Екатерининский парк. Царское село |
Павильон «Грот», как и «Эрмитаж», стал данью западной моде на подобные постройки в регулярных парках. Такие павильоны обычно строились прямо у пруда, с непосредственным выходом к воде.
Екатерининский парк
Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе) ослепляет своей пышностью и великолепием. Его лазоревые фасады протянулись на 300 метров, северный корпус увенчан пятью золочеными куполами Дворцовой церкви. годы фашистского нашествия здание было практически полностью уничтожено, внутренняя и внешняя отделки на 80 % утрачены. Никто не предполагал, что территория будет так быстро оккупирована врагами. Многие деревья Екатерининского парка были вырублены, скульптура и павильоны повреждены. Но благодаря сложным и кропотливым работам реставраторов, архитекторов, историков и различных мастеров в 1959 году уже были открыты для обозрения первые шесть залов дворца.Сегодня экспозиция Екатерининского дворца открыта в 32 залах (из 58). Наибольший интерес для туристов представляет восстановленная к 2003 году знаменитая янтарная комната дворца.
Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов. Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены.Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы. Уже упоминавшийся летописец Царского Села И. Яковкин обращался к читателям так: «Ну, господа! Теперь, осмотрев все любопытное по этой стороне, в прежних верхнем и нижнем садах, пойдем осматривать в называвшейся первоначально дикой роще истинно царски украшенный эрмитаж».
Гондола — традиционная венецианская гребная лодка. Является одним из символов Венеции.Исторически являлась главным средством передвижения по каналам города. В настоящее время служат для развлечения многочисленных туристов.
Рыбный канал. Дворцово-парковый ансамбль. Царское Село Постройка гранитных мостов на Рыбном канале до недавнего времени приписывалась Ю. М. Фельтену. В действительности проект мостов разработал в 1774 году архитектор В. И. Неелов, возможно при участии инженера И. Герарда, осуществившего постройку плотин между тремя Нижними прудами и шлюза в конце Рыбного канала. Оба моста арочные, однопролетные, тождественные по композиции, размерам и характеру оформления. Сплошные парапеты моста сложены из массивных гранитных блоков. Поверхность гранита обработана неглубокими филенками и профилированными тягами.
Мраморный мостик. Это уникальное сооружение расположено в районе Большого пруда, в пейзажной части Екатерининского парка. Мраморный мостик, сооруженный по проекту архитектора В.И.Неелова, перекинут через узкий проток у Лебяжьих островов, соединяющий Большой пруд.Мост, изготовленный в Екатеринбурге из уральского мрамора и сооруженный в 1770-1776 годах, представляет собой легкую ионическую колоннаду из голубовато-серого и белого мрамора, которая опирается на гранитное основание с широким арочным пролетом в центре. Такие украшения, как капители, колонны, тумбы, балясины и другие детали вытесаны уральскими камнерезами. Этот Палладиев мост (другое название - Сибирская мраморная галерея) создает впечатление парения в воздухе и является украшением паркового пейзажа, придавая неповторимое очарование, к сожалению, часто страдает от вандализма.
Здание адмиралтейства. Построено архитектором В.И.Нееловым в 1773-1783 годах. На берегу Большого пруда, между Старым садом и Пейзажным парком, архитектор возвел три красных кирпичных здания под общим названием Адмиралтейство.
Орловские, или Гатчинские ворота, воздвигнуты на границе Екатерининского парка, при выезде из него на дорогу, ведущую в Гатчину, бывшее имение генерал-фельдцейхмейстера Г. Орлова. Ворота воздвигнуты в ознаменование успеха в борьбе с распространившейся в Москве в 1771 году эпидемией чумы. Сооружены Орловские ворота в 1777-1782 годах по проекту А. Ринальди, разработанному им в 1771 году и утвержденному императрицей Екатериной II. Работы над созданием Орловских ворот велись под наблюдением архитектора И. Нееловa и каменных дел мастера И. Пинкетти. Различные по оттенкам розовые тивдийские мраморы, использованные для колонн и филенок, отчетливо выступают на фоне серых мраморов, которыми облицован основной массив ворот. В 1941-1944 годах Орловские ворота получили значительные повреждения. В настоящее время отреставрированы.
Красный (Турецкий) каскад. Дворцово-парковый ансамбль Это маленькая плотина-каскад с двумя кирпичными башенками по сторонам, построенными в готическом стиле. Плотина напоминает стену крепости из-за узких щелей-бойниц в белых нишах и зубчатого парапета на крыше и на стене плотины. Построена с целью поддерживать требуемый уровень воды в Верхних прудах.Верхние пруды, вырытые в конце 18 века, сообщались с Большим прудом. Вода, свободно стекавшая в его направлении, стала вымывать ложбину, возникла угроза пересыхания Верхних прудов. Поэтому было принято решение построить несколько плотин на протоке. Задачу эту решил инженер И. Герард.
Большой пруд. Остров. Вода — важнейшее средство художественной выразительности (русский регулярный парк XVIII века отличался обилием фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов).
В 1749 году на берегах Большого пруда строится Грот - садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, — являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII века. Разработка проекта царскосельского Грота и его постройка на берегу Большого пруда связаны с именем Ф.Б. Растрелли. Проект был одобрен в августе 1749 года. Работы по постройке Грота затянулись, и еще в 1761 году, после окончания строительства Большого дворца, он оставался в числе незаконченных парковых сооружений. В 1771 году архитектор А. Ринальди разработал заново проект внутренней отделки Грота. Начатые по его чертежам работы продолжались до конца 1770-х годов. В 1782 году в окнах и дверях Грота установлены фигурные железные решетки, замечательные по своеобразию и красоте рисунка. После окончания отделки Грота, переименованного в Утренний зал, в нем разместили собрание скульптурных произведений - статуй и ваз из цветного камня. К центральному залу Грота примыкают два симметричные помещения. Объемное и плановое решения этого здания - скругленные углы, ниши для статуй - характерны для архитектуры барокко. Барочной пышностью и богатством отличаются также фасады Грота, декорированные сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими фронтоны. Маски Нептуна в замках окон, колонны с дельфинами, фигурки тритонов, головки нереид подчеркивают связь павильона с водной стихией. Фасад Грота замыкает перспективу, открывающуюся на Старый сад с берегов озера. Изысканный силуэт здания рисуется на фоне темной зелени вековых деревьев парка и отражается в зеркальной глади озера. Павильон «Грот», как и «Эрмитаж», стал данью западной моде на подобные постройки в регулярных парках. Такие павильоны обычно строились прямо у пруда, с непосредственным выходом к воде.
Павильон «Грот», как и «Эрмитаж», стал данью западной моде на подобные постройки в регулярных парках. Такие павильоны обычно строились прямо у пруда, с непосредственным выходом к воде. Павильон был спроектирован в середине XVIII века по указу Елизаветы Петровны архитектором Ф.-Б. Растрелли, а строительство его началось в 1755 году. К сожалению, Елизавета не смогла увидеть построенный Грот и отчалить от него на лодке по Большому пруду, как она планировала. Строительство было завершено только в 60-е годы XVIII века, уже при Екатерине II. Архитектура Грота создана в стиле барокко. Отличительной особенностью этого стиля являются его аристократичность, незаурядность, богатство и красочность форм. Растрелли удалось сделать маленькое здание Грота запоминающимся и в тоже время гармонирующим с окружающим его садом и зданиями. Фасады Грота — лазурно-голубого цвета, как и все творения Растрелли в Екатерининском парке.
Чесменская колонна в Екатерининском парке Царского Села — памятник, символизирующий силу и славу русского флота. Дорическая колонна высотой 25 метров выполнена по проекту архитектора Антонио Ринальди из олонецкого мрамора и установлена в 1776 году в центре Большого пруда. Памятник создан в память о сражении в бухте Чесма в 1770 году, определившем исход русско-турецкой войны. Прообразом памятника стали античные стелы, украшенные отрубленными носами захваченных в плен кораблей. Орёл на вершине колонны — не только символ отваги и силы, но и образное напоминание о герое Чесменской победы — графе Алексее Орлове.
Античная скульптура. Павильон "Грот" В 18 веке Грот называли Утренним залом. И.Яковкин пишет: «Так здание называлось от того, что Екатерина II, вставая всегда рано, по утрам в хорошие ясные дни иногда изволила заниматься государственными делами или в Цветном садике возле колоннады, или иногда, для вящей прохлады, и в сем гроте, где каменные искусственные произведения, как и прежде, тем еще более увеличивали прохладу; посему до семи часов утра во время высочайших здесь присутствий вход в сад совершенно запрещен был посторонним людям.». Екатерина очень любила вид от Грота на озеро и часто по утрам в жаркие летние дни удалялась сюда и занималась здесь делами и литературой. Сюда же в эти дни, к 10 часам, сигналом созывалась молодежь для общего «фриштика» чаем, кофе и шоколадом. Иногда при этом бывала утренняя музыка. В гроте, помимо коллекции античной скульптуры и ваз из цветного камня, хранилась знаменитая статуя Вольтера работы Ж. Гудона (сегодня она выставлена в Государственном Эрмитаже).
Скульптура «Рыцарь, Смерть и Диавол» В одном из самых романтичных и отдаленных уголков Екатерининского парка — у Башни-руины — разместилась загадочная и жутковатая скульптура «Рыцарь, Смерть и Диавол», созданная по знаменитой гравюре величайшего мастера Северного Возрождения, немецкого графика и художника Альбрехта Дюрера. Это гравюра входит в тройку «Великих» гравюр мастера, созданных в начале XVI века. На фоне руины очень органично смотрится сложная четырехфигурная композиция. Невозмутимый рыцарь в латах на боевом коне, рядом с ним на костистой кляче — смерть в короне и песочными часами в руках, символизирующая быстротечность земного времени. Сзади уродливое чудовище — дьявол, символ пороков. Рыцаря сопровождает лишь один друг — его собака.
Фрагмент скульптурной композиции "Ночной дозор" Самая большая скульптурная композиция — «Ночной дозор» по одноименному полотну Рембрандта Харменса Ван Рейна — расположилась у павильона Адмиралтейство. Это была заказная картина группового портрета городских стрелков с капитаном во главе. Рембрандт, истинный новатор в живописи, создал не традиционный голландский портрет, где все герои сидят или стоят в ряд, а показал героев в действии. Но, увы, подобное новаторство было негативно встречено заказчиками, и надежда на большой гонорар у художника пропала. Среди мужчин с мушкетами, аркебузами, эспадонами в роскошных одеждах «затерялась» робкая девичья фигурка с мертвой курицей на поясе. Казалось, откуда она появилась среди этих рослых, крепких воинов? Если внимательно посмотреть, то в чертах девочки мы увидим возлюбленную первую жену Рембрандта Саскию. Так он увековечил память об ушедшей супруге и в этом полотне. Оживляет композицию бегущая на переднем плане собачка. Судя по блеску на спинке ее скульптурного двойника, она пользуется особой популярностью у посетителей парка.
Самая большая скульптурная композиция — «Ночной дозор» по одноименному полотну Рембрандта Харменса Ван Рейна — расположилась у павильона Адмиралтейство. Это была заказная картина группового портрета городских стрелков с капитаном во главе. Рембрандт, истинный новатор в живописи, создал не традиционный голландский портрет, где все герои сидят или стоят в ряд, а показал героев в действии.
Софийский собор в Царском Селе был задуман как копия Софийского собора в Константинополе, он должен был стать венцом для основанного Екатериной II города Софии, а также прославить всех героев русско-турецких войн.
Екатерининский парк. Дворцово-парковый ансамбль.
Павильон "Верхняя ванна". Дворцово - парковый ансамбль. На берегу Зеркальных прудов стоит очень изящный парковый павильон - так называемая «Верхняя ванна». Ванна построена в 1777-1779 гг архитектором И.В.Нееловым и служил до последнего времени баней для лиц Императорской семьи, пребывавших в Большом дворце. Павильон этот при Екатерине II назывался «Новой баней», ибо старая, находившаяся в нынешнем церковном флигеле дворца, была уничтожена в 1777 году при его частичной перестройке. Затем, уже в конце царствования Екатерины II, новая баня стала называться «Мыльней их Высочеств», в отличие от мыльни «Кавалерской», стоящей несколько дальше в глубине парка и носящей теперь название «Нижней» ванны. И.В.Неелов превратил сугубо служебное здание - дворцовую баню - в изящную парковую постройку. Несмотря на то, что ее фасады почти полностью лишены декоративного убранства, здание производило впечатление благодаря найденным пропорциям основного объема сооружения и обращенного в сторону пруда трехгранного ризалита. Стены ризалита в нижней части прорезаны полуциркульными окнами и широким дверным проемом, в верхней - круглыми окнами. Здание увенчано парапетом с балюстрадой.
Фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя», или «Девушка с кувшином», занимает особое место среди парковой скульптуры Царского Села: это единственная скульптура, специально исполненная для Екатерининского парка. Фигура Молочницы появилась здесь летом 1816 года. Статуя исполнена известным скульптором П. П. Соколовым на сюжет басни Ж. Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком» и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств. Гранитная скала служит пьедесталом для бронзового изваяния девушки. Из разбитого кувшина, лежащего у её ног, бежит струя ключевой воды, поступающая по узкому протоку в Большой пруд.
В районе Большого пруда, в пейзажной части Екатерининского парка, расположен Мраморный, или Палладиев мост, или Сибирская мраморная галерея. Мост поставлен над узким протоком, соединяющим Большой пруд и несколько небольших прудов, вырытых в 17б9 - 1770 годах.
Турецкая баня расположена на рукотворном полуострове в юго-западной части Большого пруда Екатерининского парка. В солнечный день издали видно сияние ее золотого купола и нежных бело-розовых стен. И сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир арабского Востока. Турецкая баня – последняя постройка на территории Екатерининского парка. Она была задумана как мемориальный памятник Русско-турецкой войны 1828-1829 годов. По указу императора Николая I в 1848 году разработка проекта была поручена К.Росси. Однако предложения прославленного архитектора не подошли, и работы возглавил архитектор И.А.Монигетти (1819-1878). Строительство продолжалось с 1850 по 1852 год. Руководил работами А.М.Камуцци. at.linkevich
Рубрики: | Мои мечты о дальних странах, фотопутешествия/Парки и сады. Музеи и сокровища мира |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |