-Метки

«что такое русским быть» август ажурная вставка ажурный сарафан ажурный узор акварель акварельная живопись актеры великолепного века англия анимация бабочки березы биография ботанический сад букеты быт весенние цветы весна видеорецепт времена года выбор выкройка выращивание вязание крючком вязание спицами городской пейзаж горы греция двое девушка дети детство джемпер домик дрожжевое тесто жакет жаккард женский образ живопись живопись маслом живопись на холсте животные жизнь жилет журнал по вышивке зима зимние пейзажи идея с выпечкой ирина самарина-лабиринт кавказ кошки красивые сады россии красивый узор красота природы курочка ландшафт легенды космонавтики легенды союзного государства лес летние пейзажи лето лирика луговые цветы любовь масло масляная живопись мастер-класс мастихин море мороз морская тематика морские пейзажи морской пейзаж музыка мышка настроение натюрморт натюрморты нежность он и она описание вязания осенние пейзажи осенний пейзаж осень пасха пейзаж пейзажи первоцветы первый космонавт переменчивый мир петушок печенье к чаю пионы платье подводный мир покорение космоса польша природа птицы пуловер рамочка весенняя рамочка для записей рамочка для стихов рамочка для текста рамочка для текста с девушкой рамочка зимняя рамочка летняя рамочка осенняя рамочка пейзажная рамочка с девушкой расследования реализм река рецепт пошагово рододендроны рождество розы ромашки россия с девушкой сад на косогоре сад на склоне салат с куриной грудкой салат слоеный своими руками сдобное тесто сирень сказка снег современное искусство стихи схема вязания схемка вязания схемка узора схемки вязания сша сыр топ тюльпаны узор спицами узоры уход за пионами факты из жизни фоторецепт франция фрукты фэнтази холст хранение семян художник абрахам соломон художник адамов алексей владимирович художник зарецкая татьяна анатольевна художник луценко сергей художник марина захарова цветение цветы цитаты шали юмор юрий гагарин ягоды

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
09:13 15.03.2019
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Фото без Photoshop
Фото без Photoshop
09:11 15.03.2019
Фотографий: 34
Посмотреть все фотографии серии Февраль на исходе
Февраль на исходе
09:09 15.03.2019
Фотографий: 11

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Трииночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 545688


Радуйся, Николае, великий чудотворче! (19 декабря)

Четверг, 31 Марта 2011 г. 17:10 + в цитатник
Цитата сообщения avistrix Радуйся, Николае, великий чудотворче! (19 декабря)


 

Веры правило, образ кротости —
Так, святой Николай, в молитвах
Мы к твоей прибегаем помощи,
Изнурившись в житейских битвах.
Моряки мы все в жизни бренной —
Берег скрыт, океан велик…
Только стоны и крики чаек —
Вот ответ на сердечный крик…
Но всегда в небесной лазури,
Перед Господом предстоя,
Молишь ты, чтоб утихли бури
И утешилась вся земля.
 
Когда я только начала учиться церковному пению, нашим хором управляла А. П. Регентом она была прекрасным, но еще и очень опытным в церковной жизни человеком, из благочестивой семьи. Мы с ней подружились, и она давала мне немало ценных советов, касающихся как пения, так и церковного обихода. Как-то у нас с ней зашла речь о Николае Чудотворце, и я сказала, что у меня этот святой вызывает робость, уж больно строгие у него на всех иконах глаза. «Ну что Вы, - ответила мне А. П.  – Вы знаете, есть предание, что Николай Чудотворец после своей канонизации явился живописцу, пишущему его первую  икону, и повелел, чтобы его образ писался всегда со строгим взглядом, чтобы народ помнил страх Божий и, так сказать, не расслаблялся. А при жизни он был необыкновенно добр, лицо его постоянно светилось благодушной улыбкой. Знаете, ему даже воры молятся, и он, наш милостивец, помогает им – конечно не в воровстве, а в исправлении. И всем заключенным он помощник, особенно осужденным неправедно. А какой он скоропослушник! Ведь стоит только его с искренней молитвой попросить – если твое дело правое – все исполнится очень быстро!» И тут я вспомнила, что действительно, где-то за год до нашего разговора у одного моего знакомого были большие неприятности. Я помолилась за него перед образом Николая, поскольку уже тогда знала, что для успеха в делах нужно молиться ему. И все разрешилось благополучно буквально в течение следующей недели, хотя ситуация казалась безвыходной. Знакомый мой был, мягко говоря, не шибко верующим, даже не зашел в церковь, где я молилась.  И тем не менее…
«Ну, вот видите, - сказала А. П. – Даже неверующему он помог. Я знаю, что ему в некоторых случаях и иноверцы молятся. Так и говорят: «Русский Никола поможет». И вообще – добавила она, - каждый уважающий себя православный должен знать наизусть акафист Николаю Чудотворцу».
 

К моему стыду, до сих пор не знаю этого акафиста наизусть, за исключением первого кондака и еще нескольких отрывков, хотя пела и читала его много раз.  Пользуясь случаем, расскажу – может быть, кто-нибудь не знает – что такое акафист вообще. Это комплекс церковных песнопений, посвященный либо Господу, либо Божией Матери и связанным с ними праздникам и событиям (Господские и Богородичные акафисты), либо одному из святых. Само слово «акафист» - греческое, означает оно «неседален», то есть песнопение, во время которого нельзя сидеть (в отличие от «кафизмы» и «седальна», во время которых сидеть можно). Самый первый акафист, написанный в VI – первой половине VII века, был посвящен Богородице. Отсюда и традиционный акафистный припев, начинающийся со слова «Радуйся!» (как известно, это было первое слово приветствия Архангела Гавриила Богородице во время Благовещения). Исключением являются Господские акафисты. Так например, акафист Святым Страстям Христовым имеет припев: «Иисусе, Сыне Божий, помяни мя, егда приидеши во Царствие Твое». Акафист представляет собой чередование кондаков и икосов. Кондак – это краткая песнь, излагающая смысл праздника или содержащая похвалу святому. Слово «кондак» означает, в переводе с греческого, «палочка», поскольку в древности кондак писался на свитке пергамента, который наматывался на деревянную палочку. Икос (в переводе с греческого «дом») является более развернутым и пространным изложением того, что было сказано в кондаке. Поэтому икос всегда идет после кондака и один никогда не читается. Всего в акафисте 12 кондаков и 12 икосов и еще один – 13-й кондак – заключительный, повторяющийся 3 раза. Икос за ним не следует, а читаются вновь первые кондак и икос. У кондаков (кроме первого) – припев троекратная «Аллилуия», а у икосов каждый стих и  припев начинается со слова «Радуйся». Сами кондаки и икосы могут либо читаться священником или чтецом, либо петься народом или хором,   припевы же сначала читаются, а потом подхватываются поющими.
 

Акафист Николаю Чудотворцу, написанный между 1341 и 1349 годами – выдающееся произведение этого жанра. Автором его является тогдашний Патриарх Константинопольский Исидор Бухирас. Простыми, но очень красивыми и сердечными словами в нем воспевается святитель Николай Чудотворец.  Вскоре после составления акафист был переведен на славянский язык и уже в 1407 году вошел в состав Канонника преподобного Кирилла Белозерского. В современные молитвословы акафист входит наряду с акафистами Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице. Основные этапы жития Николая Чудотворца отражены в акафисте. Святитель Николай Чудотворец родился около 280 года в городе Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова) и был единственным сыном благочестивых христиан Феофана и Нонны. Родители его долгое время были бездетны и дали обет – в случае рождения сына отдать его в священнослужители. Когда они совсем почти потеряли надежду на ребенка, родился долгожданный сын, причем сразу был дан знак особого его предназначения – во время крещения новорожденный младенец сам, без поддержки, долго стоял в купели.  В 1 икосе поется: «Радуйся, рождением своим родителей удививый; радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый».
 

Мальчик рос вдумчивым и серьезным, предпочитая детским забавам молитву и чтение Божественных книг. Он очень любил бывать в храме, иногда проводя там целые дни и ночи в молитве. Видя такое благочестие, дядя  отрока, епископ Патарский Николай, стал просить родителей вспомнить об их обете и отдать ребенка на служение Богу. Те согласились. В отрочестве Николай был чтецом, а когда подрос – дядя-епископ поставил его во священники.  Незамедлительно проявились чудотворные способности Николая, в частности, его способность помогать всем путешествующим по морю. Однажды Николай вместе с  группой своих прихожан совершал паломничество в Иерусалим. Они сели на корабль, и тут Николай увидел, как вместе с ними на борт вошел нечистый дух. Он сразу предсказал надвигающуюся бурю. Так и случилось. Разразился сильнейший шторм, корабль качало так, что один из корабельщиков упал с мачты и разбился насмерть. Николай же, силою молитвы, усмирил разбушевавшуюся стихию, а затем воскресил и разбившегося моряка. В икосе 6 поется: «Радуйся, и мертвецев оживление». На обратном пути корабельщики задумали обманом завезти паломников в другую страну, чтобы продать в рабство, но по молитве Николая корабль сам развернулся и направился в нужную сторону. Недаром Николай Чудотворец считается покровителем моряков. В Санкт-Петербурге есть Никольская церковь, которую так и называют: «Никола морской». Известен тип изображения св. Николая как помощника моряков – на фоне рек и идущих по ней кораблей стоит фигура святого, который, как маяк, указывает путь судам, держа в правой руке крест, а в левой – евангелие.


 

В кондаке 5 говорится: «Боготечная звезда явился еси, наставляя по морю плавающих…». В икосе 7 поется: «Радуйся, утопающих известное хранилище. Радуйся, плавающих посреде пучин добрый кормчий».  Святому Николаю молятся путешествующие не только по водной стихии, но и перед всяким путешествием. На Руси говорили: «Спас тебе в помощь, Никола – в путь».
Молодой священник служил так ревностно, что его дядя-епископ, отправляясь в паломничество по святым местам Палестины, доверил своему племяннику временно управлять Патарской Церковью, и тот всей душой отдался исполнению священных епископских обязанностей. В это время скончались родители Николая, оставив ему богатое наследство, которое тот немедленно употребил на дела милосердия. Один из жителей Патар, богатый купец, разорился и, чтобы поправить дела, решил продать трех своих дочерей-подростков в публичный дом. Святой Николай, узнав об этом, тайно бросил в окно их дома три мешочка с золотом. Отец, таким образом, смог не только поправить свои дела, но и благополучно выдать дочерей замуж с хорошим приданым. В икосе 5 сказано: «Видеша отроковицы, на брак скверный нищеты ради уготованные… старцу родителю их нощию узельцы три злата таяся подал еси, самаго со дщерьми избавляя от падения греховнаго. … Радуйся, триех дев непорочный невестителю; радуйся, чистоты усердный хранителю».  Святому Николаю молятся о благополучном замужестве дочерей, о «браке честном и ложе нескверном», о чистоте отношений, о сохранении от насилия.
 

Желание всецело посвятить себя Богу привело Николая к решению отказаться от мира и уйти в монашескую обитель. Но однажды, стоя на молитве, он услышал голос свыше, приказывающий ему не уходить в монастырь, а идти в город Миры, столицу и митрополию Ликии. И Николай, послушный воле Божией пошел туда, хотя там у него не было ни друзей, ни знакомых. Здесь он, пропитания ради, нищенствовал, а ночевал в храме. В то время скончался архиепископ Ликии, и ликийские епископы собрались в Мирах для избрания нового архипастыря. Они решили избрать его, целиком повинуясь воле Божией и стали ждать знака, чтобы Господь указал им своего избранника. Старшему из них было открыто на молитве, что надо посвятить во епископы человека, который первым придет утром в храм, а также что избранник должен носить имя Николай. Когда епископы утром пришли в храм, там уже был святой Николай. Узнав о своем избранничестве, Николай, по своей скромности, смутился и стал было отказываться, но вспомнил, что ему было не так давно видение, в котором он узрел Иисуса Христа, подающего ему Евангелие, и Богородицу, возлагающую на него епископский омофор. По принятии архиерейского сана святой Николай стал всецело жить для других. Одежды он носил самые простые, весь день проводил в трудах, только раз в день вкушал постную пищу. Двери его дома были всегда открыты для всех, и всем он помогал и делом, и словом утешения. В икосе 5 поется: «Радуйся, милости превеликия сокровище; радуйся, промышления о людех приятелище; … Радуйся, богатство бедне живущим на земли Богом данное; радуйся, скорое воздвижение убогих. Радуйся, быстрое нищих услышание; радуйся, скорбящих приятное попечение». Св. Николаю молятся об избавлении от бедности и нищеты, об удаче в делах, о нахождении работы, например.
 

В период гонения на христиан от императора Диоклетиана в конце II – начале III века, пострадал и св. Николай. Он был заключен в темницу, где терпел голод и жажду. Там он ободрял других заключенных с ним христиан, убеждая их твердо стоять за веру. В икосе 4 поется: «…радуйся, право стоящих утверждение». Святому Николаю молятся находящиеся в заключении. Гонения на христиан закончились с приходом к власти Константина Великого. Св. Николай вернулся к своей пастве.
 

В те годы распространилось лжеучение Ария, дерзнувшего отрицать единосущие Христа со безначальным Его Отцом. Для осуждения этой ереси Константином Великим был созван в городе Никее I Вселенский собор. Там присутствовал и св. Николай. На одном из заседаний Собора Арий начал так богохульствовать, что Николай не стерпел и ударил его по щеке. За это отцы Собора лишили Николая святительского сана и заключили в темницу. Но в ту же ночь всем им приснился один и тот же сон с тем же видением, которого удостоился ранее сам Николай – Иисус Христос вручал ему Евангелие, а Богородица – епископский омофор.  Епископы поняли свою ошибку, немедленно освободили св. Николая, вернули ему епископский сан и поклонились, как великому святому. И по сей день в одной из бойниц городской стены показывают темницу, где был заключен Николай. В икосе 2 говорится: «Разум неразуменный вразумляя о Святей Троице, был еси в Никеи со святыми отцы поборник исповедания Православныя веры: равна бо Отцу Сына исповедал еси, соприсносущна и сопрестольна, Ария же безумнаго обличил еси. … Радуйся, Ария возбесившагося от Собора святых отгнавый». Св. Николаю молятся о вразумлении отступивших от истинной веры, поддавшихся влиянию различных лжеучений.
 

Однажды в Ликии случился великий голод. Св. Николай явился во сне одному  богатому итальянскому купцу, который, нагрузив свой корабль хлебом, собирался продать его в другой стране. Николай повелел ему везти хлеб в Ликию для голодающих и дал в залог три золотые монеты. Проснувшись, купец обнаружил эти монеты у себя в руке. Не осмелившись ослушаться повеления святого, он привел свой кораблю в Миры и отдал хлеб жителям. В икосе 5 поется: «Радуйся, пище и отрадо к тебе прибегающих; радуйся, хлебе неснедаемый алчущих». И в наше время есть много рассказов о том, как св. Николай помогал в крайних ситуациях, в частности, спасал от голода.
 

Однажды Мирский градоначальник Евстафий, подкупленный завистниками неких трех мужей, осудил их на смерть. Св. Николай, узнав об этом, поспешил на место казни  и успел в последний момент – когда меч был уже занесен над головой первого осужденного. Отстранив стражу, святитель остановил руку палача и грозно обличил неправедного правителя.


 

Тот не осмелился возражать святому, сознался в своем грехе и покаялся. Позже, уже после кончины святого Николая, император Константин, по навету тогдашнего градоначальника Евлавия, неправедно осудил на смерть трех своих лучших военачальников. Брошенные в темницу, военачальники стали молиться святому Николаю о спасении. В ту же ночь Николай явился во сне императору Константину и, подробно объяснив его ошибку, повелел отпустить неправедно осужденных, прибавив, что накажет императора злой смертью, если он не выполнит его требование. Тот же сон приснился в ту же ночь и клеветнику-Евлавию. Испугавшись, Евлавий прибежал утром к царю, рассказал о своем сне и покаялся в клевете. Царь немедленно освободил военачальников. Молитва св. Николаю избавляет от злых наветов, от клеветы, зависти и злобы человеческой, от неправедного осуждения. В икосе 6 поется: «…радуйся, от неправеднаго убиения избавляяй. Радуйся, от лестныя сохраняяй клеветы; радуйся, неправедныя разрушаяй советы. Радуйся, растерзаяй лжу, яко паучину; радуйся, возношаяй славно истину. Радуйся, неповинных от уз разрешение… Радуйся, проявителю правды; радуйся, помрачителю неправды. Радуйся, яко тобою неповиннии избавлени от меча…»
 

Множество других различных чудес совершил святитель Николай при жизни, продолжает  он совершать их и после смерти. Достигнув глубокой старости, святитель отошел ко Господу. Дата его кончины точно не известна, около 345-351 годов. Честное тело его было положено в мирской соборной церкви, и сразу стало источать благоуханное миро.
В 1034 году турки овладели Ликийской областью и городом Миры. Город опустел, только возле гробницы св. Николая оставалось несколько монахов. В 1087 году св. Николай явился во сне одному благочестивому пресвитеру города Бари, что юге Италии, и повелел, чтобы его мощи были перевезены туда из запустевших Мир. Пресвитер поведал об этом всем, и было решено снарядить три корабля, под видом торговцев прибыть в Миры и перевезти мощи в Бари (иногда этот город называют Бар, Бар-град, Барский град). Гробницу св. Николая охраняли четверо монахов, которые сразу же согласились на перевоз мощей, узрев в этом волю Божию. Когда был вскрыт мраморный саркофаг, он оказался весь заполнен святым миром, по церкви разлилось дивное благоухание. По прибытии в Бари мощи св. Николая были положены в храме Иоанна Предтечи. Затем в Бари был сооружен храм во имя Николая Чудотворца, где и упокоились честные мощи святителя. С момента принесения мощей в Бари от них сразу же стали происходить чудеса.
 

Святой Николай Чудотворец был и есть один из самых почитаемых на Руси. Пожалуй, нет ни одного русского города, где не было бы Никольского храма, а в любом храме есть либо придел, либо чудотворный или местночтимый образ Николая Чудотворца. Характер и душевные качества святителя, его покровительство невинности, заступничество за неправедно осужденных, скорая помощь во всех бедах и обстояниях, ревность по вере и кротость пришлись по душе русскому народу. Народная мудрость гласит: «Нет за нас поборника супротив Николы»; «Попроси Николу, и он скажет Спасу». В икосе 12 поется: «Радуйся, по Бозе и Богородице все наше упование; радуйся, телес наших здравие и душ спасение».
 

Существует два основных типа изображения Николая Чудотворца.


 

Один из них в народе называют «Никола Зимний» (в «шапке», то есть в митре). Этот образ соотносится с празднованием 19 декабря, в честь кончины святителя.


 

Образ «Никола Летний» (с непокрытой головой) - считают относящимся к празднованию 22 мая, в честь перенесения честных мощей Николая Чудотворца из Мир в Бари. Но это чисто народное, неофициальное толкование образов. В Минее указан и день рождения Николая, точно не помню, кажется в июле, но в церковной практике это событие отмечается лишь по желанию настоятеля храма («аще восхощет настоятель») – ведь Церковь особо торжественно празднует рождество лишь трех священных персонажей: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, для остальных святых празднуется день кончины и/или обретения/перенесения мощей.
 

Много можно было бы еще говорить о любимом моем святом, образок которого я ношу всегда, вместе с нательным крестом. Но боюсь утомить вас, мои добрые читатели. Позвольте в заключение напомнить вам, кто не знает, тропари и кондаки святому.

Тропарь к службе 19 декабря.
 

Правило веры и образ кротости,
Воздержания учителя яви тя стаду твоему,
Яже вещей истина.
Сего ради стяжал еси смирением высокая,
Нищетою богатая:
Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога
Спастися душам нашим.

Кондак
 

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,
Христово бо преподобне Евангелие исполнив,
Положил еси душу твою о людех твоих
И спасл еси неповинныя от смерти.
Сего ради освятился еси,
Яко великий таинник Божия благодати.

Тропарь к службе 22 мая
 

Преспел день светлого торжества, град Барский радуется,
И с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными:
Днесь бо священное торжество в пренесение честных и многоцелебных мощей
Святителя и чудотворца Николая,
Якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами,
Разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно:
Спасай нас, яко предстатель наш,
Великий Николае.

Кондак
 

Взыде, яко звезда, от востока до запада
Твоя мощи, святителю Николае,
Море освятися шествием твоим,
И град Барский приемля тобою благодать:
Нас бо деля явился еси, чудотворец изящный,
Предивный и милостивый.

В честь праздника святого Николая Чудотворца послушайте песнопение «От юности моея» греческого распева в гармонизации А. Кастальского. Исполняет хор Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением В. Горбика.

 

 

От юности моея мнози борют мя страсти,
Но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой.
Ненавидящии Сиона посрамитеся от Господа,
Яко трава бо огнем будете иссохше.
Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу
И ныне, и присно, и вовеки веков, аминь.
Святым духом всяка душа живится
И чистотою возвышается,
Светлеется Тройческим единством священнотайне.
 

Прослушать запись Скачать файл

Рубрики:  Православие. Вера. Молитвы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку