Страстная Седмица. Великая Суббота |
Д. ди Буоннисенья. Соществие во ад
Наступила Великая Суббота. Христос еще во гробе, но прежде Воскресения телесного Он воскрес духовно и сошел во ад для освобождения томящихся там душ некрещеных праведников, среди которых были души наших праотцев - Адама и Евы. Адские врата рухнули, когда к ним приблизился Господь. Закончилось царство смерти и безысходности, перед человечеством открылся путь в Царствие Небесное. Также Он выполнил Свое обещание, данное благоразумному разбойнику на Кресте, и ввел его в рай. Вот-вот совершится и телесное Воскресение Христово.
Фра Анжелико. Сошествие во ад
Богослужения Великой субботы начинаются, как я уже писала, накануне с утрени, когда в центре храма полагается Плащаница и начинается поклонение ей.
Плащаница в храме Христа Спасителя в Москве
Поклонение Плащанице. После земного поклона прихожане прикладываются (целуют и касаются лбом) к изображению Христа на Плащанице (к Его ногам), затем - к Евангелию, лежащему на Плащанице
В конце утрени стихирой «Приидите, ублажим…» поминается Иосиф Аримафейский и участие его в погребении Христа, а также страдания стоящей у Креста Богоматери:
Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго,
В нощи к Пилату пришедшаго
И Живота всех испросившаго:
Даждь ми Сего страннаго,
Иже не имеет где главы подклонити:
Даждь ми Сего страннаго,
Егоже ученик лукавый на смерть предаде:
Даждь ми Сего страннаго,
Егоже Мати зрящи на кресте висяща,
Рыдающи вопияше и матерски восклицаше:
Увы Мне, Чадо Мое!
Увы Мне, Свете Мой
И утроба Моя возлюбленная!
Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся:
Мое сердце оружие пройде,
Но в радость воскресения Твоего плачь преложи.
Покланяемся страстем Твоим, Христе,
И Святому Воскресению.
В саму субботу службы начинаются с раннего утра Вечерней, которая переходит в Литургию Василия Великого. В этой службе уже - ожидание Воскресения: так, вместо Аллилуария поется песнопение «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех!», во время которой священство меняет облачение на белое, а с аналоев снимают черные покровы, под которыми уже лежат белые. Когда я пела в хоре, мы, идя на эту службу, повязывали белые платочки, а на них накидывали темные. Во время пения «Воскресни, Боже» мы темные платочки скидывали и оставались в белых. То же самое делали и многие женщины, стоящие в храме, как служительницы, так и прихожанки. В храме как бы становилось светлее, так уже чувствовалось праздничное, пасхальное настроение!
К. Брюллов. Воскресни, Боже!
Как отголосок скорби Великого Поста и Страстной Седмицы звучит вместо «Херувимской» песнь «Да молчит всякая плоть человеча…», напоминающая о великой Жертве, которую принес Господь.
Да молчит всякая плоть человеча
И да стоит со страхом и трепетом,
И ничтоже земное в себе да помышляет:
Царь бо царствующих и Господь господствующих
Приходит заклатися и датися в снедь верным.
Предходят же сему лица Ангельстии
Со всяким началом и властью:
Многоочитии Херувимы и шестокрилатии Серафимы,
Лица закрывающе и вопиюще песнь:
Аллилуиа.
Вместо «Достойно есть…» поется 9-й ирмос из канона «Волною морскою» - «Не рыдай Мене, Мати…», в котором Христос, обращаясь к Богоматери говорит Ей о Своем Воскресении и прославлении.
Икона "Не рыдай Мене, Мати..."
Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе,
Его же во чреве без семене зачала еси Сына.
Восстану бо, и прославлюся
И вознесу со славою, непрестанно, яко Бог,
Верою и любовию Тя величающия.
Полностью этот канон поют уже в субботу вечером, на пасхальной Полунощнице, предваряющей начало празднования Пасхи.
В Великую субботу совершается еще одно важное событие: в Иерусалиме на Гроб Господень сходит Благодатный Священный Огонь.
Схождение Благодатного Огня
Душа замирает в торжественном ожидании Воскресения...
Рубрики: | Православие. Вера. Молитвы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |