Гори, гори, моя звезда... Художник Ракша (Теребилов) Юрий (Россия, 1937-1980) |
Юрий Ракша к своим 42 годам (умер от острой формы лейкоза) создал более двухсот живописных полотен, множество графических работ, сотни эскизов к фильмам, проиллюстрировал около двадцати книг.
Всё знакомо в его картинах, всё узнаваемо, всё напоминает зрителю о чём-то своём, памятном и дорогом…
_________________
Он был прекрасным живописцем, известным кинопостановщиком, графиком. Его часто можно было видеть то в дальневосточной тайге, то на площадках нефтяников, то у геологов, то на Байкало-Амурской магистрали. Делал наброски, зарисовки и потом, возвращаясь в Москву и обдумав увиденное, писал свои произведения. Он много, плодотворно работал и остался для нас в полотнах картин, ныне хранящихся во многих известнейших музеях.
Донбасс
В. Пономарева - Гори, гори, моя звезда
«Он хорошо пел, любил петь для меня старинный русский романс "Гори, гори, моя звезда..." Многие друзья вспоминают об этом... Помню, как двадцать лет назад летом он стоял здесь на ветру, держась рукой за перила, и говорил мне с мягкой великодушной улыбкой, глядя на городские дали, на вечернее заходящее солнце и зелень: "Любимый дом, любимая женщина, любимое дело... Наверно, это и есть счастье..."». Из воспоминаний жены художника Ирины Ракши.
Автопортрет
Родился Юрий в семье служащих на окраине Уфы. Первые годы его жизни схожи с детством большинства его сверстников. Это сходство было в страшном постоянном чувстве голода, которое человеческая память хранит потом всю жизнь. Забыть про него мальчику помогала невесть как к нему попавшая и ставшая любимой книга «История Гражданской войны в СССР». Множество фотографий, рисунков и широкие поля, на которых можно было рисовать.
Уральские горы
Художник вспоминал: «Окна в нашей барачной комнате завешаны чёрным – светомаскировка, холодно, а я сижу и рисую свои собственные баталии». В первом классе школы у Юры украли карандаш. Карандаш был простым, копеечным, но другого не было, а взять ещё неоткуда. Горе мальчика оставалось безутешным – целую неделю он даже не ходил на школьные занятия.
Воскресенье
Случайно узнав о существовании в Доме культуры изостудии, Юрий стал исправно посещать её занятия. В те годы издаваемый миллионными тиражами «Огонёк» публиковал в каждом номере репродукции картин выдающихся русских живописцев-классиков. Они аккуратно вырезались юным художником, постепенно собираясь в коллекцию, «домашнюю Третьяковку». В 1954 году после окончания восьми классов Ракша едет в Москву. Однако на экзамены в художественной школе он опоздал.
У ручья
Спас счастливый случай. В Москве жил брат отца, работавший полотёром. Как-то раз, натирая паркет в одной из квартир, он показал её владельцу работы своего племянника. Это был действительный член Академии художеств, дважды лауреат Сталинской премии Дмитрий Налбандян. Он сам отвёз рисунки Юрия директору средней художественной школы при Институте имени В.И. Сурикова. Талантливый юноша без колебаний был зачислен сразу в пятый класс.
Весна в Приморье
С серебряной медалью выпускника художественной школы Ракша поступил на факультет художников кино ВГИКа, который с отличием окончил в 1963-м. На протяжении пятнадцати лет он являлся художником-постановщиком киностудии «Мосфильм». Участвовал в создании многих отечественных фильмов, до сих пор нам памятных: «Время, вперёд!», «Дерсу Узала», «Восхождение»…
Перевал. 1974
После вручения фильму «Дерсу Узала» премии «Оскар» его режиссёр Акира Куросава сказал: «…Юрий Ракша, с которым мне посчастливилось работать, – самый опытный, талантливый профессионал и знаток своего дела…»
Двое
Работа художника-постановщика постепенно разочаровала Юрия. Ему нужна была свобода, возможность глубже и полнее выразить себя творчески. Стоит заметить, что при жизни Юрия Ракши у него не было ни одной своей персональной выставки, участвовал только в коллективных. Правда, незадолго до ухода из жизни он знал о предстоящей в ноябре 1980 года его первой, персональной, выставке на Кузнецком Мосту в Москве…
Земляничная поляна
В мае 1971 года тридцатичетырёхлетний художник оставляет в своём дневнике такую запись: «Талант – это сострадание… Талантливого человека от обычного и отличает степень сострадания». Сострадание Юрия Ракши, мне видится, уходит своими корнями в детство, в тыловой город Уфа... Подробнее здесь.
Моя мама
Август. 1969
Настроение
Обнаженная на меху
Первая встреча с Дерсу. Эскиз к кинофильму Дерсу Узала. 1974
Сон. 1969
Арсений Тарковский. 1978
Жужа и Янош из Будапешта
И поет мне в землянке гармонь... 1973
Писатель Василий Шукшин
По белу снегу
Продолжение
Современники
Тыл
Моя Ирина
Подснежники
Ожидание
Лариса Шепитько
Маленькие купальщики. 1979
Добрый зверь и добрый человек. 1978
Солнышко
Всё о Еве. Купальщицы. Левая часть триптиха. 1975
Всё о Еве. Адам и Ева. Правая часть триптиха. 1975
Всё о Еве. Тишина в поле. Центральная часть триптиха. 1975
За несколько дней до своей кончины художник успел закончить главное, как сам считал, произведение – полотно, посвящённое 600-летию Куликовской битвы. Ныне этот триптих хранится в Третьяковской галерее. В той самой Третьяковке, по репродукциям картин которой он учился рисовать в Уфе, в далёком и голодном военном детстве.
Поле Куликово. Предстояние. Центральная часть триптиха. 1980
Поле Куликово. Проводы ополчения. Правая часть триптиха. 1980
Поле Куликово. Благословение на битву. Левая часть триптиха. 1980
Юрий Ракша
Рубрики: | Фотохудожники, художники и их работы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |