В плену восточных узоров: керамика по-узбекски |
Я вспоминаю Узбекистан, и перед моими глазами встают разные картинки. Часть - похожа на старинные фото цвета сепии: серо-коричневая пустыня, поросшая серо-зеленой колючкой, грязно-белые или грязно-желтые стены домов и дороги цвета песчаной пыли, которой так много, что воздух тоже кажется пропылившимся и бурым. А рядом – другие, как из-под фотошопа: неимоверно синее небо, неправдоподобная зелень садов, сочные краски базаров, где дыни и помидоры спорят яркостью с шелками и керамикой.
Не заметить узбекскую керамику, продающуюся на каждом шагу, невозможно.
Не купить хоть что-нибудь из предлагаемого яркого великолепия блюд, пиал или чайников (хорошо, если не целый сервиз!) – почти без шансов.
Производство керамических изделий – самое древнее ремесло Узбекистана, ведущее свою историю с незапамятных времен. А как могло быть иначе в краю, где глина являлась основой быта? В глиняных тандырах пекли лепешки, из сырцового или обожженного кирпича строили дома и стены крепостей, из глины делали посуду, детские игрушки и обереги. В музеях Узбекистана можно увидеть удивительные керамические вещи возрастом от нескольких десятилетий до пары тысяч лет:
За долгие столетия формы традиционной узбекской керамики почти не изменились. Огромные блюда - ляганы так и просят, чтобы их наполнили аппетитным пловом или ломтями душистой дыни и гроздьями винограда:
Небольшие пиалы ждут зеленого чая, а миски-косы – наваристого супа:
Кувшины и хумы для воды, молока и сыпучих продуктов радуют глаз старомодным изяществом...
…а формы статуэток напоминают о седой древности:
Центры традиционного гончарного мастерства, что возникли столетия назад в разных уголках Узбекистана, существуют и по сей день, и в каждом из них керамика имеет свои оригинальные особенности. Современные мастера из Риштана – небольшого города между Кокандом и Ферганой – возрождают традиции своих предков. Некогда легкая и звенящая риштанская керамика была известна по всей Центральной Азии. Да и сейчас сине-бирюзовая глазурь и характерные растительные орнаменты – самые популярные в Узбекистане. Такие блюда и пиалы можно легко представить на кухне, как в основном качестве посуды, так и в виде декоративного украшения.
К сожалению, на рынках часто встречаются грубая работа «под риштан» - некачественная и недолговечная… Настоящий же «риштан» отличается не только долгой жизнью изделий, но и изяществом формы, легкостью росписи и мягким сиянием глазурованной поверхности. Кстати, ручную работу опознать очень просто – на дне можно увидеть следы гончарного круга, чего точно не будет в заводской керамике.
Работы нашего современника - мастера Рустама Усманова служат украшением музеев и международных выставок |
Если риштанские мастера больше всего любят синие и бирюзовые тона – цвета неба и воды, то керамисты из Гиждувана, что лежит недалеко от Бухары, делают упор на теплых желто-золотистых и коричневых красках солнца и пустыни.
Изделия мастерской семьи Нарзуллаевых достойны шести поколений предков-керамистов |
Представляете, каким ароматным будет чай из таких пиал? А великолепные узбекские изюм и курага на таком блюде станут еще вкуснее!
Мастера из древней Бухары возродили почти утраченное искусство знаменитой голубой керамики, которую легко вписать в современный интерьер.
Здесь же научились воспроизводить технику старинной арабской росписи. Такие вещи я не могу представить на своей кухне, но эстетическое удовольствие от них бесспорно!
Работы мастерской керамиста Абдулвахида Карима |
Тем, кому обычные «миски-плошки» кажутся слишком скучными, нужно обратить внимание на изделия мастеров керамики из Самарканда.
Они восходят к глиняным фигуркам божеств и фантастических животных, созданных руками гончаров древней Согдианы. Вот где непредсказуемость форм!
Ученики усто Умара Джуракулова, жившего при СССР, развивают традиции учителя и далеких предков |
Мелкая керамическая пластика «попроще», возникшая в Узбекистане в советские времена, тоже очень популярна среди сувениров. Забавные фигурки в национальных одеждах, Ходжа Насреддин на ослике или даже целые композиции – а почему нет? Может, не столь изысканно, но весело и самобытно.
Красноватый цвет натуральной глины характерен для керамики из Самарканда, но вовсе не обязателен. Очень красива, я бы даже сказала, элегантна, черная керамика, история которой теряется в веках и, возможно, в странах Дальнего Востока.
Если из Самарканда перебраться в Ургут (всего-то 40 километров), то можно познакомиться еще с одной древней школой керамики. Эти изделия легко узнать по «примитивным» архаичным орнаментам. «Небрежные» зеленые мазки по густому желто-коричневому фону придают пиале или тарелке какое-то загадочное мерцание, вы не находите?
Изделия мастера Аблакулова – гончара в восьмом (!!!) поколении |
Как известно, вкусы у всех разные… И мне больше всего приглянулась керамика, созданная в древней Хиве, бывшей столице славного Хорезма.
Нежные голубые и бирюзовые узоры на белом – очень просто, сдержанно и благородно. Ничего лишнего – совсем как на майоликах исторических памятников Хивы.
И это не удивительно – ведь традиции гончарного мастерства в этих краях не прерывались, и нынешнюю изящную посуду создают далекие потомки тех мастеров, что украшали ханские дворцы и мечети. Кстати, форма тарелок и блюд из Хивы немного отличается от распространенной в других районах Узбекистана – они не плоские, а немного приподнятые, отчего кажутся еще более легкими и тонкими.
Хочется повесить на стену или красиво поставить – пользоваться, честное слово, жалко! А для использования, на каждый день, можно выбрать традиционный чайный сервиз, который превратит обычное чаепитие в красивый неспешный ритуал. Или большое блюдо – и пусть оно будет служить не для плова, который в наших краях готовят не все. Главное – частичка южного солнца поселится у вас в доме, создавая уют и навевая воспоминания о далеком Узбекистане…
Рубрики: | керамика, скульптура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |