-Метки

«что такое русским быть» август ажурная вставка ажурный сарафан ажурный узор акварель акварельная живопись актеры великолепного века англия анимация бабочки березы биография ботанический сад букеты быт весенние цветы весна видеорецепт времена года выбор выкройка выращивание вязание крючком вязание спицами городской пейзаж горы греция двое девушка дети детство джемпер домик дрожжевое тесто жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом живопись на холсте животные жизнь жилет журнал по вышивке зима зимние пейзажи идея с выпечкой ирина самарина-лабиринт кавказ кошки красивые сады россии красивый узор красота природы курочка ландшафт легенды космонавтики легенды союзного государства лес летние пейзажи лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море мороз морская тематика морские пейзажи морской пейзаж музыка мышка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осенний пейзаж осень пасха пейзаж пейзажи первоцветы первый космонавт переменчивый мир петушок печенье к чаю пионы платье подводный мир покорение космоса польша природа птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для записей рамочка для стихов рамочка для текста рамочка для текста с девушкой рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка пейзажная рамочка с девушкой расследования реализм река рецепт пошагово рододендроны рождество розы ромашки россия с девушкой сад на косогоре сад на склоне салат с куриной грудкой салат слоеный своими руками сдобное тесто сирень сказка снег современное искусство стихи схема вязания схемка вязания схемка узора схемки вязания сша сыр топ тюльпаны узор спицами узоры уход за пионами факты из жизни фоторецепт франция фрукты фэнтази холст хранение семян художник абрахам соломон художник адамов алексей владимирович художник зарецкая татьяна анатольевна художник луценко сергей художник марина захарова цветение цветы цитаты шали юмор юрий гагарин ягоды

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
09:13 15.03.2019
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Фото без Photoshop
Фото без Photoshop
09:11 15.03.2019
Фотографий: 34
Посмотреть все фотографии серии Февраль на исходе
Февраль на исходе
09:09 15.03.2019
Фотографий: 11

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 545688


СФЕРА ГОРНЯЯ. Часть 6

Четверг, 31 Марта 2011 г. 17:52 + в цитатник
Цитата сообщения avistrix СФЕРА ГОРНЯЯ. Часть 6


Вознесенский храм в Свято-Вознесенском мужском монастыре,
г. Сызрань, Самарская обл.


Официальный сайт монастыря:
http://vozmon.ru/

Взыде Бог в воскликновении,
Господь во гласе трубне.

Причастен на Вознесение Господне
   

В том месте, где в Волгу впадают реки Сызран и Крымза, в 1638 году, по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей, Григорием Козловским, воеводой Сибирским и Казанским, был основан небольшой город Сызрань. Был он городом-крепостью, предназначенным для охраны земель Поволжья и волжского речного пути от набегов кочевников с Востока.

 

Наружные иконы на алтарной стене Вознесенского храма. Все иконы и росписи, за исключением Феодоровской иконы Божией Матери, выполнены альфрейной мастерской "Сфера"

Первыми жителями города были в основном солдаты и сержанты из Казани, Чебоксар, Симбирска и других населенных пунктов Поволжья, народ почти весь православный. Внутри крепости сразу появилась соборная церковь во имя иконы Божией Матери Живоносный Источник».

 

Вознесение Господне. Наружная икона на алтарной стене храма

Шли годы, солдаты старились, уходили в отставку, семей у них не было – куда на склоне лет деваться православному бобылю? Куда же лучше, чем в монастырь. Но монастыря поблизости не было. Жил в Сызрани тогда старец святой жизни – некто Кирилл. И подал он царям челобитную, в которой писал: «…многие из солдат стары и дряхлы, собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения…».

 

Вознесение Господне. Наружная икона

В ответ Кириллу царями была дана в мае 1685 года грамота на постройку монастыря во имя Вознесения Господня с церквями Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка».

 

Богоматерь. Наружная икона

Под руководством старца Кирилла была построена первая часовня, которая и явилась началом нового монастыря. Настоятелем его стал сам Кирилл. Но весной 1687 года им было принято решение перенести обитель в город-крепость Кашпир, построенный в 1686 году в 8 верстах от Сызрани для охраны подходов к Волге со стороны Царицына и Астрахани. На прежнем месте при часовне остались только несколько монахов под начальством старца Филарета.

 

Николай Чудотворец. Наружная икона

Однако благочестивые жители города Сызрани не хотели оставаться без святой обители. В 1691 году оставшаяся братия и горожане попросили благословления у патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и на возвращение от Кашпирского монастыря Сызранскому первоначально данной земли. Патриархом было вынесено решение: вернуть Вознесенский монастырь в Сызрань, а в Кашпире оставить приходской храм.

 

Купол. Общий вид

Получив благословление, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. Церковь была завершена и освящена в 1694 году. А в 1695 году симбирскими чиновниками была составлена первая опись монастыря, в которой к тому времени проживало семь монахов.

 

Спаситель

Настоятелями вновь построенного монастыря в городе Сызрани поочередно были старец Филарет, старец Корнилий I, игумен Михаил, особо известный тем, что в 1711 году основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь, и другие.

 

Вознесение Господне

В начале XVIII века основной святыней Вознесенского монастыря в Сызрани стала чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, явившаяся и обретенная в 1713 году на водном источнике близ крепости Кашпир.

 

Св. Апостол и Евангелист Матфей

Вблизи этого источника часто отдыхали со своими стадами местные пастухи. За несколько дней до явления святой иконы они стали наблюдать над источником необыкновенный свет, который исчезал всякий раз, как только пастухи приближались к этому месту.

 

Св. Апостол и Евангелист Марк

Однажды свет воссиял еще более ярко, угаснув, как прежде, когда пастухи подошли ближе. Но на этот раз они увидели у источника икону Божией Матери и, осмотрев ее с благоговением и душевной радостью, тотчас дали знать об этом местным жителям и рассказали также о прежде виденных ими явлениях.

 

Св. Апостол и Евангелист Иоанн

Кашпирцы, возглавляемые местным духовенством, немедленно собрались на месте явления святой иконы и с молитвами перенесли ее в приходской храм. Но в следующую же ночь икона из закрытой церкви перенеслась на прежнее место своего явления. Узнав об этом, местные жители, ведомые духовенством, немедленно с хоругвями и святыми образами крестным ходом направились к источнику и после долгих, усердных молитв вновь перенесли образ Владычицы в приходскую церковь.

 

Феодоровская икона Божией Матери

Сызранцы, узнав о явлении чудотворной иконы, стали убеждать кашпирцев, что более почетным для дивного образа местом будет соборный храм Сызрани. После долгих переговоров кашпирцы согласились.

 

Интерьер Вознесенского храма с фреской "Перенесение чудотворного образа Феодоровской Божией Матери из Кашпира в Сызрань"

Духовенство и жители Сызрани, отправившись крестным ходом в Кашпир, с честью взяли образ Божией Матери и поставили его в соборе. К общему удивлению, на следующий день по перенесении икона оказалась на прежнем месте своего чудного явления.

 

Фрагмент интерьера с фреской "Перенесение чудотворного образа Феодоровской Божией Матери из Кашпира в Сызрань"

Первым, кто увидел ее на явленном источнике, был местный земледелец, пахавший неподалеку землю и пришедший сюда напоить свою лошадь.

 

Перенесение чудотворного образа Феодоровской Божией Матери из Кашпира в Сызрань

Узнав об этом новом чуде, сызранцы исполнились еще большим благоговением и решили снова с крестным ходом перенести икону в свой город, но поместить уже не в соборном храме, а в Вознесенской мужской обители, что и было ими исполнено.

 

Перенесение чудотворного образа Феодоровской Божией Матери из Кашпира в Сызрань. Фрагмент

При перенесении чудотворного образа одна прокаженная девица, умывшись водой из родника, получила полное исцеление. В то же время утихла поднявшаяся на Волге сильная буря, от которой едва не погибли богомольцы, плывшие от Кашпира до Сызрани на лодках.

 

Алтарь. Горнее Место

После переноса иконы случилось еще одно чудо. В Сызрани жил тогда дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человек пожилой и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, он упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. Вскоре он полностью излечился и в благодарность дал обет выстроить вместо деревянного храма каменный, что и осуществил.

 

Горнее Место. Спаситель и Тетраморф

Позднее, в 1825 году, новая церковь была расписана крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855 году она получила название во имя иконы Феодоровской Божией Матери.

 

Орел Тетраморфа. Фрагмент росписи Горнего Места

По перенесении иконы в монастырь нашлись благочестивые жертвователи, которые украсили ее серебряной позолоченой ризой с венцом и короной с драгоценными камнями. В дальнейшем икона помещалась в резной вызолоченной раме, на треугольном аналое, пожертвованном в 1889 году княгиней Екатериной Васильевной Урусовой.

 

Лев Тетраморфа. Фрагмент росписи Горнего Места

В 1911 году на чудотворную икону Феодоровской Божией Матери изготавливается новая риза, серебряная, вызолоченная с таким же венцом, в венце – корона с крестом, на челе и левом плече – по эмалевой звезде, на шее и на левой руке – эмалевые украшения: угольники на руке также с эмалевыми украшениями; подпись «Феодоровская Божия Матерь» тоже эмалевая.

 

Богоматерь. Фрагмент росписи алтаря

На Кашпирский ключ, где явилась чудотворная икона, ежегодно шел крестный ход. Икону носили по домам, окрестным селам и деревням.

 

Иоанн Предтеча. Фрагмент росписи алтаря

После октябрьского переворота, при закрытии монастыря чудотворная икона в 1930-е годы была спрятана верующими, а при возобновлении богослужения в 1944 в Сызранском Казанском соборе была перенесена туда. Эта икона и до сих пор является самой почитаемой святыней города.

 

Интерьер Вознесенского храма

Пожалуй, самый большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В период его правления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный летний Вознесенский храм. Его венчали пять глав, покрытых белой жестью.

 

Вознесенский монастырь в конце XIX века

На главном куполе находился позолоченный крест, а на малых куполах деревянные кресты, обшитые железом. В этом же году построен игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 году каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии.
В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Самая крупная в губернии водяная мельница, имевшая 27 поставов, принадлежала монастырю. На территории хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки.

 

Нижний ряд иконостаса. Южная часть

Монастырскими средствами поддерживалось духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека, в которой находилось около 300 томов, половина из которых была приобретена архимандритом Августином. Выписывались в библиотеку и духовные журналы. При библиотеке находился архив, в нем хранились копии указов и грамот с 1776 года.

 

Нижний ряд иконостаса. Северная часть

Вознесенский монастырь также являлся и местом первого некрополя города Сызрани. По древнему русскому обычаю усопших хоронили около церкви, а особо знатных и заслуженных людей - непосредственно в храмах. Так в Сызрани на территории монастыря у храма Феодоровской Божией Матери с западной и южной его сторон сложилось первое кладбище. Вероятно, строители крепости и монастыря были похоронены здесь. Существовал благочестивый обычай: погребать горожан на монастырском кладбище за вклады на помин души.

 

Богоматерь

Согласно архивным данным на кладбище были погребены князь Михаил Владимирович Урусов и дочь его княжна Анастасия Михайловна Урусова; иерей Троицкой церкви Павел Алексеевич Репьев, иеромонах Иаков (Орлов), наместники Сызранского монастыря архимандрит Августин и архимандрит Антоний и другие, немало сделавшие для обители и для города.

 

Св. Иоанн Предтеча

В начале XX столетия монастырь представлял собой крепкое, отлично налаженное хозяйство, сильное как с духовной, так и с материальной сторон. Но… пришла советская атеистическая разруха.

 

Св. Апостол Петр

Последним настоятелем монастыря перед его закрытием в 1923 году был архимандрит Александр, в миру Вахатов Сергей Флегонтович. Согласно архивным данным, именно он подписал акт о роспуске монастыря.

 

Св. Апостол Павел

Все здания и владения монастыря вне его стен: духовное училище, мельницы, торговые лавки, подворья, леса, земельные угодья – были национализированы и отошли городу. В распоряжении церковно-приходской общины оставался единственный Феодоровский храм.

 

Св. Иоанн Златоуст

Вся деятельность общины контролировалась горсоветом и органами НКВД. Из сохранившихся документов видно, что церковный причт в то время терпел ощутимые лишения и фактически оставлен был без денег, без питания, без работы и под надзором органов ОГПУ.

 

Св. Апостол Иаков, брат Господень (слева) и святитель Григорий Двоеслов

В 1931 году архимандрит Александр был судим и приговорен к 3 годам ссылки. Он был сослан в город Алатырь. А в 1937 году его обвинили в участии в церковно-монархической контрреволюционной организации. Согласно выписке из протокола №87 заседания тройки при УНКВД по Куйбышевской области от 30 декабря 1937 года Вахатова Сергея Флегонтовича постановили расстрелять. Приговор был приведен в исполнение 19 февраля 1938 года в городе Куйбышеве.

 

Святители Спиридон Тримифунтский (слева) и Николай Чудотворец

По постановлению Средне-Волжского облисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 1930-х годов – и Феодоровская.

 

Святитель Спиридон Тримифунтский

В 1933 году комбинат «Союзплодовощ» взял в аренду у местных властей два храма Вознесенского монастыря. В Феодоровской церкви сначала была водонапорная башня, затем заводской гараж, а с 1970-х годов – склад. В храме вознесения Господня разместили клуб. Монастырское кладбище было разорено и закатано под асфальт. Здесь построили заводские корпуса и автодорогу, соединяющую центр города с районом, который по сей день называется Монастырской горой.

 

Св. Сергий Радонежский

После празднования тысячелетия Крещения Руси вновь стали возрождаться из руин храмы и монастыри Русской Православной Церкви. В 1993 году по обращению Благочинного Сызранского округа протоиерея Григория Коберника, администрация города Сызрани приняла постановления о передаче сохранившихся зданий монастырского комплекса Православной церкви.

 

Св. Серафим Саровский

24 июня 1996 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный Вознесенский храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию. Сейчас там ежедневно проходят богослужения и совершаются церковные Таинства.

 

Св. Серафим Саровский (фрагмент)

В монастыре поселились монахи и послушники, которые стараются вернуть обители первоначальный облик и возродить в ней монашескую жизнь.

 

Св. Патриарх Тихон

В Вознесенском храме постоянно ведутся работы по росписи стен, сводов, в нем установлен новый иконостас и новое паникадило. Альфрейная мастерская «Сфера» работает в этом храме с 1998 г. Вначале был расписан купол, затем написан ряд икон.

 

Св. блаженная Матрона Московская. Совсем недавно написанная икона для Вознесенского храма

Стараниями настоятеля в храме установлен ковчег с частицами мощей более 40 угодников Божиих. В обители отремонтировано два братских корпуса, полным ходом идет реставрация игуменского дома и самой старинной в городе церкви во имя иконы Феодоровской Божией Матери. К сожалению, двухэтажный трапезный корпус находится в плачевном состоянии. На все не хватает средств.

 


 

Св. царственные страстотерпцы

Монахи и послушники Вознесенского мужского монастыря несут послушание в трапезной, в просфорне, на строительно-реставрационных работах, на клиросе, в ризнице, в алтаре храма, в столярной мастерской.
Однако до прежнего благолепия Вознесенской обители еще очень далеко. Но будем надеяться, что Божиим благословлением, трудами и молитвой братии, а также с помощью доброхотов эта святая обитель возродится в своей прежней красе.

 

Св. Георгий Победоносец
 

 
Рубрики:  Православие. Вера. Молитвы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку