Покро́в Пресвято́й Богоро́дицы — праздник, отмечаемый преимущественно в русском православии; в Русской Церкви считается одним из великих. Имеет фиксированную дату празднования — 1 октября по юлианскому календарю (14 октября по новому стилю).
В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году[1][нет в источнике][2]. На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие славянские обряды окончания полевых работ (см. Покров день).
В 910 году (по некоторым источникам[3], в 902 году), при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами (в ряде источников — с племенами русов), и Константинополю угрожала опасность.
Лев VI перед Христом. Мозаика в соборе св. Софии
В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, в числе которых был Андрей, Христа ради юродивый - славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых; Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.
Димитрий Ростовский сообщает следующие подробности о чудесном видении:
Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.
— Димитрий Ростовский. Жития святых (1 октября)
История установления праздника
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»
(Новгород, 1401-1425 гг., ГТГ)
Время установления праздника на Руси точно не определено; есть предположение[источник?], что он был заимствован от Константинопольской церкви, которая отмечает[источник?] его 1 и 28 октября.
Большинство исследователей связывают историю появления праздника с именем князя Андрея Боголюбского.
Князь Андрей Боголюбский, В.М.Васнецов
В 1164 году князь одержал победу над врагами. Перечитывая Житие Андрея Юродивого, славянина, жившего в Царьграде в X веке, князь встретил рассказ об одном из чудесных видений подвижника. Князь Андрей Боголюбский в Слове об установлении праздника Покрова пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».
На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским, которым и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери.
Красавица. Церковь Покрова на Нерли
фото -Сергей Свердлов
В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
О других храмах и монастырях в честь данного праздника — см. Покровский собор, Покровская церковь, Покровский монастырь
Зве́рин-Покро́вский монастырь
Покровский собор и церковь Симеона Богоприимца
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Храм Василия Блаженного)
Покровский собор
Гимнография
Покров Пресвятой Богородицы
(икона из Зверина монастыря в Новгороде, 1399 год)
Тропарь, глас 4
Днесь благовернии людие/ светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ спасти души наша.
Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Народные традиции
На Руси — первый по-настоящему осенний праздник. С этого дня начинались вечерние девичьи посиделки и осенний свадебный сезон.
В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи.
Вечеринка, Илья Ефимович Репин
Ф. В. Сычков. За работой. Подруги. 1935
Зайцев Владимир. Снег на покров Пресвятой Богородицы.