Девушка из Дании: как Герда Вегенер раздвинула гендерные границы |
Девушка из Дании: как Герда Вегенер раздвинула гендерные границы
«Женщина должна раскрыть свои женские инстинкты и качества,
играть на своём женском обаянии и выигрывать конкуренцию
с мужчиной в силу своей женственности —
и никогда не пытаться подражать ему»
© Герда Вегенер, 1934.
Балерина Улла Поульсен в балете «Шопениана». Герда Вегенер
Она была датчанкой, но получила признание в Париже. Писала элегантные и гламурные женские портреты, для которых позировал её муж. Её история, двойственная сексуальность и странный брак были слишком сложны для восприятия людей начала XX века. Она была новатором, но за 75 лет с момента смерти не удостоилась выставки на родине. Теперь Музей современного искусства «Аркен» в Копенгагене представил грандиозную экспозицию «Герда Вегенер». Это неординарная история художницы и её музы, чьи любовь и творчество раздвинули гендерные границы.
Gerda Wegener and husband Einar Wegener/Lili Elbe
Герда Вегенер (1885 — 1940) — выдающаяся фигура в датском искусстве.
Как художница она потрясающе изображала женскую красоту с равной долей сопереживания и вожделения. Её излюбленными персонажами были кокетливые девушки, гламурные дивы и чувственные женщины. А моделью и музой чаще всего выступал супруг — художник-пейзажист Эйнар Вегенер (1882 — 1931). Он известен как человек, совершивший одну из первых в истории операций по смене пола.
Слева: Герда Вегенер в 1904 году.
Фото: Wikimedia Commons
«Женщина должна раскрыть свои женские инстинкты и качества, играть на своём женском обаянии и выигрывать конкуренцию с мужчиной в силу своей женственности — и никогда не пытаться подражать ему» © Герда Вегенер, 1934.
Герда Готлиб вышла замуж за Эйнара в 1904 году. В 1912-м они переехали в Париж и занялись своими художественными карьерами. Пара вела светскую жизнь, в значительной степени обусловленную успехом Герды в качестве портретиста и иллюстратора ведущих модных журналов. Именно в декадентском, легкомысленном Париже расцвёл их неоднозначный роман, в центре которого были игры с полом и идентичностью.
Герда и Эйнар Вегенеры перед картиной Герды «По дороге в Анакапри» на выставке в Ole Haslunds Hus, 1924 год.
Фото: Королевская библиотека Дании
В женском облике Эйнар Вегенер представлялся окружающим под именем Лили Эльбе.
В 1930 году Герда поддержала своего супруга в его решении совершить трансгендерный переход и стать женщиной — как физически, так и юридически. Однако через год после последней операции Лили Эльбе умерла из-за осложнений.
Слева: Герда Вегенер, «Дама червей
(Лили)» (1928)
Художник Эйнар Вегенер, который позже стал известен под именем Лили Эльбе. Фото: huwaw.com
«Эйнар Вегенер чувствовал себя человеком, вынужденным ходить в костюме, который душит его, в котором он чувствовал себя смешным» © Лили Эльбе, 1931.
Сцена из фильма «Девушка из Дании»: Эйнар позирует Герде для портрета балерины Уллы Поульсен. Фото: outsidersmag.net
История этой пары легла в основу фильма «Девушка из Дании», который снял режиссёр Том Хупер, известный по фильмам «Король говорит!» и «Отверженные». Роль Герды в ленте сыграла шведская актриса и танцовщица Алисия Викандер, а Эйнара/Лили — обладатель Оскара Эдди Редмэйн.
В своём творчестве Герда Вегенер была глубоко очарована человеческими играми с идентичностью, переодеваниями, масками и театральностью.
Читатели журналов La Vie Parisienne, Vogue, La Baïonnette и Le Rire любовались её технически великолепными и подчас откровенными рисунками.
Для них чаще всего позировал/а Эйнар/Лили — в макияже, разных париках, платьях, туфлях и с экзотическими веерами.
Любовь и дружба художницы и её музы выходила далеко за пределы отношения полов.
Карнавал Герда Вегенер
Живя в Париже, Герда Вегенер участвовала в самых важных ежегодных выставках, и даже была представлена во французском павильоне на Всемирной выставке 1925 года, где выиграла две золотые медали. Она делала иллюстрации (особенно для эротической литературы) и создавала стеклянную мозаику для парижских магазинов и зажиточных домов.
Три картины Герды Вегенер входят в коллекцию Центра Помпиду. Но ведущие датские музеи не купили ни одной — поскольку была она женщиной, выражала себя в коммерческой масс-культуре, была бисексуальна и состояла в неоднозначном браке.
Летний день Герда Вегенер
«Как только человек открывает для себя Париж, он не может представить себе жизни где-либо ещё. Хотя я люблю Италию, когда я возвращаюсь в Париж и вдыхаю его запах, я счастлива»
© Герда Вегенер, 1924.
Фото: artdaily.com
Ныне в музее «Аркен» можно увидеть почти 200 работ — это крупнейшая из когда-либо проводившихся экспозиций художницы. Выставка будет открыта до 16 мая 2016 года.
http://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2017/03/Gerda-Wegener-and-Danish-Girl.html
Рубрики: | Фотохудожники, художники и их работы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |