Племя Сури. Уникальный народ - сури |
Племя сури проживает к западу от реки Омо и граничит с территориями Южного Судана. Образ жизни cури подобен мурси – большую часть времени племя занято выпасом скота, выращивая относительно небольшое количество сорго и маиса. Женщины сури полностью ответственны за быт и возделывание полей, а также строительство домов и уход за детьми. Сури, как и мурси, строят дома из веток деревьев и травы круглой формы, обустраивая очаг, как правило, за пределами дома, на улице. Нетренированный глаз с трудом сможет отличить сури от мурси. Керамические тарелки в нижней губе женщины, шрамирование, одежда, прически – все это очень схоже между племенами. Точно также, как мурси, женщины сури вставляют в нижнюю губу вначале небольшой деревянный пирсинг, а затем меняют его на глиняные тарелки. Однако одна вещь выделяет сури и отличает это племя от мурси, а именно разукрашивание тела. Мужчины мурси также наносят на тела узоры из белой или красной глины, однако сури уделяют этому намного больше внимания. По особым событиям сури наносят на свои лица и тела орнаменты, пользуясь природными желтыми, белыми и красными красками, и в таком случае довольно легко отличить мурси от сури.
Что особенно интересно, так это то, что мужская часть общества сури придаётся этому с неменьшим энтузиазмом, чем женщины. Причём на процесс украшения себя у них уходит немало времени, несмотря на особенности места проживания и окружающей обстановки. Дело в том, что сури живут практически в зоне боевых действий. То есть человек там рождается, взослеет, старится и умирает на войне, причём стариться там получается далеко не у всех. Это не война в нашем традиционном понимании, это довольно вялотекущяя межплеменная вражда постоянно сопровождающаяся ожесточёнными вооружёнными столкновениями. Ну, естественно, в этих условиях каждый взрослый мужчина является обладателем нарезного огнестрельного оружия, в основном, автоматического. Для того, что бы это оружие было пущено в ход не требуется каких-то особенных обстоятельств, иногда достаточно минимального недопонимания. Я не стал акцентировать внимание на наличии огнестрельного оружия в этой, практически первозданной среде, как это выглядит, если кому интересно, можно посмотреть в альбомах про племена мурси, хамер и каро из предыдущей вылазки в те края...
Сури в отличии от большинства африканских племён повезло сохранить свой уклад жизни, традиции, верования и не стать при этом туристическим аттракционом в отличии от масаев, например. Это в масайской деревне жители, завидев приближающийся автобус (да, уже на автобусах возят!!!) с туристами, быстро переоблачаются в традиционную одежду, устраивают песни с плясками, моментально организуют торговую точку, торгуют уже поделками, произведёнными в массовом количестве в Китае - вот такая вот "экзотика", туристический народ счастлив, за деревенской оградой стоят припаркованные мотоциклы, на которых рассекает масайская мОлодежь. Сури от массового туризма спасло место их расселения, однако я прекрасно понимаю, что имею дело с последними настоящими сури... Ларчик открывается просто: на этих землях есть золото, газ и нефть - в ближайшее по историческим меркам время сури, да и их соседи тоже будут сметены катящимся валом "цивилизации"...
Даже в отношении шрамирования, существует правило, существующее с незапамятных времён: девушка до замужества вольна украшать себя любым количеством татуировок, любыми узорами, хотя есть предпочтение к простым геометрическим фигурам, а вот после замужества татуировки делать запрещено и не делают, что характерно и никто не задаётся вопросом "а, почему?" Традиция и всё тут. Хотя XXI век внёс свои коррективы и в этот, казалось бы сакральный процесс - сейчас скарификация (шрамирование) осуществляется с помощью лезвия для бритья, вымененного на что-то у соседей, прогресс...
От автора"Очень любопытно было читать всякие байки про то, что сури не такие агресивные как мурси, что они вполне лояльно относятся к посторонним, посещающих их поселения. Честно говоря, в это верится с трудом: я был и у мурси, и как вы видите, у сури и у меня есть возможность сравнить: под направленным в мою сторону автоматом я оказался у сури... Их трудно осуждать за подобное поведение - вся их жизнь это череда стычек с соседями - в день нашего приезда в деревню сури, там произошло столкновение с их извечными врагами племенем буми, в итоге несколько погибших и много людей вынужденно покинувших свои жилища. Но нет худа без добра - из-за инцидента с буми у нас появилась возможность снять тех сури, которые живут совсем уж в "медвежьем углу" даже по местным меркам. С дальних холмов в деревню, где мы расположились, спустилось несколько женщих, одетых совсем уж "традиционно" т.е. в овечьи шкуры, видимо так выглядели наши далёкие предки несколько тысяч лет назад..."
Дело в том, что сури живут практически в зоне боевых действий. То есть человек там рождается, взослеет, старится и умирает на войне, причём стариться там получается далеко не у всех. Это не война в нашем традиционном понимании, это довольно вялотекущяя межплеменная вражда постоянно сопровождающаяся ожесточёнными вооружёнными столкновениями. Ну, естественно, в этих условиях каждый взрослый мужчина является обладателем нарезного огнестрельного оружия, в основном, автоматического. Для того, что бы это оружие было пущено в ход не требуется каких-то особенных обстоятельств, иногда достаточно минимального недопонимания.
От автора:"С общением не все так просто... Технология такая: в племени нужно найти хотябы кого-нибудь, кто хоть как-то понимает государственный язык (в данном случае амхарский), а человек говорящий на амхарском и чего-то могущий сказать по-английски есть всегда по определению. Вот такое вот общение. К сожалению, в Эфиопии сейчас с русским языком уже проблемы - свободно говорит только образованная часть старшего поколения..
От автора:"Всё-таки сури, как и мурси, крайне отрицательно относятся к посторонним, которые пытаются навязать им своё общество, будь то миссионеры, этнографы, или как мы - безбашенные любители чего-то эдакое поснимать... Если окинуть взглядом представленные тут фото, то становится заметно, что в кадре-то в основном дети и подростки. Взрослое население старалось как можно дальше дистанцироваться от общения с чужаками. Другими словами: здесь, в этих краях вам никто не рад, никто вас не ждал и не горит желанием общаться. Тут вас просто терпят с очень разной степенью сдержанности... Это важно помнить 24 часа в сутки, в особенности на фоне поголовного вооружения взрослого населения и полного отсутствия не только каких-то элементов государственной власти, но и всех видов связи. Во избежании - помоги себе сам."
Ежегодно после уборки урожая проводятся семинедельные ритуальные празднования, основной частью которых являются бои. Главной частью боев на палках является инициация юношей - участники доказывают свою зрелость, силу, ловкость, храбрость и способность постоять за себя и быть защитником. Ритуал получил название "Донга" в честь главного используемого оружия - двухметровой палки. Палка ровная и гладкая, а один из ее концов украшают вырезанные фаллосы. Участниками ритуального сражения могут быть мужчины от 16 до 40 лет. Обычно в бой они идут абсолютно обнаженными, но некоторые могут обмотаться ярким куском ткани, а более состоятельные мужчины надевают специальные щитки на ноги, наручи и шлем, сделанный из веток. Правила донги простые, самое главное - табу на убийство, но все остальные приемы разрешаются. Тот, кто отступится от правила будет изгнан вместе с семьей из деревни, а его незамужняя родственица будет отдана в семью погибшего, поэтому смертей во время ритуала не много, но это не уменьшает количество травм и переломов. Бойцы соревнуются попарно, победитель дуэли вправе выбрать себе нового соперника. Если палка перломалась, бой останавливается до замены оружия. Бой окончен только тогда, когда один из участников не сядет на землю и не поднимет вверх руку.+ Выигравший все бои становится чемпионом турнира, в награду он получает всеобщий почет, уважение и самую красивую девушку в округе. Лавры почета достаются не только победителю, но и всем участникам донга. Здесь считается важным не победа, а участие, поскольку нужно обладать не малой храбростью и мужеством, чтобы придти сюда и взяться за палку. В день донги все мужчины с утра напиваются хмельным напитком - бордеем, который поднимает боевой дух, притупляет боль и чувство страха. Оно и понятно, на трезвую голову мало кто согласился бы на состязание подобного рода.+ Громкий клич, стук в барабан или череда из автомата говорит о начале ритуала. Все участники вооружившись палками собираются в группы, заводят ритмичную мелодию и направляются к ближайшему водоему - здесь проводятся последние приготовления перед боем. Какой бой без боевой раскраски? В миске с мутной водой разводится мел, потом этой кашицей намазывается все тело и наносятся узоры, в основном защитного и запугивающего характера. После нанесения рисунков мужчина готов к донге.
Благодарю за прекрасные фотографии и интересный рассказ автора artamonoff2009
Рубрики: | Мои мечты о дальних странах, фотопутешествия какие мы все разные!!! |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |