тогда городом независимым, что никак не устраивало тогдашнего владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, желавшего объединить под своей рукой все русские земли. Он заключил договор с князьями смоленскими, полоцкими, рязанскими, суздальскими и другими о завоевании Великого Новгорода. Огромная рать обложила город, а вокруг жгли пригородные села, мужчин убивали, женщин и детей уводили в рабство. Силы защитников города были невелики и они могли уповать только на помощь Божию. Новгородскому архиепископу Иоанну было видение, в котором невидимый голос от иконы Спасителя, перед которой архиепископ молился, повелел ему взять в одной из городских церквей образ Пресвятой Богородицы и поставить его на городскую стену, лицом к неприятелю. Когда захотели взять эту икону из указанного храма, она оказалась такой тяжелой, что ее никак не могли сдвинуть с места. Тогда возле иконы стали служить всенародный молебен, и когда запели «Предстательство христиан непостыдное…», икона сама сдвинулась с места. Ее, как и было указано в видении, поставили на городскую стену. В это время со стороны нападавших взвились тучи стрел, одна из которых попала в Лик Богоматери. Тут случилось чудо: икона развернулась лицом к городу, а из глаз Богородицы потекли слезы, часть которых стоявший рядом архиепископ Иоанн собрал в свою фелонь. В рядах же осаждавших началось нечто непонятное: воинов как будто поразило безумие, ими овладел дикий страх, многие потеряли зрение. В панике они начали избивать друг друга. Новгородцы же, видя это, ободрились, открыли городские ворота, ринулись на неприятеля и наголову разбили его. Это было первым чудом, совершенным иконой «Знамение» в Новгороде. В 1566 году она спасла город от пожара, в 1611 – от нашествия шведов, и множество еще чудес исходило и исходит от этой иконы.
Из других икон «Знамение» очень известна «Знамение» Серафимо-Понетаевская. Серафимо-Понетаевский женский монастырь находится примерно в 45 км от Саровской пустыни. Назван этот монастырь в честь преподобного Серафима Саровского и основан одной из инокинь Дивеевской обители, Гликерией Занятовой. Одна из монахинь обители, Клавдия Войлошникова, в 1879 году написала икону «Знамение», которая вскоре прославилась различными чудотворениями и исцелениями. Кроме того, лик этой иконы по временам как бы оживал, глаза Богородицы, обращенные кверху, начинали смотреть прямо в глаза молящимся.
Иконе Божией Матери "Знамение" молятся о сохранении и укреплении града, о усмирении междоусобиц, о мире и благостоянии Отечества.
Метки: икона божией матери знамение (10 декабря) |
Святой апостол Андрей Первозванный (13 декабря) |
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды. Вместе со своим братом, будущим апостолом Петром, он занимался рыболовством. Это были простые, благочестивые люди. Когда в Израиле стал проповедовать Иоанн Предтеча, Андрей стал его ближайшим учеником. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий. Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом (почему и был назван Первозванным), а затем привел к нему своего родного брата - Петра.
После Воскресения Христова и Сошествия Святого Духа на апостолов святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей".
Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь.
На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, в которых он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.
Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. Совершенные апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Он приказал распять апостола. Язычник думал опорочить святого Андрея, предав его смерти на кресте, который прославлял апостол, причем повелел сделать крест в форме Х – начальной буквы слова «Христос», чтобы доказать, что даже имя Христа не поможет его ученику. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой".
Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу. Это произошло в 62 году. Максимилла, жена правителя, когда-то исцеленная Андреем от тяжкой болезни, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.
Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов.
Именем Андрея Первозванного назван высший орден Российской Империи, учрежденный Петром Первым в 1699 году. Девиз ордена - "За веру и верность". Начиная с 1998 года им награждают и сейчас за особые заслуги перед Отечеством.
Атрибуты ордена состоят из самого орденского знака, звезды и золотой цепи с эмалевыми украшениями, на которой орден носят в особо торжественных случаях. На звезде и орденском знаке - изображение распятого св. Андрея Первозванного.
Метки: святой апостол андрей первозванный (13 декабря) |
Радуйся, Николае, великий чудотворче! (19 декабря) |
Веры правило, образ кротости —
Так, святой Николай, в молитвах
Мы к твоей прибегаем помощи,
Изнурившись в житейских битвах.
Моряки мы все в жизни бренной —
Берег скрыт, океан велик…
Только стоны и крики чаек —
Вот ответ на сердечный крик…
Но всегда в небесной лазури,
Перед Господом предстоя,
Молишь ты, чтоб утихли бури
И утешилась вся земля.
Когда я только начала учиться церковному пению, нашим хором управляла А. П. Регентом она была прекрасным, но еще и очень опытным в церковной жизни человеком, из благочестивой семьи. Мы с ней подружились, и она давала мне немало ценных советов, касающихся как пения, так и церковного обихода. Как-то у нас с ней зашла речь о Николае Чудотворце, и я сказала, что у меня этот святой вызывает робость, уж больно строгие у него на всех иконах глаза. «Ну что Вы, - ответила мне А. П. – Вы знаете, есть предание, продолжение
Метки: николай чудотворец |
Нечаянная Радость (22 декабря) |
В. Нестеренко. Икона Божией Матери «Нечаянная радость»
Тропарь
Днесь, вернии людие, духовно торжествуем,
Прославляя Заступницу усердную рода христианскаго,
И, притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:
О, Премилостивая Владычице Богородице,
Подаждь нам нечаянную радость,
Обремененным грехи и скорбьми многими,
И избави нас от всякаго зла,
Молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,
Спасти души наша.
Русский народ в своей неизбывной любви к Божией Матери дал многим Ее иконам необыкновенно нежные и поэтичные названия: «Взыскание погибших» и «Споручница грешных», «Утоли моя печали» и «Умягчение злых сердец»… Одна из таких икон – «Нечаянная радость».продолжение
Метки: тропарь заступница божия матерь нечаянная радость |
Имже образом желает елень... |
Бывает же действительно нечаянная радость! Искала диски с песнопениями на Рождество Христово, то, что хотела, не нашла, а купила - не знаю, почему, - диск "Под Твою милость. Духовные песнопения". Хор Храма Рождества Христова деревни(!) Большое Стиклево Минского района (где это?). Белорусская глубинка... Как они вообще ухитрились диск записать. А какой хор! Вместе с регентом - 7 человек (раз для записи - значит, это наибольший их состав), двое мужчин. Боже мой, так меня давно не цепляло. Голоса не просто хорошие - голоса-то как раз мало профессиональные, но какое одушевление, какое вдохновение! Какая сочность звука и какая передача Божественного слова. Для малосоставного хора - просто образцовое пение. А как трудно петь малым составом! Конечно - Лавра и все такое - но там могучих мужиков стоит человек сто, поди не спой таким-то хором. А тут - как положено, сопрано и бас обрамляют, остальные чисто держат середину, бас не давит, тенор не вылезает. Конечно, основное - сопрано, ведет всех за собой - как и положено, - головщик и все остальные. Словом, на сегодняшний день этот диск - мой фаворит. Больше всего мне нравится, как они поют 41 псалом: "Имже образом желает елень..." Музыка Мироносицкого, очень простая, на основе 3 тропарного гласа греческого распева. Исполнение по силе воздействия полностью соответствует тексту.
Имже образом желает елень на источники водныя:
Сице желает душа моя к Тебе, Боже,
Возжада душа моя к Богу крепкому живому:
Когда прииду и явлюся Лицу Божию;
Быша слезы моя мне хлеб день и нощь,
Внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой;
Сия помянух и излиях на мя душу мою:
Яко пройду в место селения дивна даже дому Божия,
Во гласе радования и исповедования, шума празднующаго.
Вскую прискорбна еси, душе моя; и вскую смущаеши мя;
Уповай на Бога, яко исповемся Ему,
Спасение лица моего и Бог мой.
...
Реку Богу: Заступник мой еси,
Почто мя забыл еси;
И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг;
Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои,
Внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой;
Вскую прискорбна еси, душе моя; и вскую смущаеши мя;
Уповай на Бога, яко исповемся Ему,
Спасение лица моего, и Бог мой.
Метки: малосоставный хор лавра исполнение имже образом желает елень... |