-Метки

«что такое русским быть» август ажурная вставка ажурный сарафан ажурный узор акварель акварельная живопись актеры великолепного века англия анимация бабочки березы биография ботанический сад букеты быт весенние цветы весна видеорецепт времена года выбор выкройка выращивание вязание крючком вязание спицами городской пейзаж горы греция двое девушка дети детство джемпер домик дрожжевое тесто жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом живопись на холсте животные жизнь жилет журнал по вышивке зима зимние пейзажи идея с выпечкой ирина самарина-лабиринт кавказ кошки красивые сады россии красивый узор красота природы курочка ландшафт легенды космонавтики легенды союзного государства лес летние пейзажи лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море мороз морская тематика морские пейзажи морской пейзаж музыка мышка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осенний пейзаж осень пасха пейзаж пейзажи первоцветы первый космонавт переменчивый мир петушок печенье к чаю пионы платье подводный мир покорение космоса польша природа птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для записей рамочка для стихов рамочка для текста рамочка для текста с девушкой рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка пейзажная рамочка с девушкой расследования реализм река рецепт пошагово рододендроны рождество розы ромашки россия с девушкой сад на косогоре сад на склоне салат с куриной грудкой салат слоеный своими руками сдобное тесто сирень сказка снег современное искусство стихи схема вязания схемка вязания схемка узора схемки вязания сша сыр топ тюльпаны узор спицами узоры уход за пионами факты из жизни фоторецепт франция фрукты фэнтази холст хранение семян художник абрахам соломон художник адамов алексей владимирович художник зарецкая татьяна анатольевна художник луценко сергей художник марина захарова цветение цветы цитаты шали юмор юрий гагарин ягоды

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
09:13 15.03.2019
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Фото без Photoshop
Фото без Photoshop
09:11 15.03.2019
Фотографий: 34
Посмотреть все фотографии серии Февраль на исходе
Февраль на исходе
09:09 15.03.2019
Фотографий: 11

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 545688


Есть ли Божия справедливость?

Вторник, 12 Апреля 2011 г. 22:18 + в цитатник
Цитата сообщения Вера-Надежда-Любовь Есть ли Божия справедливость?

1222598288_photo (119x160, 5Kb)
Игумен Владимир (Маслов)

Люди, потерявшие близких, часто задают вопрос: «Есть ли вообще справедливость? Справедлив ли Бог?» Мы наблюдаем контраст - умирают дети, а богатый старый преступник живет. Умирает многодетная женщина, дети которой обречены на детдомовскую жизнь, а пьяницы умирать не собираются. В сознании формируется вывод, что хорошие люди умирают, а плохие – живут. Увидев несправедливость Бога, люди уходят из Церкви, разувериваются. Сколько раз приходилось слышать: «Если Бог есть, то как Он допускает страдания невинных людей?!»
Разговаривать о справедливости с людьми очень тяжело. Суждения у всех - разные. И если вдруг встречаешься с человеком, у которого другое представление о справедливости, отличное от твоего, он кроме неприязни к тебе ничего не испытает. Понять друг друга могут только те, у которых эти взгляды более - менее одинаковы.
Библия неоднократно дает множество примеров, как эти представления меняются. И каждый раз это представление трансформируется через какие-то очень серьезные кризисы, происходящие с человеком. Когда же человек проходит испытания, он действительно выходит на другой уровень понимания. Посмотрим на Авраама, живущего в полной уверенности, что Бог справедлив: обещал - сделает. По Библии Бог испытывал Авраама в течение жизни не менее десяти раз. Только благодаря тому, что он выдержал все испытания, он и достиг такого величия.
Поучительная история и об Иове Праведном. Его Бог всем наградил, всё даровал. И казалось бы, справедливость – есть. Но появляется сатана, со словами: «Это несправедливо. Почему бы ему не быть праведным, если ему всё дали, обо всем позаботились. Вот отнимите это у него и тогда посмотрите, кто он, как себя поведёт». Это тоже голос справедливости, но со стороны сатаны. Он пытается проверить, доказать свою «правду». И чтобы установить истину, Бог вынужден пойти на это. Иову приходится пройти через сильнейшие испытания, чтобы в конечном итоге справедливость Божья восторжествовала над «справедливостью», о которой говорил сатана. Испытав праведника, Бог полностью возвратил ему его потерю и послал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Так что бывает разная справедливость.
И уж самый яркий пример - Христос на кресте. На кресте распинается наше понятие о справедливости. Все ученики, наблюдающие за этим, считали, что это несправедливо, ужасно, души разрывались от увиденного. Но свершилось воскресение Христово, все стало на место, и никто из них уже не сомневался, что это справедливо и милосердно. И если до сошествия Духа Святого, Апостолы были достаточно боязливы, после, ради Христа, отдали свою жизнь не задумываясь.
Можно привести пример из нашей современной жизни. Любому маленькому ребенку помногу раз в день кажется, что родители несправедливы по отношению к нему. Несправедливо спать укладывают, несправедливо есть заставляют, с гулянья уводят, не дают на горке прокатиться, в школу заставляют ходить, на пианино играть. У него, что ни шаг, то несправедливость. Он задаётся вопросом: «что я плохого сделал? Еще и в угол меня за это поставили!». Но мы с вами, взрослые люди понимаем, что всё это из Любви, из желания ему блага, а не для того, чтобы ему воздать за какой-то проступок.
Это говорит об отношении разного уровня понимания справедливости: «ребёнок – взрослый».
Часто у людей возникают вопросы - почему Бог именно ТАК решил? Почему - не посчитался, не подумал о нас, близких умершего? Естественно, возникает агрессия, непонимание, противостояние решению Бога.
Когда говорят «Бог забрал» - мы не можем сказать в абсолюте, как было на самом деле. Множество наших бед свершается не потому, что Бог проявил свою волю. Если человек шагнул в пропасть – он САМ шагнул. Иначе самоубийство не считалось бы грехом. А просто говорили бы: «покончил жизнь по воле Божьей».
Есть законы, по которым мир устроен, и если человек где-то нарушает эти законы, то соответственно происходят катастрофы. Происходят они не потому, что законодатель плохой, или законы плохие, а именно потому, что эти законы не соблюдаются. По невнимательности, по незнанию – по разным причинам. Многих бед можно избежать, не оперируя вопросом: «Почему Бог?» Бог дал законы – живите.
А вот что действительно мы часто забываем, так это то, что все добро, которое мы получаем, это ведь тоже от Бога. Таланты, уникальность…
Обратимся снова к книге Иова. Когда праведник лишился всех богатств, детей, из его уст звучит замечательная фраза - «Бог дал - Бог взял». А как мы помним, перед Богом он был безгрешен.
Дары от Бога мы привыкли принимать, как обычное явление. Когда дают - мы с радостью принимаем и не думаем о Дарителе, а когда забирают – начинаем протестовать и искать виноватого.
Если вернуться в химию и физику, согласно второму закону термодинамики – в любой системе возрастает энтропия, хаос. Что бы мы не делали - энтропия увеличивается. Любыми своими действиями мы увеличиваем хаос, следовательно, приближаем "конец света". Но при этом мы почему-то не задаёмся вопросом: «Как это всё ещё держится? Почему не началась ещё глобальная энтропия?»
Мы в редких случаях задумываемся, что ЖИЗНЬ - это ЧУДО.
Можно привести такой пример. Если наблюдать за строительством здания со стороны и ничего при этом не знать ни об архитекторе, ни о прорабах, ни о каменщиках, то постройка здания покажется процессом совершенно невероятным. Но, подумав, мы можем догадаться и о замысле архитектора, и о мастерстве рабочих, и об их руководителях, а может быть, и о совершенно особой необратимости — необратимости управляемых процессов. Вот чтобы понять промысел Божий, для начала надо понять Бога, Его законы, начать общение с Ним. Без этого вопрос не может быть разрешен
Бог ли решает за нас кому и когда умирать? С его воли умирает человек или все-таки случайно это происходит - как рождаемся, так и умираем?
Когда мы оперируем понятием «воля», «воля Божья», забываем о том, что за словом воля стоит огромное разнообразие вариантов и случаев. Есть действительно воля, когда «я хочу, я добиваюсь, я настаиваю на этом» - это одна воля. Другая воля когда – «я бы хотел, но посмотрю, как получится». Т.е. моя воля, мое желание, может быть разным в разных случаях.
Например, когда речь шла о Голгофской жертве, там Бог совершенно определенно сказал: «Да будет так». Воля Божья была такая. Только Христос мог выбирать, пойти или не пойти. Остальные действовали непрекословно. Но это - исключительное событие. В большинстве своём, есть варианты.
Есть такие стереотипы или архетипы. Очень распространенный стереотип, что Бог - «нянька», который заботится только о том, чтобы человеку было хорошо, уютно, комфортно и что задача человека только расти и наслаждаться жизнью. Есть другое представление - Учитель. Учитель в школе задает задания, требует, устраивает экзамены, но не решает за учеников. Ставит в затруднительные положения, где-то помогает, направляет. Но эти затруднения, не превышающие возможностей ученика. Т.е. забота учителя, чтобы ученик смог, проявил способность решить задачу. Если ученик будет настаивать: «ты от меня эту задачу убери, я ее решить не могу, и вообще я учиться не хочу». Здесь учитель может настоять и заставить. Жизнь это школа. Бог не может детерминировать каждое наше действие, он ставит нам выбор. Если бы грешники, согрешив, сразу умирали, а праведные, наоборот, жили в полной гармонии, то сразу все стали бы верующими. Если бы следовало бы немедленное активное наказание за грязь, а за хорошее действие награда , то в этом случае был бы элемент насилия, а не свободный выбор человека. А Бог не отбирает у нас свободу.
У нас перед глазами пример, когда Бог именно так и воспитывал Израиль. В итоге люди пришли к тому, что любовь к Богу и Закону стало для них всем , а любовь к человеку –ничем. И должен был явится Христос, чтобы сказать: «Да, первая заповедь - возлюби Господа Бога своего. Но вторая подобная ей, возлюби ближнего своего, как самого себя». Эта заповедь существовала и ранее, но люди настолько прочно забыли о ней, что пришёл Христос и заявил о ней, как о новой.
Человек, которого дрессируют, становится жестоким и уже не может воспринимать и любить ближнего.
Люди боятся быть «винтиками», но в случае такой дрессировки ими и становятся. И соответственно, в этом нет никакой свободы.
Здесь самое главное и важное - хочет ли человек думать над решением этих проблем, хочет ли в этом направлении развиваться. До тех пор, пока нас ублажают, мы о справедливости не говорим, мы принимаем это. Но как только нам говорят за благо стоит и заплатить, мы говорим о несправедливости.
Можно сказать, что Бог справедлив всегда и всё делается по-благости?
Это вопрос веры. Святые говорили : «Не смейте думать, что Бог справедлив. Он – милостлив, но не справедлив. Если бы Он был справедлив, то мы бы уже давно были в аду». Здесь самое главное - ПОНИМАНИЕ. Понимание того, что Бог - взрослый, а мы - дети…
И ребёнку понять поступки взрослого, отнюдь не всегда получается. Каждый случай – это такая гора индивидуальных моментов, с которыми нам, человекам, не разобраться; мы должны извлекать уроки, но всю картину полностью увидеть невозможно. Верующий человек это понимает.
Хочу привести пример, что произошло при рождении Христа. Ирод избил Вифлеемских младенцев. И можно подумать, как могло произойти такое величайшее зло? Не была ли слишком велика плата, за рождение Христа, ведь столько младенцев погибло? А последующая судьба этих младенцев такова, что в Церкви они возведены в лики святых. Теперь они Ангелы Божьи, вместе со Христом.
Здесь вопрос в восприятии. Если видеть в их смерти только абсолютное зло, то да, можно бунтовать и говорить о несправедливости. Но если говорить о том, что они ликуют в радости со Христом вместе, то это совсем другое. И более того, как раз Христианство даёт примеры, когда людям приходилось самим делать выбор, между жизнью и смертью. Жить, в наслаждении, в радости, в мирских удовольствиях, но отказаться от Христа. Или пойти на смерть – в страшных муках и страданиях. Человек сознательно выбирал муки.
Ради того, чтобы претерпеть это, умереть и быть со Христом. Это был сознательный выбор людей. И это не единичный случай, а массовые явления. Им была открыта совсем другая справедливость. Они видели благость Его промысла о них.
А может ли Бог наказать, одного, за другого?
Когда мы говорим, одного, наказать за другого, подразумевается, зло, положенное одному, возложится на другого. Зло другому, не переносится. У каждого человека своя судьба, каждый будет отвечать за себя. Нести наказания за чужие грехи, человек не будет.
Рассматривая наказание (от слова «наказ»), как – вразумление, поучение – такое возможно. Придание правильного направления, наставление на благой путь. Если, например, у нас не решается какая-то жизненная задача, к нам могут быть подключены и «даны» люди, обстоятельства с помощью которых, мы найдём правильное решение.
Как понять Его справедливость в каждом конкретном случае?
Этот вопрос можно сравнить с задачником. На каждой странице – определённое число задач.
«А почему он наказывает детей и родственников?, ..а почему говорят, что Бог - Любовь?, а где есть любовь?, почему он не делает исключений?, почему говорят, что Бог справедлив?, а где справедливость?».
Действительно, каждое «почему?» это своя задача.. Человек привык, что кто-то придёт и всё сделает за него – покажет, расскажет, прояснит, даст ответ. Это очень похоже на наше современное состояние - надежда на кого-то. Но решить эту задачу можем мы сами. Только для этого нам надо хотеть ее решать. А для этого надо начать учится этой науке с самого начала. Идти в Церковь, читать книги по вопросам духовной жизни, практиковаться в ней, молиться, учится жизни по Заповедям. И Бог нам откроет.
Мы должны понимать, что мы не первые, кто задавался этим вопросом о путях Господа.
Хорошо иллюстрирует этот вопрос святоотеческий рассказ:
«Один аскет, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой праведные и благочестивые люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно. Когда аскет молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил: — Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. И не взыскуй тайного, потому что суды Божий — бездны. Но, поскольку просил знать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймешь из это­го опыта малую часть судов Божьих. Познаешь тогда, что неисследимо и непостижимо окормление Божье во всем. Услышав сие, старец спустился с предосто­рожностью в мир и пришел к одному лугу, через который проходила проезжая дорога. Неподалеку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался. Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из корзины кошелек с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счет, хотел положить его на свое место, однако не заметил, как кошелек выпал в траву. Он поел, отдохнул, поспал и затем, сев на лошадь, уехал, не зная ничего о дукатах. Вскоре пришел другой прохожий к источнику, нашел кошелек с дукатами, взял его и побежал полями. Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился и он у источника, набрал водички, вынул и хлебушек из платка и сел есть. Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник, разъяренный, с изменившимся от гнева лицом, и набросился на него. С яростью кричал он отдать ему его дукаты. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном гневе, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскал всю одежду бедняка, ничего не нашел, и ушел огорченный. Старец же тот все видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о неправедном убийстве и молился Господу, говоря: — Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу Тебя, как терпит благость Твоя такую неправду. Один потерял дукаты, другой их нашел, а иной был убит неправедно. В то время как старец молился со слезами, сошел Ангел Господень и сказал ему: — Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божьей. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай: — Тот, кто потерял дукаты, — сосед того, кто их нашел. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов, Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне. Другой бедняк, утомленный, который ничего не нашел и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся, и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: — Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же дай мне! Конечно, Господь наш простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Тем более, что он не только заботился о хранении Его заповедей по любочестию, но хотел даже заплатить за старую свою вину. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом — как тот Его просил, взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие! Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и идет стать монахом! Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их праведно и как знает, в то время как ты считаешь их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божией, по причине, которую люди не знают. Итак, правильно говорить: праведен еси, Господи, и правы суды Твои (Пс. 118, 137). ...»
http://www.memoriam.ru/main/life_death?id=47
Рубрики:  вопрос батюшке
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку