В череде новогодних каникул, для многих, увы, пьяных и бессмысленных, с группой единомышленников я побывал в Четвертом уделе Пресвятой Богородицы.
Приходилось приезжать сюда и ранее, но то ли для таких поездок нужно особое созревание, то ли всё зависит от иных факторов, но именно эта поездка помогла увидеть то, что давно и без особого результата искал в себе и вокруг себя. Дивеево – четвертый и последний удел Богородицы – немного приоткрыло мне свою мистическую тайну в той мере, в которой я готов был ее принять. С некоторыми соображениями по этому поводу и спешу с вами поделиться. Начну не с хорошо всем известной истории обители или ее значения для России, а сразу с родившихся под впечатлением предрождественских служб, молитв на Канавке или омовения в источниках исторических метафор и параллелей.
Дивеево
Приятно поразил количественный и качественный состав паломников: все четыре дня, что я провел в Дивеево, были заполнены храмы, много мужчин, семейных пар, немало детей. При этом ощущалась сознательность своего здесь пребывания и осмысленность действий: зачем и для чего сюда приехали люди с разных концов земли Русской. Трогательно было видеть одухотворенные, красивые, типично русские лица, словно сошедшие со старых фотографий или картин: не просто бородатые или покрытые платочками физиономии, но нечто большее, вызывающее умиление и даже восторг. Из всех многочисленных таких типажей или мимолетных с ними диалогов хочу отметить два.
Урок от побирушки
Дивеево
Привычный для подобных мест неопределенного возраста бородатый побирушка с гитарой за спиной, торбочкой с каким-то скарбом и, конечно, ящичком для сбора средств с интересной надписью: «За Веру, Путина, Россию!». Необычными были и его глаза – ясные, как у ребенка. Он сидел возле продуктовой палатки на монастырской территории и степенно завтракал пирожком. Я хотел было дать ему монету, но вдруг был им остановлен: «Нет, нет! Здесь нельзя! Только за воротами». Удивился его верности благословению на сбор пожертвований и получил разумный ответ: «Мне не надо таких денег. Бог же всё видит!»
Комментировать тут, кажется, нечего: человек, испытывающий нужду, всего лишь исполняет то, что ему разрешено. Не более. Но получить такой элементарный урок от попрошайки я, признаюсь, был не готов. Сразу вспомнились мои многочисленные нарушения всевозможных казавшихся лишними правил, прямых запретов и инструкций, мешающих мне жить, – вплоть до хождения по газонам или перебегания на красный свет пешеходных переходов. Растерялся, не нашел что сказать этому блаженному в своей простоте человеку, не поблагодарил его за ненавязчивый данный мне урок послушания. А ведь я, считая себя монархистом, не одну «бутылку чернил» извел, убеждая своих читателей и ближних, что Царя надо заслужить и начать нужно непременно с себя, с исполнения элементарных требований и правил. Ведь настоящая монархия может быть только сознательная и жертвенная. А то и то без смирения себя и послушания – невозможно! Мы хотим счастья и блага России, горя очередной – на этот раз монархической – идеей, забыв, что любой идее нужны, прежде всего, не восторженные и пламенные борцы-творцы, а послушные и смиренные служители и ревностные исполнители, что требует рутинной и кропотливой работы над собой. Далеки мы от этого, не правда ли?
Встреча в трапезной
На рождественском богослужении в Дивеево
Другая запомнившаяся встреча произошла в паломнической трапезной монастыря, где мог откушать «всяк сюда входящий». Встречают здесь всех одинаково гостеприимно и по- серафимовски радушно. Единственное и общее ко всем требование – снять верхнюю одежду. Вместе со мной за столом оказалась одна из многодетных семей, встретившихся в обители. Заметил их еще в Троицком соборе на службе: беременная молодая женщина с поистине джокондовской улыбкой, ее муж – крепкий, спокойный русобородый богатырь и двое детей-погодков 3–5 лет – брат и сестра. Поистине исчезающий архетип русской семьи, который впору занести в Красную книгу. Они ставили свечи, тихо молились, дети их были не шумливы, умиротворенны и в меру своих лет благоговейны.
Во время приема пищи отец рассказал детям краткую историю из житий сестер-мучениц Веры, Надежды и Любови, бумажные иконки которых висели на стене напротив. Рассказал очень ненавязчиво, как, видимо, привык это делать дома, – без морализма и нравоучений. И малютка, оставив кашу, начала всматриваться в лики девиц, младшая из которых была всё равно старше ее. Она стала уточнять детали: сколько им было лет, какие у них были игрушки… Ребенок внимательно смотрел на бумажную литографию и что-то там видел, не ведомое, пропущенное, проигнорированное нами – взрослыми.
«Мы из Донецка», – ответила женщина, с лица которой не сходило умиротворенное выражение
Это был еще один урок настоящего родительского примера христианского воспитания детей, не усвоенный мною в полной мере до сих пор, а ведь я стал уже дедом! На выходе, помогая сыну этой чудесной семьи надеть пальтишко, я, воспользовавшись случаем, поинтересовался, откуда они. «Из Донецка», – ответила женщина, с лица которой всё это время не сходило умиротворенное выражение. «Как же вам, живя на линии фронта, удается сохранять такой мир?!» – невольно вырвалось у меня. Она, очевидно, не поняла меня и выразила искреннее удивление вопросом. Не захотелось смущать ее далее, может быть, снимать покров тайны с этой семьи, обнажать сокрытые от посторонних неизбежные внутрисемейные проблемы, ведь главное для меня было очевидно.
Корин ошибся
Русь уходящая. Художник: Павел Корин
Обобщая такие свои наблюдения, превратившись (увы, на время) в слух, я вдруг понял, что неправ был Павел Корин со своей известной картиной «Русь уходящая», написанной художником в беспросветные годы богоборческой власти. Все выписанные им лики тогдашних иерархов и церковнослужителей показывали нам безвозвратность той России, многократно оплаканной слишком поздно (как это часто бывает) прозревшими современниками. Да, ушли в вечность замечательные, мощные личности, колоритные фигуры, воплотившие в себя ту Русь, которой, как вещал Корин, больше нет! Слава Богу, он ошибся. Русь не ушла в небытие – Бог не попустил этому произойти. И я нашел тому десятки подтверждений!
Русь не ушла, да и не могла уйти, не исполнив свою главную миссию. Она затаилась в ожидании славного Второго пришествия Спасителя, к Рождению Которого готовились ведь не только в Дивеево! Я, кстати, за всё время нахождения здесь, ночуя в частном секторе, не увидел ни одного пьяного, несмотря на открытые магазины, торгующие сутки напролет зельем. Нет, я не берусь утверждать, что жители и гости это уникального села поголовно соблюдают сухой закон или держат пост, но то, что, в отличие от многих других весей нашей России, здесь соблюден некий особый чин воздержания, для меня очевидно. Объяснение тому, конечно же, есть, ведь в этой мощной духовной цитадели – форпосте сохранившейся Святой Руси – как минимум дважды в сутки возносится к Небесам всенародная молитва! Не дерзаю даже помыслить, что она оставлена без внимания, без ответа!
Из достоверных источников известно, что в Дивеевском районе в эти пьяные каникулы не было совершено ни одного тяжкого преступления, чего нельзя сказать обо всей Нижегородской области. А ведь у нас есть еще Троице-Сергиева Лавра, Оптина пустынь, другие монастыри, где, хочется верить, такая же покаянно-молитвенная, сдержанная, святорусская атмосфера, распространившаяся далеко за монастырские стены. В них сокрыты духовная мощь русского народа, которая выковывается в покаянии и причащении, многочасовых службах и бдениях-молитвах.
Полные храмы, чистые лица, открытые Богу глаза… Воскресает, кается, просветляется Русь!
Полные храмы, чистые лица, открытые Богу глаза, нередкие омывающие грехи слезы да будут приняты Господом предстательством святых Серафима, Сергия и Оптинских старцев! Воскресает, кается, просветляется Русь.
На рождественском богослужении в Дивеево
Не хочется, напитавшись тишиной, нащупав под ногами бездну своих неоплаканных грехов, разглядев сквозь туман мнимого благополучия свою духовную нищету, пускаться в нравоучения и многоглаголание. Но лично я получил в Дивеево большое духовное утешение, которым и поспешил поделиться с вами, братия и сестры. Самое замечательное в этом то, что мы, живя в России, имеем совершенно уникальную возможность в любой час дня и ночи найти свою потаенную и любимую Богом Святую Русь.