Сицилия. Палермо. Палатинская капелла |
Палатинская капелла (итал. Cappella Palatina — буквально, «дворцовая часовня») — капелла Норманнского дворца в Палермо, личная капелла сицилийских королей и вице-королей. Является одним из важнейших памятников арабо-норманнского стиля, содержит выполненные византийскими и местными мастерами мозаики XII и XV веков, а также редчайший для Европы арабский резной потолок.
Рожер II лично руководил строительством капеллы. В его царствование византийскими мастерами были созданы мозаики купола, триумфальной арки и трансепта. В это же время арабскими плотниками был выполнен резной сталактитовый потолок, характерный для мечетей фатимидского Египта и Магриба. В царствование (1154-1166) Вильгельма I Злого, сына и преемника Рожера II, местные сицилийские мастера исполнили большой мозаичный цикл, посвящённый Книге Бытия, в центральном нефе. При следующем короле Вильгельме II Добром (1166-1189) в боковых нефах был исполнен малый цикл, повествующий о жизни апостолов Петра и Павла. К норманнской эпохе принадлежат резной амвон и пасхальный канделябр.
Палаццо Реале (итал. Palazzo Reale, буквально «Королевский дворец») — бывшая резиденция сицилийских королей и вице-королей, расположенная на окраине исторической части Палермо. Самой известной частью дворца является Палатинская капелла. Первые строения на месте Палаццо Норманни принадлежали финикийцам, затем здесь существовали древнеримские укрепления. В IX веке арабы, овладевшие Палермо в 875 году, основали на месте античных развалин свою крепость, известную как Дворец эмиров. В арабскую эпоху здание было одной из крепостей, контролировавших Палермо, а резиденция эмиров располагалась в самом городе — в нынешнем квартале Кальса.
В 1072 году норманны овладели Палермо, и Роберт Гвискар обустроил свою резиденцию во Дворце эмиров. Его племянник Рожер II превратил бывшую арабскую крепость в королевский дворец. При Рожере II к дворцу были пристроены четыре башни — Пизанская (или святой Нинфы), Красная (ит. итал. Torre Rossa), Греческая и Джоария, при его сыне Вильгельме I Злом — башня Киримби. Из перечисленных башен до настоящего времени сохранилась только первая. При Рожере II во дворце была обустроена и освящена частная королевская часовня — Палатинская капелла.
Каждый из боковых нефов отделен от широкого главного пятью колоннами из египетского гранита и зелёного мрамора с позолоченными коринфскими капителями. Заимствованные из арабской архитектуры широкие стрельчатые арки, покоящиеся на колоннах, не соединяются в непрерывный ряд, убегающий к алтарю: колонны далеко отстоят друг от друга, и их капители не образуют единой зрительной горизонтали. В свою очередь горизонталь стены над арками и в особенности чёткая линия карниза препятствуют развитию движения вверх. Таким образом, горизонтальные и вертикальные ритмы взаимно уравновешиваются.
Амвон и пасхальный канделябр
Пол капеллы, украшенный инкрустацией из мрамора, гранита и порфира, выполнен в стиле Космати, обогащённом местными арабскими мотивами. Это один из самых полно сохранившихся полов XII века, выполненных в технике штучной мозаики (opus sectile). Работавший при дворе Рожера проповедник по имени Филагат сравнил его красочные мраморные плиты с «весенним лугом, с той разницей, что цветы вянут и умирают, а этот луг пребудет вечно». Ещё более сложный рисунок имеет пол в пресвитерии: к порфировым дискам и сложным геометрически узорам добавлены изображения двух львов, "охраняющих" врата в алтарной перегородке, и двух змей по бокам "охраняемого" ими алтаря.
Потолок центрального нефа представляет собой редкий для Европы и свойственный мечетям фатимидского Египта и Магриба деревянный сталактитовый плафон. Он украшен куфическими надписями и фигурами пирующих, музыкантов и плясунов, которые воплощают относящиеся к царской власти понятия победы, власти и щедрости. Филагату этот плафон «с корзинками» напомнил сияющий золотом «звёздный хор». Потолки боковых нефов решены менее замысловато.
В капелле пространственно выделяются восточная (пресбитерий и апсиды) и западная (королевское место) части. Они подняты над полом капеллы на пять ступеней и венчаются мозаикой с изображением Христа Пантократора. Таким образом, в капелле реализована классическая византийская концепция симфонии — согласия и взаимодополняемости духовной и царской властей.
Бронзовые двери украшены узором в виде аканта, ручки выполнены в виде львиных голов. Особое место в капелле уделено мозаикам: они полностью покрывают поверхность апсид, заполняют место над колоннами, отделяющими боковые нефы от главного, верхний регистр стен боковых нефов и западной стены. Нижний регистр этих стен украшен сложными мраморными инкрустациями.
Отдельный интерес представляют амвон и пасхальный канделябр капеллы. Амвон поддерживается четырьмя мраморными колоннами с коринфскими капителями и завершается двумя парапетами. Первый, расположенный ближе к центру храма, парапет выполнен из красного порфира, заключённого в беломраморную окантовку с рельефными растительными орнаментами, подставкой для Писания служит фигура орла — символ евангелиста Иоанна Богослова. Второй, находящийся ближе к апсиде, парапет выполнен из белого мрамора с рельефными геометрическими орнаментами, подставкой здесь является фигура льва, символизирующего евангелиста Марка.
Рядом с амвоном расположен мраморный пасхальный канделябр — дар архиепископа Гуго Палермского в честь коронации Вильгельма I Злого. Основанием канделябра служат фигуры четырёх львов, пожирающих других животных и людей, тело колонны представляет собой сложную композицию из человеческих фигур, животных и растений. Венчают канделябр три полуобнажённых мужских фигуры, поддерживающих собственно подсвечник. Изображённые сюжеты и манера их исполнения позволяет отождествить автора канделябра с одним из мастеров, работавших над капителями клуатра Монреале, а именно с Мастером путти
Палатинская капелла представляет собой классическую трёхнефную базилику с тремя апсидами. Поскольку храм задумывался как частная капелла, предназначенная для узкого круга лиц, размеры его невелики: 33 метра в длину и 13 в ширину. Интерьер капеллы поражает не стремительностью пространственного размаха и многоплановостью замысла, а общей гармонией основных элементов, продуманностью целого и мелочей.
Христос Пантократор в кругу архангелов и ангелов.
Иконография капеллы имеет поразительное сходство с расписанным в те же годы собором Мирожского монастыря в Пскове. Гарвардские византисты предполагают общий источник иконографической программы, наверняка являющийся византийским. В искусствоведческой литературе обращается внимание на то, что образы расходились веером вокруг несохранившегося балкона монарха, напоминая средневековый кинематограф.
Мозаики купола были выполнены приглашёнными греческими мастерами в царствование Рожера II и являются самыми древними в капелле. В центре купола изображён Христос Пантократор, правой рукой благословляющий молящихся, а в левой руке держащий закрытое Евангелие. Нимб вокруг головы Христа выполнен в форме греческого креста, одежды напоминают парадные одеяния византийских императоров. Христос помещён в центр круга из четырёх архангелов (Михаил, Уриил, Гавриил и Рафаил) и восьми ангелов. Архангелы изображены в царских одеяниях, со скипетром в правой руке и державой в левой. Ангелы представлены молящимися, с благоговейно сложенными руками. Сияние и великолепие небесной славы ещё более усиливается светом из восьми окон, пробитых у ног ангелов.
На следующем уровне мозаичисты изобразили четырёх пророков, предвозвестивших пришествие Спасителя, а именно Иоанна Крестителя, Соломона, Захарию и Давида, над головами которых помещены малые изображения ещё восьми пророков (Исайя, Иезекииль, Иеремия, Иона, Даниил, Моисей, Илия и Елисей). Все пророки держат в руках свитки с греческими цитатами, указывающими на грядущего Христа. В угловых нишах изображены четыре евангелиста, держащие в руках свитки с латинскими первыми словами своих Евангелий.
Из арабо-норманнских церквей Сицилии только Палатинская капелла и Марторана имеют классические купола. В отличие от аналогичной мозаики купола Мартораны, работавшие в Палатинской капелле мастера точно вписали фигуры в геометрию купола, так что все фигуры с учётом перспективы имеют правильное сложение и рост. Иконография мозаик купола Палатинской капеллы строго византийская, все персонажи размещены в соответствии с принятой иерархией. Золотой фон мозаики, парадные одежды Христа, ангелов и святых должны были наводить зрителей на мысли о неизречённой славе Царства Небесного.
Королевский дворец. Двор Македы. Внутренняя стена Палатинской капеллы
Расцвет Норманнского дворца связан с именами внука Рожера II — Фридриха II, при котором дворец стал императорской резиденцией, и Манфреда. После гибели династии Гогенштауфенов Палермо утерял свой столичный статус, и вплоть до XVI века дворец был обычной крепостью. Большинство интерьеров эпохи Отвилей и Гогенштауфенов было утеряно.
С начала XVI века испанские вице-короли Сицилии поселились в Норманнском дворце. В течение XVI — XVII веков дворец был значительно расширен и перестроен. В 1616 году при вице-короле Вильене дворец обрёл новый парадный фасад, выходящий на нынешнюю Пьяцца Виктория. В 1581-1584 годах был обустроен изящный Фонтанный двор (итал. Cortile della Fontana), в 1598-1601 годах — обширный двор Македа, носящий имя ещё одного вице-короля. Северной стеной двора Македа стал южный фасад Палатинской капеллы. В 1735 году при короле Карле Бурбонском была сооружена монументальная лестница, соединившая двор Македа с королевскими покоями на третьем этаже.
Начиная с 1947 года, в Палаццо Норманни заседает Региональная ассамблея — парламент автономной области Сицилия. В настоящее время Палатинская капелла является музеем, а в определённые дни посетителей допускают и в парадные залы третьего этажа дворца.
Убийство Авеля Каином, Ламех рассказывает жёнам об убийстве им Каина
Христос Пантократор, с нимбом в виде греческого креста, в царских одеждах, благословляющий правой рукой, а в левой — держащий закрытое Евангелие. Христу предстоят апостолы Пётр и Павел (по правую и левую руку соответственно), а в воздухе парят архангелы Михаил и Гавриил. Размещение образа Христа Пантократора не в алтарной части и не в куполе, а над троном не встречается ни в одном другом сицилийском храме. Палатинская капелла, в качестве личной часовни сицилийских монархов, показывает, насколько живучей оказалась византийская государственная традиция на Сицилии. Именно здесь с наибольшей силой воплощена идея особой связи монарха с Богом, короля с Царём царей[.
Опьянение Ноя и грех Хама
Мозаика: Строительство вавилонской башни
Приподнятые над полом, восточная и западная части капеллы, украшены мозаикой с изображением Христа Пантократора. Так показаны согласие и дополняемость духовной и царской властей – принцип византийской концепции симфонии.
В конце апсиды вновь представлен образ Христа Пантократора. В отличие от изображения в куполе Христос здесь держит в левой руке Евангелие, открытое на стихе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходит во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12), причём надпись сделана и на греческом (слева), и на латыни (справа).
Особо нужно сказать о мозаиках, которые практически полностью покрывают внутреннюю поверхность капеллы, за исключением нижних частей стен, которые украшены сложными мраморными инкрустациями. Это одни из лучших сохранившихся на Сицилии мозаик того времени. Савл в Дамаске.
Ангел освобождает Петра.
Работы в капелле были возобновлены только в XV веке, после восхождения на сицилийский престол королей из Арагонского дома. В эту эпоху были выполнены украшенный богатой мраморной инкрустацией королевский трон и мозаика над ним, подражающая византийским образцам, а также завершена отделка боковых нефов. Над троном и на стене северного нефа обозначен год завершения работ в капелле — 1460, «в царствование Иоанна, короля Сицилии», то есть Хуана II Арагонского.
Отличительной особенностью капеллы является наличие купола – деталь, не характерная для арабо-норманнского стиля.
Христос Пантократор. Мозаика XII века в Палатинской капелле в Палермо. Христос Пантократор (Вседержитель; от греч. Пαντοκρατωρ — Всевластный, Всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.
Мозаики южной ветви трансепта и часть мозаик южной апсиды образуют единый смысловой цикл, посвящённый евангельским событиям. Этот цикл был выполнен греческими мастерами в царствование Рожера II и относится, тем самым, к древнейшей части капеллы. Иконография этих мозаик безупречно византийская: надписи греческие, фигуры статичны, перспектива изображений и пейзажи достаточно условны. Открывается цикл многоплановой мозаикой, представляющей Рождество Христово. В центре Богородица, полусклонённая к скале (характерная для иконы Рождества связь с пророчеством Даниила о «горе несекомой»), поддерживающая Младенца, лежащего в яслях. Прямо на Младенца падает луч от Вифлеемской звезды. Над яслями склонились бык и осёл. В нижнем левом углу за происходящим наблюдает Иосиф, а в верхнем левом — в Вифлеем направляются волхвы. Эти же волхвы в правой части мозаики поклоняются Младенцу. Верхнюю часть мозаики заполняют многочисленные ангелы, поющие «Слава в вышних Богу». Затем повествование переносится в правую часть трансепта. Здесь последовательно изображены следующие события: Верхний регистр: сон Иосифа с указанием бежать в Египет; бегство в Египет (Богородица едет на осле, Иосиф несёт Иисуса на плечах, семейную сцену замыкает Иаков с узелком на плече); Средний регистр: Крещение Господне; Преображение; воскрешение Лазаря; Нижний регистр посвящён большой мозаике, посвящённой Входу Господню в Иерусалим; Свод над трансептом: сошествие Святого Духа на апостолов. Вход Господень в Иерусалим (южный трансепт) Мозаики выдают византийское происхождение мастеров многочисленными иконографическими условностями. Так Иордан в сцене Крещения напоминает из-за отсутствия перспективы скорее водопад, чем реку; воскресший Лазарь выходит не из пещеры, а из саркофага в мавзолее, причём один из свидетелей сцены затыкает нос, не вынеся запаха тления. Впрочем, присутствуют и не свойственные Византии черты, например, подчёркивание особой роли Петра. Так в сцене Входа в Иерусалим Иисус отдельно беседует с идущим рядом Петром (преемник которого, папа, был сюзереном Сицилийского королевства), в то время как прочие ученики почтительно следуют сзади, а при воскрешении Лазаря Пётр стоит непосредственно за Иисусом и объясняет прочим ученикам смысл происходящего. Мозаики в верхней части северной части трансепта не сохранились, и поэтому невозможно с уверенностью утверждать, что евангельский цикл продолжался дальше. Сравнение с аналогичным «праздничным» мозаичным циклом более позднего собора Монреале показывает, что в Палатинской капелле вполне могли быть изображены события Страстей Христовых и Воскресения. Подтверждением этой версии можно считать единственную сохранившуюся в этой части капеллы сюжетную мозаику - Вознесение Христово в своде. Нижний регистр мозаик северного трансепта содержит галерею изображений восточных Отцов Церкви: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, а также Николая Мирликийского. Над аркой, ведущей из трансепта в северный неф, изображены мученицы Агаты и Люсии, покровительницы Сицилии, а между ними - Екатерины Александрийской в парадных одеяниях византийской императрицы. Все эти мозаики уверено датируются временем Рожера II.
Каменная плита в честь установки Рожером II в 1142 году водяных часов (сами часы не сохранились), надписи вырезаны на греческом, латинском и арабском языках.
Благодарю за фото и комментарии к ним rokhin.valery Olga davlarissa
Рубрики: | Религия: монастыри, соборы, храмы, мечети, святые |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |