-Метки

«что такое русским быть» август ажурная вставка ажурный сарафан ажурный узор акварель акварельная живопись актеры великолепного века англия анимация бабочки березы биография ботанический сад букеты быт весенние цветы весна видеорецепт времена года выбор выкройка выращивание вязание крючком вязание спицами городской пейзаж горы греция двое девушка дети детство джемпер домик дрожжевое тесто жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом живопись на холсте животные жизнь жилет журнал по вышивке зима зимние пейзажи идея с выпечкой ирина самарина-лабиринт кавказ кошки красивые сады россии красивый узор красота природы курочка ландшафт легенды космонавтики легенды союзного государства лес летние пейзажи лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море мороз морская тематика морские пейзажи морской пейзаж музыка мышка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осенний пейзаж осень пасха пейзаж пейзажи первоцветы первый космонавт переменчивый мир петушок печенье к чаю пионы платье подводный мир покорение космоса польша природа птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для записей рамочка для стихов рамочка для текста рамочка для текста с девушкой рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка пейзажная рамочка с девушкой расследования реализм река рецепт пошагово рододендроны рождество розы ромашки россия с девушкой сад на косогоре сад на склоне салат с куриной грудкой салат слоеный своими руками сдобное тесто сирень сказка снег современное искусство стихи схема вязания схемка вязания схемка узора схемки вязания сша сыр топ тюльпаны узор спицами узоры уход за пионами факты из жизни фоторецепт франция фрукты фэнтази холст хранение семян художник абрахам соломон художник адамов алексей владимирович художник зарецкая татьяна анатольевна художник луценко сергей художник марина захарова цветение цветы цитаты шали юмор юрий гагарин ягоды

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
09:13 15.03.2019
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Фото без Photoshop
Фото без Photoshop
09:11 15.03.2019
Фотографий: 34
Посмотреть все фотографии серии Февраль на исходе
Февраль на исходе
09:09 15.03.2019
Фотографий: 11

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 545687


Уроки музыки: Характеристика интервалов

Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 11:34 + в цитатник
Цитата сообщения Barucaba Уроки музыки: Характеристика интервалов

Первый пост по интервалам - Уроки музыки: Интервалы

Б.В. Асафьев писал о роли интервалов в музыке: "Всюду, где речь идёт об интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю, что интервал - одна из первичных форм музыки... Мелодия, в сущности, есть выявление интервалов."

Интервалы бывают гармонические и мелодические. Гармонический интервал можно трактовать как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой. А мелодический интервал "как интонацию, как наименьшую выразительную ячейку, измеритель эмоционального строя звукопроизношения". (Б. Асафьев)

Умение слышать гармонический интервал даёт возможность впоследствии структурировать аккорды, а умение воспроизводить, слышать мелодические интервалы открывает возможность точного, осмысленного воспроизведения мелодии.

Все малые, большие, чистые интервалы называются основными или диатоническими. Увеличенные и уменьшенные интервалы называются хроматическими.

Интервалы, которые звучат мягко, слитно, называются консонирующими или консонансами. Особенно слитно звучат чистые интервалы - прима, октава, в несколько меньшей степени - квинта и кварта. Они получили название совершенных консонансов.

Так же мягко, но менее слитно звучат терции и сексты. Они относятся к несовершенным консонансам.

Наконец, секунды, септимы и тритоны, звучащие очень жестко, называются диссонирующими интервалами или диссонансами.

Характеристика интервалов

Чистые интервалы звучат ни мажорно и ни минорно, не весело и не грустно.

ч.1 - чистая прима. Повторение одного и того же звука, унисон.

Чайковский "Грустная песенка", соч.40 № 2



***

м.2 - малая секунда. Гармоническая характеристика: узкий, близкий, жалобный диссонанс, резкий, "фальшивый". Мелодическая характеристика: разрешение в восходящем порядке - скорбь, плач в нисходящем. Малые интервалы звучат минорно.

В "Поэме памяти Сергея Есенина" Свиридова в общий звуковой фон входит колокольность. Вот как звучит начало поэмы: солист запевает песню: Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь... Его горестно ниспадающие фразы звучат на фоне равномерного, монотонного, как удары колокола, оркестрового сопровождения, в котором повторяется малосекундовый мотив, как бы "раскачивая" этот печальный колокол.



***

б.2 - большая секунда. Гармоническая характеристика: узкий, светлый, уверенный, твёрдый диссонанс. Большие интервалы звучат мажорно.

Плач Ярославны из оперы Бородина "Князь Игорь" по своей композиции близок рондо и состоит из нескольких разделов, чередующихся с рефреном. Мелодия рефрена строится на нисходящих секундовых интонациях, характерных для русских причитаний; они постоянно возвращаются к одному звуку (фа-диез). Первый раз рефрен проходит в оркестровом вступлении поочерёдно у солирующих кларнета и флейты, а затем повторяется у Ярославны перед каждым разделом арии: Ах! Плачу я, горько плачу я...



***

ув.2 - увеличенная секунда. 

Гайдн Симфония ми-бемоль мажор. Вторая часть симфонии - Andante - представляет собой вариации на две темы - песенную в до миноре и песенно-маршевую в до мажоре. По сей день исследователи спорят о национальной принадлежности первой темы. По-видимому, в ней слились воедино черты нескольких славянских и венгерских напевов; таков, в частности, своеобразный ход на увеличенную секунду (ми-бемоль - фа-диез).



***

м.3 - малая терция. Гармоническая характеристика: узкий, мягкий, нежный, грустный консонанс. Мелодическая характеристика: ласковый, певучий.

Финал концерта "Весна" Вивальди представляет собой сицилиану, которую танцуют нимфы под звуки пастушеской волынки. Обращает на себя внимание пасторальное звучание параллельных терций в партиях первых и вторых скрипок. Параллелизм терций станет впоследствии одним из непременных атрибутов пасторальной музыки. 



***

б.3 - большая терция. Гармоническая характеристика: узкий, светлый, весёлый, мягкий консонанс. Мелодическая характеристика: бодрый, весёлый, певучий.

Прелюд до мажор (с подзаголовком "Арфа") Прокофьева - прозрачная, светлая, воздушная, очень изящная пьеса. Она исполняется почти целиком на белых клавишах, в скрипичном ключе. Мелодия, изложенная большей частью параллельными терциями, звучит в левой руке.



***

ч.4 - чистая кварта. Гармоническая хатактеристика: гордый, уверенный, твёрдый, яркий консонанс. Мелодическая характеристика: интонация гимна, призыва.

В сатирической песне "Титулярный советник" Даргомыжский рассказывает о неудачной любви скромного чиновника к генеральской дочери. Композитор рисует музыкальный портрет, родственный литературным образам "униженных и оскорблённых". Бедный робкий чиновник обрисован осторожными секундовыми интонациями piano, а надменная и властная генеральская дочка - решительными квартовыми ходами forte. А восходящий, немного надрывный скачок на септиму в мелодии ("и пьянствовал целую ночь") подчеркивает горькую кульминацию этой истории.



***

ч.5 - чистая квинта. Гармоническая характеристика: "пустой", холодный, спокойный консонанс.

Ариозо Мизгиря из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" напоминает баркаролу благодаря размеру 6/8 и однообразно покачивающемуся аккомпанементу. Нежная мелодия с изящными синкопами имеет восточную окраску, которую подчеркивает выдержанная квинта в сопровождении.



***

м.6 - малая секста. Гармоническая характеристика: широкий, мягкий, нежный, грустный консонанс. Мелодическая характеристика: певучий, ласковый.

Романс Глинки "Не искушай" на слова Баратынского начинается с типично русской интонации восходящей сексты:



***

б.6 - большая секста. Гармоническая характеристика: широкий, светлый, весёлый, мягкий консонанс. Мелодическая характеристика: певучий, размашистый, уверенный.

Бах Концерт для клавира с оркестром фа минор. I часть. Её интонационным зерном является "упорный" мотив в обёме нисходящей квинты. Все проведения темы связаны с полнозвучным tutti, а в интермедиях на первый план выходит партия солиста. Первая интермедия построена на интонациях темы, которые образуют гибкую мелодическую фигурацию. Триольный ритмический рисунок, сопряжение певучих терций и секст, мягкий волнообразный рельеф. Во второй интермедии фигурация обогащается разнообразными вариантами мотива септимы. II часть. На всём её протяжении господствует партия солиста. В ней предстаёт один из замечательных образцов бесконечной баховской мелодии, источником которой является здесь светлая интонация терции ля-бемоль мажора. Финал. Интонационным ядром темы здесь служит мотив в объёме восходящей квинты (обращение основного мотва первой части) с последующим движением по звукам трезвучия фа минора...



 

***

м.7 - малая септима. Гармоническая характеристика: широкий, мягкий диссонанс. Мелодическая характеристика: требует допевания, неустойчивый.

Прелюдия ля минор ор.11 Скрябина имеет в своей основе изысканное вальсовое движение. Фактура прелюдии капризно-ломкая, воздушная, мелодическая линия имеет изломанный рисунок. Характерной для стиля Скрябина особенностью фактуры является расположение звуков аккорда, который берётся не сразу, а постепенно. Примером могут служить два первых такта прелюдии. В септаккорде II ступени, с которого начинается пьеса, вначале берутся его крайние звуки, образующие остро звучащую малую септиму, и лишь на третьей доле такта мелодическое движение голосов на широком расстоянии приводит к полному септаккорду. Типичен для гармонии Скрябина аккорд второго такта. Это доминанта к доминанте (так называемая двойная доминанта), в которой понижен квинтовый тон. Его звуки берутся постепенно, отчетливо слышны два составляющих аккорд тритона.



***

б.7 - большая септима. Гармоническая характеристика: широкий, резкий, острый диссонанс. Мелодическая характеристика: далёкий, требует разрешения, допевания, ярко выражает неустойчивое звучание.

Хоральная прелюдия ля минор Баха связана со сферой остроэкспрессивных, драматических образов. В верхнем голосе хоральный напев проводится практически без изменений - это ритмически ровное движение в диатоническом ля миноре. Два средних голоса оттеняют строгость хорального напева; они наполнены хроматическими интонациями и непрерывным потоком разнообразных ритмических фигур. В басовом голосе многократно повторяется мотив септимы - уменьшенной, большой и малой.



***

ч.8 - чистая октава. Широкий консонанс, слитное звучание одного звука на разной высоте.

Этюд ре-диез минор ор.8 Скрябина - с первых же тактов возникает необычайно широкий охват фортепианного пространства. Раскидистые триольные фигурации звучат во всём диапазоне левой стороны клавиатуры. В репризе этюда они превращаются в мощную полнозвучную аккордовую фактуру, триолями, характерную для многих скрябинских произведений. На этом фоне тема, изложенная октавами в правой руке, напоминает страстную призывную ораторскую речь. Необычайно рельефно её начало - октавный скачок вниз и стремительный взлёт.



 

Рубрики:  музыка
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

solo2012   обратиться по имени Добрый день,Инночка! Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 12:03 (ссылка)
Учи музыкальную грамоту,Инночка,она поможет ярче видеть жизнь и...понимать её!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку