Букет фиалок |
Букет фиалок
"Из самого скромного цветка я превращусь в самый гордый..."
Украшает ли скромность? Если речь идет о маленькой фиалке, прячущей свои фиолетовые глазки в зелёной весенней траве, то скромность лишь подчёркивает её нежную красоту.
Фиалки возникли из слез благодарности Адама, когда, в бытность его на острове Цейлон, архангел Гавриил принес ему радостную весть о прощении ему Господом его грехов.
У христиан фиалка считается символом смирения. Всем своим видом она как бы говорит, что жизнь должна проходить незаметно, в стремлении к Богу.
В Древней Греции она считалась цветком Персефоны.
Как-то прогуливаясь, она увидела на склоне прелестные фиалки. Девушка присела на траву и принялась рассматривать свою находку. Не в силах противостоять очарованию восхитительных фиалок, Персефона решила украсить себя ими и сорвала несколько цветков. Проходящий мимо Аид — властелин подземного царства мертвых — увидел красавицу, любующуюся цветами и решил сделать ее своей женой. Испугалась Персефона мрачного Аида и не захотела идти с ним. Тогда подхватил ее бог на руки, и, не взирая на сопротивление, понес в свое царство безмолвия и вечного покоя. Деметра, мать Персефоны, долго ждала свою дочь, и, не дождавшись, бросилась на поиски. Смятые фиалки, еще хранящие аромат нежного дыхания Персефоны, найденные несчастной матерью у входа в подземное царство Аида, отыкрыли ей тайну похищения дочери. Взмолилась Деметра, прося Зевса освободить дочь из царства мертвых, но Зевс не хотел ссориться с суровым Аидом и решил, что две трети года Персефона станет жить с матерью, наслаждаясь солнцем и светом, а оставшуюся треть, как царица мира мертвых, проводить со своим мужем.
Так и повелось с тех пор — уходит Персефона в подземное царство — и засыпает природа без нее, облетают листья, вянут цветы. Но стоит ее нежным ногам выбежать из чертогов Аида, как радостно оживает все вокруг. А душистые фиалки с того момента считаются символом умирающей и вечно воскресающей природы.
Греки считали фиалку цветком печали, хотя любили и почитали её. Вокруг Афин были целые плантации фиалок. Не менее сильно любили фиалку и римляне, считая её цветком самого Юпитера. Без неё не обходился ни один праздник. Её воспевали поэты. Венками из фиалок украшали статуи и свои головы. Её изображали на монетах. Правда, находились и практичные личности, как, например, Плиний, который считал, что вместо фиалковых плантаций следует сажать оливковые рощи…
Фиалку обожали галлы. Любят её до сих пор французы. Фиалка не раз воспевалась французскими поэтами, и живший в царствование Людовика XIV поэт Демаре (Desmarets), посылая знаменитой основательнице литературных вечеров Жюли де Рамбулье венок из фиалок, заставляет этот цветок говорить о себе следующее:
"Не обладая честолюбием, я прячусь в траве, скромная по своей окраске, я скромна и в выборе места; но если когда-либо я увижу себя на вашем челе, то из самого скромного цветка я превращусь в самый гордый".
Фиалка была любимым цветком Жозефины – жены Наполеона. Жозефина Богарне отводила фиалке воистину мистическое значение в своей жизни. История её любви к фиалкам трогательна и печальна. Придя к власти, Наполеон Бонапарт отправил в тюрьму мужа Жозефины, бывшего сторонником монархии, а заодно и её. Генерала Богарне казнили, мало кто сомневался, что такая же участь ожидает и его жену. Но случилось чудо – дочь тюремщика подарила ей букетик фиалок. Кто знает, о чём думала Жозефина, глядя на лиловые цветы и вдыхая лесной аромат, аромат свободы в мрачных стенах тюрьмы.
Чудо получило продолжение – на следующий день будущую императрицу выпустили на свободу. К воротам тюрьмы она вернулась 9 марта 1795 года и каким-то образом убедила стражников передать горшочек с фиалками больному дофину, томившемуся в тюрьме. Увы, мальчик через месяц умер, ночью его похоронили, и кто-то высадил фиалки на его могиле. Цветы Жозефины разрастались с каждым годом, и скоро лиловый ковёр по весне покрывал всю могилу несчастного принца.
У Жозефины же всё складывалось хорошо. Она была приглашена на бал. Одетая в скромное платье, главным украшением которого были живые фиалки, она привлекла внимание Наполеона. С этого вечера начался её путь наверх. Она стала женой Наполеона и императрицей. В день свадьбы по просьбе жены Бонапарт всегда дарил ей фиалки.
Спустя четыре года Наполеон приехал к Жозефине с букетом фиалок и трёхлетним сыном от другой женщины… Это была их последняя встреча.
После его смерти на груди, в золотом медальоне, с которым он никогда не расставался, нашли две засушенные фиалки и локон белокурых волос -- воспоминание об его утренней и вечерней звезде - его дорогой Жозефине и его не менее дорогом сыне - короле римском.
Однако,после смерти Наполеона не прекращается таинственная связь с ним фиалки. Цветок этот продолжает играть свою роль и в судьбе его потомков. 29 января 1853 года Евгения сделалась императрицей французов представ перед Наполеоном III не иначе, как с букетом фиалок на шляпе или на груди, в лиловом платье или с вуалью цвета фиалок.
С этих пор фиалка стала ее любимым цветком, а вместе с тем и цветком всего модного света. Только это были уже не скромные фиалки Жозефины, а облагороженный вид их - пармский - с более темной окраской и более сильным запахом.Так цвели и благоухали фиалки эти как цветок радости более 20 лет, пока 9 января 1873 года не превратились снова в цветок смерти. В этот день умер Наполеон III - умер, как изгнанник из отечества, в Англии.
14 января в Чизельгерсте, в парадной зале, увешанной гербами с императорской короной и уставленной бесчисленными подсвечниками с ярко пылавшими свечами, лежал в гробу Наполеон III. На груди его покоилось распятие, а вокруг его гроба во всевозможных видах: в венках, букетах, гирляндах и даже просто разбросанными по полу -- находились фиалки, присланные от многочисленных друзей и приверженцев Наполеоновской династии из Франции. Это был как бы последний привет его родины...
До сих пор в день именин императрицы Евгении в Ницце, где она постоянно пребывает, вся церковь украшается фиалками, присылаемыми со всех концов Франции как напоминание о том, что верные приверженцы Наполеона еще не позабыли его. Кроме того, у входа в церковь сидят многочисленные продавщицы фиалок, и ни один из идущих в церковь не войдет туда, не приобретя букетика.
Такова любопытная роль фиалки в истории Франции, но скромный этот цветок был любим и в некоторых других странах: любим и государями, и поэтами, которые не раз воспевали его в своих стихах.
Шекспир называет его своим любимцем, Шелли воспевает в стихотворениях, Томас Мур - в "Лалла Рук", а Гете не только воспевает его, но и старается, чтобы его родной город Веймар превратился, подобно Афинам, представляли собой сплошные поля этих цветов, в город, увенчанный фиалками. Повсюду - около дорог, на полях, в общественных парках, на опушках лесов - вы можете встретить теперь фиалки. Народ называет их фиалками Гете, потому что великий поэт питал к этому цветку столь страстную любовь, что никогда не выходил на прогулки, не захватив с собой семян фиалок, которые потом рассевал по пути всюду, где только мог.
И теперь, хотя прошло уже много лет, как нет поэта, каждую весну окрестности Веймара превращаются в роскошный ковер из фиалок - это память о нем, которая сохранится еще на многие десятки лет и, быть может, переживет даже славу его творений.
Любил их и наш великий писатель И. С. Тургенев. Лечась в Висбадене, он каждое утро гулял с букетом душистых фиалок, который затем неизменно подносил лечившейся в одно время с ним Г. Балашовой. "Это - мои любимые цветы, - говорил он ей, как она сообщает в одной из московских газет. - Я чувствую особенное удовольствие вручать Вам их здесь каждое утро. Это нечто вне моей курсовой программы. Никому, никому не говорите об этом..."
Paul de Longpri, Фиалки в стеклянном бокале, 1896
Лиловый букет удивлённых фиалок
Похож на лиловый закат.
Подобно закату, он светит устало
И нежный струит аромат.
Подобно закату, огонь его жалок.
Взгляните на маленький куст,
Нет радости в нежных листочках фиалок,
Есть скрытая-скрытая грусть…
Лилла Кэбот Перри
Лилла Кэбот Перри, Портрет Алисы
Рубрики: | Фотохудожники, художники и их работы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |